В.О. Ключевский

И УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ

Приветственное слово Министра культуры Омской области В.П. Лапухина к участникам Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Приветственное слово Заместителя министра образования Омской области В.В. Титенко к участникам Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Обращение ректора ОмГПУ к участникам Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Обращение проректора по научно-исследовательской работе ОмГМУ М.А. Ливзан к участникам Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

ДОКЛАДЫ НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ

СЕКЦИОННЫЕ ДОКЛАДЫ


К вопросу о воссоздании историко-культурной идентичности на основе общего прошлого народов Содружества Независимых Государств

(вместо предисловия).

Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу.

В.О. Ключевский

Наша конференция осуществляет работу с 2011 г., последовательно проходя ряд этапов своего развития, от внутривузовской до всероссийской с международным участием. В нынешнем году конференция отмечает пятилетний юбилей. Мероприятие задумывалась как уникальный проект, который (сегодня об этом можно уже уверенно говорить), пройдя пятилетний путь становления, состоялся.

Уникальность проекта состоит в следующем.

Во-первых, конференция сочетает три теснопереплетающихся элемента – научно-исследовательский, педагогический и воспитательный. Мы глубоко убеждены, выдающийся ученый может сформироваться в условиях воспитательно-педагогического процесса, основанного на лучших образцах отечественной историко-философской и естественнонаучной мысли, на примерах и выдающихся образцах поведения. В этой связи на пленарном заседании задаются три направления конференции:

проблемы историографии и методологии исследования Великой Отечественной войны;

– подходы и методики преподавания истории Великой Отечественной войны в рамках вузовского курса истории Отечества;

– вопросы организации и проведения воспитательно-патриотической работы на основе выдающихся примеров деятельности тружеников тыла и фронтовиков.

Три заданных на пленарном заседании направления переходят и в работу секций конференции.

Во-вторых, в рамках конференции реализуется принцип «многоуровневой научности». В конференции принимают участие студенты, магистранты, аспиранты, кандидаты и доктора наук гуманитарных и негуманитарных вузов. Для студентов и молодых ученых ориентиром высококачественного научного уровня работы служат исследовательские изыскания профессорско-преподавательского состава, тем самым через работу на конференции начинающие ученые подтягиваются к более высокому уровню научных исследований.

В-третьих, конференция реализуется как междисциплинарное мероприятие. Великая Отечественная война – это не только столкновение войск на полях сражений, но и политическое, идеологическое, социокультурное противостояние. С другой стороны, война так сильно потрясла человечество, затронув все известные сферы жизни и отрасли знаний, что современные исследования специалистов гуманитарных и естественнонаучных дисциплин лишь дополняют, обогащают друг друга, проливая свет на те или иные грани такого сложного явления, как Великая Отечественная война. Поэтому к исследованию и обсуждению проблем Великой Отечественной войны мы приглашаем специалистов самых различных направлений современной науки – историков, политологов, социологов, философов, медиков, лингвистов, литературоведов и т.д.

В-четвертых, в организации и проведении конференции мы используем «деятельностный» подход: студенты принимают активное участие в подготовке конференции под руководством преподавателей. Данный подход позволяет приобщить большее количество студентов к знаковому событию и позволяет им ощутить грандиозность мероприятия под названием Великая Победа советского народа.

Наша конференция – это еще и крупная коммуникативная площадка. Вслед за лингвокультурологами отметим, мир воспринимается человеком посредством языка и осмысливается через язык. Язык – одновременно и средство коммуникации, и «матрица», то, на основе чего устроено человеческое общество. Человек «мыслит» языком, усваивая его структуру, словоформы, устойчивые выражения, клише и т.п., начиная с раннего детства. В итоге мы говорим усваиваемыми нами в процессе жизнедеятельности, предлагаемыми обществом языковыми конструкциями, метафорами, оборотами. Это специфически человеческое восприятие конституирует окружающий нас мир как текст, наполненный семиотическими связями. Любой индивид находится в рамках определенного исторического сознания на столько, на сколько оно нам доступно в имеющихся текстах (Ж. Деррида). С другой стороны, текст не является данностью, он рождается в рамках определенной языковой системы, неся в себе готовые словоформы, конструкции, символы, которые авторы сознательно или бессознательно используют как носители языка (Д. Келли). Эту языковую систему, которая носит интердискурсивный характер, т.е. состоит из большого числа дискурсов, создаем в том числе и мы с вами. На проводимом нами мероприятии усилиями ее участников создается, а затем транслируется уникальный по своим характеристикам дискурс, его можно назвать дискурс «победители». Если манифестируемая тема конференции – победа советского народа: лица, факты, события, то имплицируемая тема – «кто приемник» героического прошлого? Ответ на данный вопрос – каждое следующее поколение. Такой ответ принципиально меняет картину мира: мы, современное поколение, уже ни сбоку, ни на окраине, не потеряны, мы в гуще мировых цивилизационных процессов. Психологические основы дискурса «победители» таковы: осознание того, что наши предки в годы Великой Отечественной войны смогли совершить невероятное, а, может быть, даже и невозможное, позволяет понять нам, их наследникам и приемникам, если они смогли противостоять таким невзгодам и лишениям, то и нам многое по плечу. Люди ощущают себя победителями.

Частью контента дискурса «победители» является маркированный хронотоп, привязка к людям, событию и месту: территория стран СНГ, великое историко-культурное наследие и т.д.

В рамках дискурса «победители» Победа, добытая 70 лет тому назад, транслируется как идея «победы», как идея достижения любых, самых грандиозных, результатов, но уже в современном мире. В понятиях «победа» и «победители» одновременно присутствует и событие, и его оценка, и вопрос «кто виноват», и мораль, что хорошо, что плохо.

Культивируемый на конференции дискурс обладает выраженными признаками интердискурсивности. Он объединяет такие виды институционального (статусно-ориентированного) дискурса, как педагогический, научный, воспитательный, которые вступают в сложный процесс взаимодействия друг с другом. Он также имеет все признаки персонального (личностно-ориентированного) типа дискурса. Вне всяких сомнений, дискурс «победители» является интегративным дискурсом.

Формируемый дискурс следует рассматривать и как результат, и как систему. Как результат дискурс «победители» предстает в качестве фено­мена, характеризующегося параметрами завершенности, цельности, который представлен в виде «продукта дискурса» – фиксированного текста, т.е. сборника конференции и входящих в него статей. Как система дискурс «победители»«социально обусловленная и культурно закрепленная система рационально организованных правил словоупотребления и взаимоотношения отдельных высказываний», а также «система ограничений, которые накладываются на высказывания в силу определенной социальной или идеологической позиции, выполняя функцию своеобразного комплекса фильтров, вследствие чего некоторые типы высказываний не могут быть порождены или вовсе отторгаются данным дискурсом. Сложно представить, чтобы в рамках организованной нами коммуникативной площадки могла звучать националистическая, расистская или иная античеловеческая риторика.

К сожалению, для современной молодежи День Победы представляется подчас отдаленным прошлым, некой виртуальной реальностью. Взаимосвязь героев прошлого с людьми настоящего зачастую не видна или едва ощутима, и часто потому только, что по этой проблематике «говорят взрослые». На наш взгляд, в современных геополитических условиях формирование и культивирование дискурса «победители» приобретает значение стратегии, суть которой – воссоздание историко-культурной идентичности на основе общего прошлого народов Содружества Независимых Государств. Это многоуровневая задача, которая, как минимум, имеет уровни ответственности государственной власти, общества и семьи (соответственно, мега,- макро- и миниуровни). На макроуровне нам, профессорско-преподавательской общественности, вполне по силам воссоздать образ и тип «нашего» человека, для которого характерны такие качества, как радушие, открытость, миролюбие, гостеприимство, единение, соборность и т.д. На форумах, подобных нашему, одним из задаваемых направлений как раз и является формирование ценностных ориентиров на основе историко-культурного наследия нашей страны. Отраден тот факт, что после сложных 1990-х и очень непростых 2000-х годов, в последнее время количество форумов, аналогичных нашему, растет с каждым годом по всей стране.

кандидат исторических наук

Омский государственный медицинский университет

Максим Николаевич Шевченко


ПРИВЕТСТВИЕ К ОРГАНИЗАТОРАМ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: