Исторические личности

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие  
Часть 1. Хроника событий, биографические справки  
Раздел 1.Введение в историческую науку  
Тема 1.1 Теория и методология исторической науки  
Тема 1.2. Античное наследие. Великое переселение народов  
Раздел II Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в ХIII–ХV вв.  
Тема 2.1. Генезис древнерусской государственности: от раннефеодальной монархии к политической раздробленности  
Тема 2.2. Московская Русь  
Раздел 3. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства  
Тема 3.1. Специфика развития России в ХVI в. «Московское царство»  
Тема 3.2. Смутное время в России. Правление первых Романовых  
Раздел 4. Российская империя в ХVIII – I пол. ХIХ вв.  
Тема 4.1. Россия на пути модернизации традиционного общества в конце ХVII– 1-й пол. ХVIII вв.  
Тема 4.2. ХVIII век – век Просвещения  
Тема 4.3. Политическое и социально-экономическое развитие страны в 1-й пол. ХIХ в.  
Раздел 5.Российская империя во II пол. ХIХ – нач. ХХ вв.  
Тема 5.1. Буржуазное реформирование России во 2-й пол. ХIХ в.  
Тема 5.2. Альтернативы буржуазному реформированию России в Х1Х в.  
Тема 5.3. Проблемы модернизации России на рубеже Х1Х–ХХ вв.  
Тема 5.4. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса  
Раздел 6.Советская Россия (1917–1922 гг.)  
Тема 6.1. Октябрьские события 1917 и их события  
Раздел 7.СССР (1922–1991 гг.)  
Тема 7.1. Формирование и сущность тоталитарного режима в СССР (20–30-ее гг. ХХ в.)  
Тема 7.2. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советская народа  
Тема 7.3. СССР в послевоенный период (1945–1953 гг.)  
Тема 7.4. Попытки либерализации советского общества. «Оттепель» (1955–1964 гг.)  
Тема 7.5. СССР в середине 60–80-х гг. ХХ в.: нарастание кризисных явлений  
Тема 7.6. Советский Союз в период перестройки (1985–1991 гг.)  
Раздел 8. Становление новой российской государственности (1992–нач. ХХI в.)  
Тема 8.1. Россия на пути радикального реформирования общества (1992–2007 гг.)  
Часть II.Понятия и термины  

 



ПРЕДИСЛОВИЕ

Подготовка к промежуточному контролю знаний является важной составной частью самостоятельной работы и необходимым элементом индивидуального развития студента.

Правильно организованный вид этой деятельности способствует внутренней самоорганизации обучающегося, эффективному самообучению при изучении материала. Самостоятельная работа воспитывает чувство ответственности студента за качество подготовки. Преподаватель же не только контролирует работу, но и оказывает консультационную помощь, используя различные педагогические средства, учитывающие индивидуальные способности студента. Значительную помощь при подготовке студента к семинарским занятиям, экзаменам окажут «Справочные материалы». Работа представляет часть Учебно-методического комплекса. Справочные материалы по дисциплине «Отечественная история» состоят из двух частей. 1-я часть представляет хронику событий и биографические данные исторических личностей, во 2-ю часть включен список основных понятий и терминов; библиографический список.

Пособие построено по проблемно-хронологическому принципу. История в нем делится на разделы в соответствии с дидактическими единицами, в рамках которых представлены темы. Материал легче усваивается, если его изучать в хронологической последовательности, переходя от темы к теме.

Прежде чем приступить к изучению дисциплины, следует внимательно ознакомиться с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников по дисциплине «Отечественная история».

Справочные материалы подготовлены на основе рабочей программы по дисциплине «Отечественная история».

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускников по дисциплине «Отечественная история» в соответствии с ГОС ВПО специальностей и направлений

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI–ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII–ХVI вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война». Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60–80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985–1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г., становление новой российской государственности (1993–2005 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 


Часть I. ХРОНИКА СОБЫТИЙ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ

Тема 1.1.Теория и методология исторической науки



Исторические личности

Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885), русский ученый, публицист, последователь цивилизационного подхода. Социологические взгляды примыкают к теориям и идеям исторического круговорота. Высказывал идею обособленных, локальных «культурно-исторических типов», взаимоотношения которых находятся в непрерывной борьбе друг с другом. Выделил четыре разряда их исторического проявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. По Данилевскому, ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которых он насчитывал десять, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым, перспективным типом Данилевский считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе.

