Исторические источники. Отечественная историография в прошлом и настоящем.
Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - ϶ᴛᴏ все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В качестве источника могут выступать документы различного происхождения и характера; археологические находки (предметы быта͵ украшения, орудия труда и др.); сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, старинные станки, приборы, утварь и т.п.); письменные источники (государственные акты, летописи, книги, дневники, письма, пресса и т.п.), а также художественные работы, документы видео- и аудиоряда. Сегодня выделяют пять базовых групп исторических источников: 1) письменные, 2) вещественные, 3) аудио-визуальные, 4) научно-технические, 5) изобразительные.
Изучение курса Отечественной истории предполагает усвоение знаний историографического характера. Термин ʼʼисториографияʼʼ употребляется в двух значениях: 1) наука о развитии исторических знаний и о методах исторических исследований; 2) совокупность исторических исследований, относящихся к какому-либо периоду или проблеме.
|
|
Собранный фактический материал требует своего объяснения. В разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории России. В средние века историческая мысль развивалась под влиянием религиозной идеологии. По этой причине ведущей исторической концепцией средневекового периода была концепция провиденциализма (все происходит по воле провидения). Именно с этой точки зрения объясняются все события и явления в летописи начала XII в. – ʼʼПовести временных летʼʼ, в ʼʼСлове о полку Игоревеʼʼ, в других произведениях средневековья.
С появлением рационалистического знания историки стали искать объективные факторы в качестве определяющей силы исторического процесса. В XVIII веке в России были сделаны первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная ʼʼИстория Российская с самых древнейших временʼʼ Василия Никитича Татищева (1686-1756), ʼʼИстория Российская от древнейших временʼʼ Михаила Михайловича Щербатова (1733-1799) в 20 книгах. У истоков русской исторической науки стоял и Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Татищев и Ломоносов считали, что ход исторического процесса определяют знание и просвещение.
Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор ʼʼИстории государства Российскогоʼʼ. Главная мысль, которая пронизывает весь его труд – крайне важность для России мудрого самодержавия. За этой работой Карамзина последовали 29-томная ʼʼИстория России с древнейших временʼʼ Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Автор видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Он считал, что ход русской истории определяли три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий. Ученик Соловьева Василий Осипович Ключевский (1841-1911) в своем главном труде ʼʼКурс русской историиʼʼ развил идеи своего учителя. Он считал, что крайне важно выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т.д.), характерных для каждого периода. Близок к Ключевскому по теоретическим взглядам был историк новейшего времени Сергей Федорович Платонов (1850-1933), автор ʼʼЛекций по русской историиʼʼ.
|
|
Среди других наиболее известных отечественных историков новейшего времени, в т.ч. советского периода следует назвать Алексея Александровича Шахматова (1864-1920), Михаила Николаевича Покровского (1868-1932), Евгения Викторовича Тарле (1876-1955), Бориса Дмитриевича Грекова (1882-1953), Михаила Николаевича Тихомирова (1893-1965) и др.
В советский период историческая наука в нашей стране основывалась на марксистско-ленинской концепции и формационном подходе к истории. Основоположником советской исторической науки принято считать М.Н. Покровского. Историки рассматривали исторический процесс как всеобщий однолинейный процесс, как последовательную смену пяти общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический). Историки советского периода особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движения народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. При этом господство в теоретической сфере только одной концепции (марксистско-ленинской) существенно сковывало творчество ученых. Οʜᴎ исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества. Сильное влияние коммунистической идеологии на историческую науку обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок исторических событий и явлений, а также наличие многих запрещенных для изучения тем.
Сегодня все большую популярность получает цивилизационный подход к истории. Важнейшее его достоинство – представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Среди ярких представителей и разработчиков цивилизационного подхода к истории следует назвать русских ученых Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Питирима Александровича Сорокина (1899-1968), немца Освальда Шпенглера (1880-1936), англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975) и др.
Пути политогенеза и этапы образования государств. Великое переселение народов и роль миграций в становлении этнических общностей.
Теории происхождения государства
Ввиду особой роли государства на протяжении всей истории человечества его происхождение привлекало внимание и являлось предметом длительных споров.
ИСТОРИЯ В ТЕРМИНАХ
Государство. История человечества показала, что государство по своей сути является высшей формой организации людей, человеческого сообщества, центральным институтом политической системы. Ключевое значение для обозначения того или иного человеческого сообщества термином «цивилизация» имеет качество организации людей, наличие государственности. С появлением государства появляется и собственно история, то есть зафиксированное в письменных источниках описание и осмысление того, как организована и развивается жизнь данного государства.
|
|
Возникло множество концепций происхождения государства, или политогенеза
Теологическая (религиозная) концепция (Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве) на протяжении длительного времени преобладала и считала происхождение государства результатом деятельности богов, высших сил. Китайцы считали, что их первый император переписал первые законы государства со спины священного дракона. Японцы считали своего первого императора сыном богини Солнца Ама- тэрасу. Похожие родословные были у первых правителей Древнего Египта, Греции и Рима. Так, по легенде, основателями Рима считаются (753 г. до н. э.) Ромул и его брат-близнец Рем. Они были сыновьями Реи Сильвии и бога Марса, но были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом. Ромул убил Рема и стал первым римским царем. Иван Грозный начинал родословную великих князей московских (ранее — владимирских) от первого римского императора Августа Октавиана. Слово «царь» означает русское сокращение имени Цезарь (кесарь), которое, начиная с Августа Октавиана, после смерти его дяди Гая Юлия Цезаря, пожизненного консула и диктатора Рима, носили все римские императоры.
Патриархальная теория (Конфуций, Аристотель, Н. К. Михайловский и др.) рассматривала государство как большую семью, в которой мудрый руководитель (отец) заботится о подданных (детях) и пользуется властью от имени всех и к общей пользе.
Психологическая теория (Цицерон, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Э. Фромм) связывала возникновение государства с наличием у различных людей импульсов, направленных к властвованию над себе подобными или к подчинению.
Разновидностью этой теории можно считать волюнтаристскую теорию (политолог Дж. Ф. Мейтленд-Джонс), которая связывает возникновение независимых государств с волевой деятельностью той или иной «сильной личности».
Одной из наиболее популярных является теория общественного договора (договорная концепция) — Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др. Она видит природу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах.
|
|
В Англии, Америке и Франции теория общественного договора являлась теоретическим обоснованием происшедших революций. Считалось, что у народа есть право на свержение тех правителей, которые со своей стороны не выполняют принятых на себя обязательств. По мнению части российских историков, Рюрик был призван править русскими землями по договору с племенами ильменских словен, кривичей, веси и чуди. Петр I считал, что народ заключил с ним договор на осуществление правления, но тем самым отказался от своих прав раз и навсегда.
Марксистская теория связывала возникновение государства с появлением и развитием семьи и частной собственности, с возникшим разделением общества на класс богатых (рабовладельцы, феодалы, капиталисты) и класс бедных (рабы, крепостные крестьяне, пролетарии), на обладателей основных богатств (рабов, земли, капитала) и тех, кто зависел от этих собственников. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и И. В. Сталин рассматривали государство как орудие насилия, подавления в руках тех, кто владеет материальными богатствами данного общества.
Органическая теория (Г. Спенсер, И. К. Блюнчли, Р. Вормс) рассматривала государство и право как произведение сил природы, распространяла действие законов природы на общество.
Наряду с перечисленными, наиболее распространенными теориями существует ряд менее известных вариантов разъяснения причин возникновения столь важного социального феномена.
Теория реципрокного обмена (востоковед Л. С. Васильев) строится на предположении о том, что наиболее удачливые охотники племени, делившиеся с остальными членами племени добытой дичью, со временем приобретали особое положение. Племя в знак признательности закрепляло за лидером право на последующее перераспределение (редистрибуцию) добычи.
Гидравлическая (ирригационная) (К. Витфогель) теория объясняет возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений (в Египте, Шумере, Китае).
Теория инцеста (К. Леви-Стросс) считает важнейшим фактом в развитии человечества запрет инцеста (кровосмешения, половых отношений между близкими родственниками). Это событие стало исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновение государства.
При различии подходов многие авторы считают, что существуют некоторые общие закономерности возникновения государства:
это достаточно длительный исторический процесс; + этот процесс имеет объективный характер;
+ возникновение государства связано с необходимостью преодоления острых противоречий в обществе, а также противоречий между природой и обществом; + государство, возникнув на определенном этапе общества, становится одним из важнейших социальных атрибутов.
В настоящее время на земле существует около 200 государств, большая часть которых являются членами Организации Объединенных Наций.
Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов
Всемирная история представляет собой не что иное, как совокупность историй народов, составляющих человечество. Историческая наука наиболее развита у народов, сумевших создать и сохранить свою государственность. Исторические знания представляют собой один из важнейших элементов общественного самосознания, менталитета, единого коллективного «мы». В значительной степени историческая наука возникла в процессе этногенеза, возникновения и консолидации того или иного народа. В основе данного термина греческое слово ethnos — племя, народ. Этногенез включает не только начальные этапы возникновения какого-либо народа, но и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. Для многих народов начальный этап этногенеза окутан дымкой преданий, легенд. Мифология у любого народа предшествует историографии.
Важную роль в становлении народов сыграли миграционные процессы. Миграция (лат. migration, от migro — перехожу, переселяюсь) представляет собой процесс перемещения людей, связанный, как правило, со сменой места жительства.
Сторонники теории моноцентризма считают, что Хомо сапиенс сформировался в одном каком-то месте, например на северо-востоке Африки, а затем рассели лея по всему земному шару. Многие сторонники полицентризма считают, что предки человека жили уже 2-3 млн лет назад в Африке, Азии и Европе, а Америка, Австралия и Океания были заселены людьми менее 100 тыс. лет назад.
Важную роль в истории сыграли передвижения «народов моря» — финикийцев, создание многочисленных колоний древними греками, мощные перемещения номадов (кочевых племен гуннов, тюрков, монголов), викингов и других. В ХХ-ХХ1 вв. миграционные процессы продолжаются.