Карамзин Николай Михайлович (1766–1826), русский писатель, историк, идеолог дворянства и просвещенного абсолютизма, автор 12-ти томов «Истории государства Российского». Учился сначала дома, затем – в Московском пансионе; с 15 лет – в Петербургском гвардейском Преображенском полку. С 1803 г. – историограф. Главный труд жизни Карамзина «История государства Российского». Движущая сила исторического процесса – власть, государство. Весь русский исторический процесс – это борьба самодержавия с народоправством, олигархией, аристократами и уделами. Единовластие представляет собой стержень, на который нанизывается вся общественная жизнь России. Разрушение единовластия приводит к гибели, возрождение – к сплочению. Самодержавие олицетворяет собой порядок, безопасность и благоденствие. Ввел в научный оборот значительное число исторических памятников (Ипатьевский свод, «Кормчая книга», Новгородская Судная грамота, Судебник Ивана III, «Стоглав» и др.). Свою историко-политическую программу изложил во всей полноте в «Записке о древней и новой истории». Представляет собственную периодизацию: 1. древний – от Рюрика до Ивана III; средний – до Петра I; новый – послепетровский.

Ключевский, Василий Осипович (1841–1911), академик, крупнейший представитель русской буржуазной либеральной историографии. Ученик С.М. Соловьева. Свои методологические и методические соображения выразил в специальном курсе «Методология русской истории». Главный труд его жизни «Курс русской истории». Конструкцию «Курса» составили пять частей, в которые вошли 86 лекций, охватившие рассказ о русской истории с древнейших времен до реформ Александра II.

Покровский, Михаил Николаевич (1868–1932), первый историк-марксист, академик, участник Октябрьской революции 1917 г., член КПСС, автор «Русской истории с древнейших времен» в 4-х томах (1909). Возглавлял Социалистическую академию общественных наук (САОН), которая занималась изучением и пропагандой марксистской теории, подготовкой кадров.

Соловьев, Сергей Михайлович (1820–1879), академик, представитель русской истории государственной школы, автор «Истории России с древнейших времен» в 29-ти томах. Окончил историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь. В Московском университете Соловьев был студентом, профессором, деканом, наконец, ректором. Поставил на надлежащую высоту преподавание отечественной истории в университете. С 1842 по 1844 гг. был за границей (Париж, Брюссель, Мюнхен, Дрезден, Аахен, Страсбург, Веймар,. Прага и др.) В 1847 г. защитил докторскую диссертацию по теме «История отношений между князьями Рюрикова дома», в которой отверг устоявшееся в историографии деление на периоды: «норманнский», «монгольский», «удельный». В «Истории России…» изложение событий внутренней жизни доведено до 1775 г, а в области дипломатических отношений – до 1780 г. Предложил свою периодизацию истории Отечества: 1. От Рюрика до Андрея Боголюбского – период господства родовых отношений в политической жизни; 2. От Андрея Боголюбского до начала ХVII в.– период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала; 3. С начала ХVII в. до середины ХVIII в.– период вступления России в систему европейских государств; 4. С середины ХVIII до реформ 60-х гг. ХIХ в. – новый период русской истории. Соловьев ставил выше всех знаменитых монархов и выдающихся государственных деятелей ХVIII в. Петра 1.

Татищев, Василий Никитич (1686–1750), просвещенный деятель, президент Берг- и Мануфактур коллегий. Участник сражений в Северной войне. Повышал образование за границей. В 1720–1721 гг. и 1734–1737 гг. возглавлял горнозаводскую промышленность Урала. В регионе развернул деятельность по строительству школ и библиотек, которые после его смерти просуществовали без коренных изменений 158 лет. Главный труд «История Российская» (1721–1739 гг.). Предложил свою периодизацию истории Отечества. 1. 862–1238 гг. 2. 1238–1462 гг. 3. 1462–1577 гг. В «Истории Российской» делает упор на политическую историю государства, а социально-экономические и культурные факторы остаются за рамками исследования. Развитие истории связано с деятельностью конкретных исторических личностей (князей, царей).

Тема 1.2. Античное наследие. Великое переселение народов

Хроника событий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: