Классификация средств воздушного нападения и их характеристики

 

Под термином средства воздушного нападения (СВН) понимают все летательные аппараты (кроме космических), предназначенные как для нанесения ударов по войскам и объектам, так и для обеспечения этих действий.Они клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по сво­ему на­зна­че­нию, по спо­со­бу по­ле­та и спо­со­бу уп­ра­в­ле­ния.

 

I. По боевому назначению СВКН разделяются на:

Þ стратегические;

Þ оперативно-тактические;

Þ тактические.

К стра­те­ги­че­с­ким СВКН от­но­сят­ся сред­ст­ва, по­з­во­ля­ю­щие на­но­сить уда­ры на глу­би­ну свы­ше 5­000 км тер­ри­то­рии про­тив­ни­ка.

К опе­ра­тив­но-та­к­ти­че­с­ким от­но­сят­ся та­кие СВКН, ко­то­рые спо­соб­ны до­с­та­в­лять бо­е­при­па­сы на глу­би­ну до 5000 км.

К та­к­ти­че­с­ким СВКН от­но­сят­ся сред­ст­ва до­с­тав­ки бо­е­при­па­сов лю­бо­го ви­да на глу­би­ну до 200 км.

 

II. По спо­со­бу по­ле­та СВН под­ра­з­де­ля­ют на ко­с­ми­че­с­кие, бал­ли­сти­че­с­кие, аэ­ро­ди­на­ми­че­с­кие и аэ­ро­ста­ти­че­с­кие ус­т­рой­ст­ва.

Ко­с­ми­че­с­ки­ми счи­та­ют­ся сред­ст­ва, дви­жу­щи­е­ся по око­ло­зем­ным ор­би­там и тра­е­к­то­ри­ям в ко­с­мо­се. В по­с­лед­нее вре­мя пред­ста­в­ле­ны ис­кус­ст­вен­ны­ми спут­ни­ка­ми Зе­м­ли (ИСЗ) во­ен­но­го на­зна­че­ния («Сей­мос», «Ла­к­рос», «Фер­реет»), ре­ша­ю­щие за­да­чи ра­дио-тех­ни­че­с­кой и оп­ти­ко-элек­т­рон­ной раз­вед­ки. В бу­ду­щем воз­мо­ж­но при­ме­не­ние бо­е­вых ко­с­ми­че­с­ких ко­раб­лей, ко­с­ми­че­с­ких стан­ций и воз­душ­но-ко­с­ми­че­с­ких са­мо­ле­тов.

В рам­ках про­грам­мы стра­те­ги­че­с­кой обо­рон­ной ини­ци­а­ти­вы (СОИ) пре­д­у­сма­т­ри­ва­ет­ся к кон­цу 90-х го­дов осу­ще­ст­вить за­пуск си­с­те­мы ра­кет-пе­ре­хват­чи­ков ко­с­ми­че­с­ко­го ба­зи­ро­ва­ния, спут­ни­ков об­на­ру­же­ния, пе­ре­хват­чи­ков на­зем­но­го ба­зи­ро­ва­ния и ком­пь­ю­те­ров уп­ра­в­ле­ния бо­ем.

С этой це­лью 8 фев­ра­ля 1988 г. был ус­пеш­но про­ве­ден экс­пе­ри­мент с ис­поль­зо­ва­ни­ем двух­сту­пен­ча­той ра­ке­ты-но­си­те­ля «То­рад-дель­та» № 181. Ос­нов­ной за­да­чей экс­пе­ри­мен­та бы­ло по­лу­че­ние ин­фор­ма­ции об об­на­ру­же­нии, иден­ти­фи­ка­ции и со­про­во­ж­де­нии бал­ли­сти­че­с­ких ра­кет про­тив­ни­ка, вы­да­чи це­ле­ука­за­ния сред­ст­вам пе­ре­хва­та этих ра­кет и для про­ек­ти­ро­ва­ния пе­ре­хват­чи­ков ко­с­ми­че­с­ко­го ба­зи­ро­ва­ния.

Бал­ли­сти­че­с­кие сред­ст­ва - сред­ст­ва, дви­жу­щи­е­ся по тра­е­к­то­рии, пред­ста­в­ля­ю­щей часть эл­лип­са. К ним от­но­сят­ся бал­ли­сти­че­с­кие ра­ке­ты (БР) раз­ли­ч­но­го на­зна­че­ния. БР пред­ста­в­ля­ют со­бой бес­кры­лый бес­пи­лот­ный ле­та­тель­ный ап­па­рат с ра­кет­ным дви­га­те­лем, ра­бо­та­ю­щим толь­ко на на­чаль­ном (ак­тив­ном) уча­ст­ке тра­е­к­то­рии. К ним от­но­сят­ся БР «Трай­дент», «Пер­шинг», «Ми­нит­мэн», «Атакмс».

Аэ­ро­ди­на­ми­че­с­кие сред­ст­ва пред­ста­в­ля­ют со­бой ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты, спо­соб­ные со­вер­шать по­ле­ты в ат­мо­сфе­ре за счет при­ну­ди­тель­но­го дви­же­ния на ос­но­ве аэ­ро­ди­на­ми­че­с­ко­го прин­ци­па. К ним от­но­сят­ся авиа­ция (са­мо­ле­ты и вер­то­ле­ты), бес­пи­лот­ные ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты (БПЛА), кры­ла­тые ра­ке­ты, уп­ра­в­ля­е­мые пла­ни­ру­ю­щие бом­бы.

Глав­ной осо­бен­но­стью авиа­ции яв­ля­ет­ся ее спо­соб­ность ре­шать за­да­чи как в гло­баль­ной вой­не, так и в ог­ра­ни­чен­ных вой­нах в лю­бом рай­оне ми­ра с при­ме­не­ни­ем или без при­ме­не­ния ядер­но­го ору­жия со­в­ме­ст­но с су­хо­пут­ны­ми и во­ен­но-мор­ски­ми си­ла­ми.

В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния и под­чи­нен­но­сти ко­ман­до­ва­нию авиа­ция под­ра­з­де­ля­ет­ся на сле­ду­ю­щие ви­ды:

Þ стра­те­ги­че­с­кую;

Þ та­к­ти­че­с­кую;

Þ ар­мей­скую;

Þ авиа­цию ВМС;

Þ во­ен­но-тран­с­порт­ную;

Þ авиа­цию ПВО.

Стра­те­ги­че­с­кая авиа­ция (СА) - пред­на­зна­че­на для на­не­се­ния уда­ров по во­ен­но-про­мыш­лен­ным и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным цен­т­рам про­тив­ни­ка, по круп­ным под­ви­ж­ным це­лям и объ­е­к­там, со­ста­в­ля­ю­щим ос­но­ву во­ен­но-эко­но­ми­че­с­ко­го по­тен­ци­а­ла про­тив­ни­ка. В со­став СА вхо­дят стра­те­ги­че­с­кие бом­бар­ди­ров­щи­ки, воз­душ­ные ко­манд­ные пун­к­ты (ВКП), стра­те­ги­че­с­кие раз­вед­чи­ки, са­мо­ле­ты за­прав­щи­ки.

Ос­но­ву СА со­ста­в­ля­ют стра­те­ги­че­с­кие бом­бар­ди­ров­щи­ки. Они об­ла­да­ют бо­е­вым ра­ди­у­сом дей­ст­вия до 8000 км и спо­соб­ны дей­ст­во­вать во всем ди­а­па­зо­не вы­сот. Они име­ют ма­к­си­маль­ную бом­бо­вую на­гру­з­ку до 50 т и во­о­ру­же­ние для по­ра­же­ния объ­е­к­тов си­с­тем ПВО, сред­ст­ва раз­вед­ки, на­ви­га­ци­он­ную ап­па­ра­ту­ру, ап­па­ра­ту­ру РЭБ для по­да­в­ле­ния РЭС раз­ли­ч­но­го на­зна­че­ния. К ним от­но­сят­ся бом­бар­ди­ров­щи­ки B-1A, B-1B, FB-111.

Та­к­ти­че­с­кая авиа­ция (ТА) пред­на­зна­че­на для про­ве­де­ния са­мо­сто­я­тель­ных воз­душ­ных и со­в­ме­ст­но с дру­ги­ми СВКН воз­душ­но-ко­с­ми­че­с­ких опе­ра­ций, а так­же для авиа­ци­он­но­го обес­пе­че­ния бо­е­вых дей­ст­вий СВ на ТВД.

В со­став ТА ВВС вхо­дят ис­тре­би­те­ли-бом­бар­ди­ров­щи­ки, ис­тре­би­те­ли, штур­мо­ви­ки, са­мо­ле­ты РЭБ и РТР, са­мо­ле­ты-за­прав­щи­ки.

Со­в­ре­мен­ные ис­тре­би­те­ли-бом­бар­ди­ров­щи­ки име­ют бо­е­вой ра­ди­ус дей­ст­вия до 2500 км. На во­о­ру­же­нии име­ют обы­ч­ные и ядер­ные бом­бы, УР клас­са «воз­дух-воз­дух» и «воз­дух-зе­м­ля», УАБ, ап­па­ра­ту­ру РЭБ. Бом­бо­вая на­гру­з­ка со­ста­в­ля­ет до 9 тонн. К ним от­но­сят­ся са­мо­ле­ты F-111A, «Хар­ри­ер», «Ягу­ар», «Тор­на­до».

Ис­тре­би­те­ли име­ют бо­е­вой ра­ди­ус дей­ст­вия до 1500 км и спо­соб­ны со­вер­шать по­ле­ты на ма­лых вы­со­тах с оги­ба­ни­ем рель­е­фа ме­ст­но­сти, дей­ст­во­вать но­чью и в сло­ж­ных ме­тео­ус­ло­ви­ях. Са­мо­ле­ты ос­на­ще­ны си­с­те­мой уп­ра­в­ле­ния ору­жи­ем, ап­па­ра­ту­рой раз­вед­ки и РЭБ, на­ви­га­ци­он­ной ап­па­ра­ту­рой. Со­в­ре­мен­ные ис­тре­би­те­ли спо­соб­ны пре­одо­ле­вать силь­ную си­с­те­му ПВО про­тив­ни­ка. К ним от­но­сят­ся са­мо­ле­ты F-15, F-16, F-4 «Фан­том».

За­слу­жи­ва­ет вни­ма­ние но­вый удар­ный (мно­го­це­ле­вой) са­мо­лет F-117, вы­пол­нен­ный по про­грам­ме «Стелс». Этот са­мо­лет пред­на­зна­чен для оди­но­ч­ных дей­ст­вий по на­зем­ным це­лям в СМУ при силь­ном про­ти­во­дей­ст­вии ПВО про­тив­ни­ка. По опы­ту бо­е­вых дей­ст­вий в рай­оне Пер­сид­ско­го за­ли­ва, ко­г­да РЛС ПВО Ира­ка бы­ли не по­л­но­стью по­да­в­ле­ны, про­яви­лась вы­со­кая его эф­фе­к­тив­ность. В пер­вые сро­ки вой­ны на са­мо­ле­ты F-117A при­шлось око­ло 5% все­го чи­с­ла бо­е­вых вы­ле­тов авиа­ции со­юз­ни­ков, од­на­ко они унич­то­жи­ли 1/3 часть всех стра­те­ги­че­с­ких це­лей, по­ра­жен­ных в этот день.

Штур­мо­вик A-10 пред­на­зна­чен для не­по­сред­ст­вен­ной авиа­ци­он­ной под­дер­ж­ки (НАП) СВ на по­ле боя с при­ме­не­ни­ем толь­ко обы­ч­ных бо­е­при­па­сов и счи­та­ет­ся эф­фе­к­тив­ным сред­ст­вом для борь­бы с тан­ка­ми, БМП, БТР и дру­ги­ми под­ви­ж­ны­ми бро­ни­ро­ван­ны­ми це­ля­ми. Са­мо­лет име­ет встро­ен­ную 30-мм пуш­ку, сна­ря­ды ко­то­рой про­би­ва­ют бро­ню сред­них тан­ков. Име­ю­щий­ся бо­е­ком­п­лект (1350 сна­ря­дов) по­з­во­ля­ет в иде­аль­ном слу­чае про­ве­с­ти до 12 ус­пеш­ных атак бро­ни­ро­ван­ных це­лей. Кро­ме это­го, са­мо­лет А-10 мо­жет не­сти ши­ро­кий на­бор бомб и до 10 УР «Мей­ве­рик». Силь­ны­ми сто­ро­на­ми са­мо­ле­та А-10 яв­ля­ет­ся его хо­ро­шая жи­ву­честь в ус­ло­ви­ях силь­ной си­с­те­мы ПВО про­тив­ни­ка за счет дей­ст­вий с пре­дель­но ма­лых вы­сот и ис­поль­зо­ва­ния штат­ных средств элек­т­рон­ной за­щи­ты, а так­же воз­мо­ж­ность дей­ст­вий с по­вре­ж­ден­ных аэ­ро­дро­мов. Все это по­з­во­ля­ет во­ен­ным спе­ци­а­ли­стам сде­лать вы­вод о том, что са­мо­лет А-10 мо­жет эф­фе­к­тив­но ис­поль­зо­вать­ся до 2015 го­да.

Са­мо­ле­ты F-4G и «Тор­на­до» I.G.R. пред­на­зна­че­ны для бо­е­во­го по­ра­же­ния РЛС, ЗРК и дру­гих РЭС. Они мо­гут не­сти на бор­ту 4-6 ПРР ти­па «Шрайк», «Харм», «Аларм», что по­з­во­ля­ет ка­ж­до­му са­мо­ле­ту за один вы­лет унич­то­жить до 2-3 ра­дио­элек­т­рон­ных объ­е­к­тов про­тив­ни­ка.

Ар­мей­ская авиа­ция (АА) вхо­дит в со­став СВ и пред­на­зна­че­на для дей­ст­вий не­по­сред­ст­вен­но в ин­те­ре­сах об­ще­вой­ско­вых ча­с­тей. На АА воз­ла­га­ют­ся удар­ные, раз­ве­ды­ва­тель­но-связ­ные и тран­с­порт­но-де­сант­ные за­да­чи. В со­став АА в ос­нов­ном вхо­дят вер­то­ле­ты ог­не­вой под­дер­ж­ки, тран­с­порт­ные, мно­го­це­ле­вые, раз­ве­ды­ва­тель­ные, а так­же са­мо­ле­ты це­ле­ука­за­ния, авиа­ци­он­ной под­дер­ж­ки и штаб­ные. За­да­чи АА, ее ор­га­ни­за­цию мы рас­смо­т­рим бо­лее под­роб­но на сле­ду­ю­щем за­ня­тии.

Авиа­ция ВМС пред­на­зна­че­на для унич­то­же­ния ядер­ных сил фло­та про­тив­ни­ка и его мор­ских тран­с­порт­ных сил, обо­ро­ны ко­ра­бель­ных груп­пи­ро­вок в мо­ре, ве­де­ния бо­е­вых дей­ст­вий на при­мор­ских ТВД со­в­ме­ст­но с дру­ги­ми ви­да­ми авиа­ции, а так­же для воз­душ­ной раз­вед­ки на оке­ан­ских и мор­ских ТВД. Авиа­ция ВМС де­лит­ся на авиа­но­с­ную (па­луб­ную), ба­зо­вую и авиа­цию мор­ской пе­хо­ты (толь­ко в США). В со­став авиа­ции ВМС вхо­дят штур­мо­ви­ки (А-6, А-7), ис­тре­би­те­ли (F-14, F/A-18, «Си Хар­ри­ер»), са­мо­ле­ты РТР и РЭБ (ЕА-6В, ЕА-16), са­мо­ле­ты ПЛО (S-3A, P-3C) и ДРЛО (Е-2В, ЕС-121), а так­же вер­то­ле­ты раз­ли­ч­но­го на­зна­че­ния.

Авиа­ция ПВО пред­на­зна­че­на для обо­ро­ны ва­ж­ных на­пра­в­ле­ний, рай­онов и объ­е­к­тов от воз­душ­но­го про­тив­ни­ка. В свой со­став она вклю­ча­ет ис­тре­би­те­ли-пе­ре­хват­чи­ки (F-15 и F-16 раз­ли­ч­ных мо­ди­фи­ка­ций), са­мо­ле­ты РЭБ и ДРЛО.

Во­ен­но-тран­с­порт­ная авиа­ция пред­на­зна­че­на для вы­пол­не­ния стра­те­ги­че­с­ких воз­душ­ных пе­ре­во­зок по пе­ре­бро­ске жи­вой си­лы, во­ен­ной тех­ни­ки и ма­те­ри­аль­ных средств на ТВД, а так­же для ве­де­ния раз­вед­ки в ин­те­ре­сах всех ви­дов ВС, по­иск и спа­се­ние эки­па­жей са­мо­ле­тов и вер­то­ле­тов, эва­ку­а­ции ра­не­ных и боль­ных. В со­став во­ен­но-тран­с­порт­ной авиа­ции вхо­дят стра­те­ги­че­с­кие и та­к­ти­че­с­кие тран­с­порт­ные са­мо­ле­ты (С-5А «Гэ­ла­к­си», С-130Е «Гер­ку­лес»), са­мо­ле­ты и вер­то­ле­ты спе­ци­аль­но­го и вспо­мо­га­тель­но­го на­зна­че­ния.

В на­сто­я­щее вре­мя ин­тен­сив­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся бес­пи­лот­ные са­мо­ле­ты - ди­с­тан­ци­он­но пи­ло­ти­ру­е­мые ле­та­тель­ные ап­па­ра­ты (ДПЛА). Они пред­на­зна­че­ны для вы­пол­не­ния сле­ду­ю­щих за­дач: со­з­да­ние ра­дио­по­мех РЛС и сред­ст­вам уп­ра­в­ле­ния си­с­те­мы ПВО про­тив­ни­ка, ог­не­во­го по­да­в­ле­ния ЗРК и на­не­се­ния уда­ров по на­зем­ным объ­е­к­там. БЛА мо­гут за­пу­с­кать­ся с са­мо­ле­тов и на­зем­ных ПУ. Уп­ра­в­ле­ние ими осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по про­грам­ме или опе­ра­то­ром с на­зем­но­го или воз­душ­но­го пун­к­та. К ним от­но­сят­ся раз­вед­чи­ки AGM-34, по­ста­нов­щи­ки по­мех BGM-34 и удар­ные «Ло­каст» (США-Гер­ма­ния), MGGB (США).

Кры­ла­тые ра­ке­ты пред­на­зна­че­ны для по­ра­же­ния за­ра­нее вы­бран­ных це­лей на раз­ли­ч­ных даль­но­стях и с вы­со­кой то­ч­но­стью. По спо­со­бу за­пу­с­ка КР под­ра­з­де­ля­ют­ся на два клас­са: “воз­дух-по­верх­ность” и “по­верх­ность-по­верх­ность”. КР мо­гут со­вер­шать по­лет с оги­ба­ни­ем рель­е­фа ме­ст­но­сти на вы­со­тах 50-80 м.

По опы­ту бо­е­во­го при­ме­не­ния КР в зо­не Пер­сид­ско­го за­ли­ва (ти­па BGM-109C и BGM-109D), ве­ли­чи­на про­ма­ха ра­кет со­ста­ви­ли не­сколь­ко ме­т­ров. Не­лиш­не на­пом­нить, что бо­е­вые дей­ст­вия про­тив Ира­ка на­ча­лись ин­тен­сив­ным при­ме­не­ни­ем КР (в пер­вые 30 ми­нут их бы­ло вы­пу­ще­но око­ло 100).

Аэ­ро­ста­ти­че­с­кие ап­па­ра­ты (АЭА) при­ме­ня­ют­ся в во­ен­ных це­лях с кон­ца 18 ве­ка. Сна­ча­ла они ис­поль­зо­ва­лись для на­блю­де­ния за по­лем боя и пе­ре­дви­же­ни­я­ми войск, а в даль­ней­шем - для кор­ре­к­ти­ров­ки ог­ня ар­тил­ле­рии. Во вре­мя вто­рой ми­ро­вой вой­ны - в ка­че­ст­ве средств воз­душ­но­го за­гра­ж­де­ния для обо­ро­ны от са­мо­ле­тов. В на­сто­я­щее вре­мя АЭА при­ме­ня­ют­ся для ра­дио­пе­лен­га­ции, ра­дио­тех­ни­че­с­кой раз­вед­ки и ра­дио­ло­ка­ци­он­но­го на­блю­де­ния. Ос­нов­ны­ми аэ­ро­ста­та­ми яв­ля­ют­ся «Скай­нет» и «Фэ­ми­ли».

 

В по­с­лед­нее вре­мя боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся раз­ра­бот­ке и со­з­да­нию вы­со­ко­то­ч­но­го ору­жия (ВТО) на ба­зе раз­ве­ды­ва­тель­но-удар­ных си­с­тем и ком­п­ле­к­сов, дей­ст­ву­ю­щих по прин­ци­пу «вы­с­т­ре­лил-за­был». Они пред­ста­в­ля­ют ин­те­рес с той то­ч­ки зре­ния, что сред­ст­ва по­ра­же­ния этих ком­п­ле­к­сов мо­гут яв­лять­ся це­ля­ми для зе­нит­ной ра­кет­ной си­с­те­мы (ЗРС) 9К311 на ко­не­ч­ном эта­пе на­ве­де­ния.

Разведывательный ударный комплекс «Джи­сак» пред­на­зна­чен для раз­вед­ки и по­ра­же­ния уп­ра­в­ля­е­мым ору­жи­ем тан­ко­вых и ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных под­ра­з­де­ле­ний вто­рых эше­ло­нов про­тив­ни­ка.

В про­цес­се бо­е­вой ра­бо­ты ком­п­лекс обес­пе­чи­ва­ет по­иск и об­на­ру­же­ние тан­ко­вых и ме­ха­ни­зи­ро­ван­ных под­ра­з­де­ле­ний, рас­по­з­на­ва­ние, груп­пи­ро­ва­ние, оп­ре­де­ле­ния ме­с­то­по­ло­же­ния и их ог­не­вое по­ра­же­ние. Име­ют­ся три ва­ри­ан­та РУК «Джи­сак»: в си­с­те­ме командующего груп­пой ар­мий, ко­ман­ди­ра армейского корпуса и ко­ман­ди­ра ди­ви­зии. РУК ко­ман­ди­ра ди­ви­зии спо­соб­ны по­ра­жать груп­по­вые бро­ни­ро­ван­ные це­ли на глу­би­ну до 70 км от пе­ред­не­го края. Со­став ком­п­ле­к­са: са­мо­лет OV-1D «Мо­ха­УК» с бор­то­вой РЛС бо­ко­во­го об­зо­ра; ап­па­ра­ту­рой об­ра­бот­ки и уп­ра­в­ле­ния пе­ре­да­чей дан­ных; мо­биль­ный на­зем­ный пункт об­ра­бот­ки и уп­ра­в­ле­ния; под­ра­з­де­ле­ние УР «зе­м­ля-зе­м­ля» АТАКМС. Ра­ке­ты име­ют кас­сет­ную бо­е­вую часть, снаб­жен­ную про­ти­во­тан­ко­вы­ми суб­бо­е­при­па­са­ми (ра­ке­ты ТЖСМ и ма­ло­га­ба­рит­ные бом­бы «Скит» с ин­ф­ра­кра­с­ны­ми дат­чи­ка­ми). Кас­сет­ная бо­е­вая часть ра­ке­ты мо­жет быть сна­ря­же­на 24 бо­е­при­па­са­ми ТЖСМ или 96 бо­е­при­па­са­ми “Скит”. По­ра­же­ние этих суб­бо­е­при­па­сов в про­цес­се на­ве­де­ния мо­жет яв­лять­ся за­да­чей БМ. Ко­ли­че­ст­во од­но­вре­мен­но по­ра­жа­е­мых це­лей - 2, ошиб­ка на­ве­де­ния ра­ке­ты - 25-50 м.

Ос­нов­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми бо­е­вых свойств са­мо­ле­тов и вер­то­ле­тов яв­ля­ют­ся лет­но-тех­ни­че­с­кие ха­ра­к­те­ри­сти­ки: ско­рость, вы­со­та (по­то­лок) по­ле­та, ма­нев­рен­ность, скороподъемность, дальность (ра­ди­ус) по­ле­та, а так­же во­о­ру­же­ние и бор­то­вое обо­ру­до­ва­ние. Рас­смо­т­рим ос­нов­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки.

Ма­к­си­маль­ная ско­рость на ми­ни­маль­ной вы­со­те бо­е­во­го при­ме­не­ния. Имен­но этой ско­ро­стью оп­ре­де­ля­ет­ся воз­мо­ж­но­сти по до­с­ти­же­нию та­к­ти­че­с­кой вне­зап­но­сти, а сле­до­ва­тель­но, и жи­ву­честь при пре­одо­ле­нии си­с­те­мы ПВО. Она со­ста­в­ля­ет для со­в­ре­мен­ных тактических истребителей 1100-1400 и 150-200 км/ч для вер­то­ле­тов.

Бо­е­вой по­то­лок - это вы­со­та по­ле­та, на ко­то­рой он спо­со­бен вы­пол­нить го­ри­зон­таль­ный раз­во­рот с кре­ном до 15-20о. без по­те­ри вы­со­ты и ско­ро­сти. Бо­е­вой по­то­лок умень­ша­ет­ся для груп­пы са­мо­ле­тов при по­ле­те их в еди­ном строю. Для тактических истребителей он со­ста­в­ля­ет 12-14 км.

Ди­а­па­зо­ны вы­сот по­ле­та авиа­ции де­лят­ся на:

Þ пре­дель­но ма­лые: до 200 м;

Þ ма­лые: 200 - 1000 м;

Þ сред­ние: 1000 - 4000 м;

Þ боль­шие: 4000 - 12000 м;

Þ стра­то­сфе­ра: бо­лее 12000 м.

Глу­би­на воз­дей­ст­вия са­мо­ле­тов оп­ре­де­ля­ет­ся их бо­е­вым ра­ди­у­сом дей­ст­вия. Бо­е­вой ра­ди­ус дей­ст­вия - это наи­боль­шее рас­сто­я­ние, на ко­то­рое мо­жет уда­лить­ся са­мо­лет для вы­пол­не­ния бо­е­вой за­да­чи при штат­ном во­о­ру­же­нии без про­ме­жу­то­ч­ной по­сад­ки и до­за­прав­ки на аэ­ро­дром вы­ле­та. Сю­да вхо­дят: взлет, на­бор вы­со­ты, пре­одо­ле­ние си­с­те­мы ПВО про­тив­ни­ка, вы­ход к объ­е­к­ту уда­ра, при­ме­не­ние во­о­ру­же­ния, при не­об­хо­ди­мо­сти по­в­тор­ный за­ход для уда­ра, воз­вра­ще­ние и по­сад­ка на аэ­ро­дром.

Бо­е­вой ра­ди­ус дей­ст­вия для тактических истребителей со­ста­в­ля­ют от 500 до 1600 км. Ве­ли­чи­на бо­е­во­го ра­ди­у­са на ма­лых вы­со­тах умень­ша­ет­ся в 2-2.5 раза из-за уве­ли­че­ния рас­хо­дов то­п­ли­ва.

Ма­нев­рен­ность - это спо­соб­ность са­мо­ле­та из­ме­нять с оп­ре­де­лен­ной ско­ро­стью па­ра­ме­т­ры по­ле­та: ско­рость, вы­со­ту, на­пра­в­ле­ние. Вы­со­кая ма­нев­рен­ность по­з­во­ля­ет со­в­ре­мен­ным са­мо­ле­там бо­лее ус­пеш­но пре­одо­ле­вать си­с­те­му ПВО про­тив­ни­ка, со­вер­шать про­ти­во­ра­кет­ный ма­невр.

Ма­нев­рен­ные воз­мо­ж­но­сти ха­ра­к­те­ри­зу­ют­ся спо­соб­но­стью со­з­да­вать и вы­дер­жи­вать пе­ре­гру­з­ки при со­вер­ше­нии го­ри­зон­таль­но­го и вер­ти­каль­но­го ма­нев­ра. Пе­ре­гру­з­кой (n) на­зы­ва­ет­ся без­раз­мер­ная ве­ли­чи­на, по­ка­зы­ва­ю­щая, во сколь­ко раз ус­ко­ре­ние рав­но­дей­ст­ву­ю­щей аэ­ро­ди­на­ми­че­с­кой си­лы (F), при­ло­жен­ной к са­мо­ле­ту, пре­вы­ша­ет ус­ко­ре­ние си­лы тя­же­сти (G).

Кон­ст­рук­ция со­в­ре­мен­ных са­мо­ле­тов по­з­во­ля­ет вы­дер­жи­вать пе­ре­гру­з­ки в 2-3g в те­че­нии 10-12 сек., а крат­ко­вре­мен­ные пе­ре­гру­з­ки в 4-6g - в те­че­нии 3-4 сек. Пе­ре­гру­з­ка яв­ля­ет­ся ва­ж­ной ха­ра­к­те­ри­сти­кой при со­вер­ше­нии про­ти­во­ра­кет­но­го ма­нев­ра. Так, для умень­ше­ния ве­ро­ят­но­сти по­ра­же­ния за 3-4 сек. до под­ле­та ЗУР к са­мо­ле­ту осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ре­з­кий на­бор (умень­ше­ние) вы­со­ты с од­но­вре­мен­ным ухо­дом в сто­ро­ну. Пе­ре­гру­з­ки в этом слу­чае со­ста­в­ля­ют 4-6 g.

 

Во­о­ру­же­ние и бор­то­вое обо­ру­до­ва­ние са­мо­ле­та яв­ля­ют­ся ва­ж­ней­ши­ми бо­е­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми, оп­ре­де­ля­ю­щи­ми воз­мо­ж­но­сти дан­но­го ви­да СВН по на­не­се­нию уда­ров и по­ра­же­нию раз­ли­ч­ных объ­е­к­тов про­тив­ни­ка. Во­о­ру­же­ние вклю­ча­ет в се­бя сред­ст­ва по­ра­же­ния и си­с­те­мы уп­ра­в­ле­ния ору­жи­ем. К сред­ст­вам по­ра­же­ния от­но­сят­ся: авиа­ци­он­ные пу­ле­ме­ты и пуш­ки с бо­е­при­па­са­ми, уп­ра­в­ля­е­мые и не­уп­ра­в­ля­е­мые ра­ке­ты, бом­бы и бом­бо­вые кас­се­ты, тор­пе­ды и ми­ны, авиа­ци­он­ные вы­лив­ные ба­ки и др. На вер­то­ле­тах ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся ПТУР­Сы. Ка­ж­дое сред­ст­во име­ет си­с­те­му уп­ра­в­ле­ния ору­жи­ем. На се­ми­нар­ском за­ня­тии по этой те­ме мы рас­смо­т­рим ос­нов­ные во­о­ру­же­ния са­мо­ле­тов и вер­то­ле­тов та­к­ти­че­с­кой и ар­мей­ской авиа­ции.

 

За­да­чи, ре­ша­е­мые та­к­ти­че­с­кой авиа­ци­ей, и спо­со­бы боевых дей­ст­вий её по вой­скам.

По взгля­дам во­ен­но­го ру­ко­во­дства та­к­ти­че­с­кая авиа­ция ТА яв­ля­ет­ся глав­ным сред­ст­вом при­ме­не­ния та­к­ти­че­с­ко­го ЯО на ТВД и глав­ной удар­ной си­лой при вве­де­нии бо­е­вых дей­ст­вий с при­ме­не­ни­ем обы­ч­ных средств по­ра­же­ния. ТА мо­жет дей­ст­во­вать са­мо­сто­я­тель­но или со­в­ме­ст­но с дру­ги­ми ро­да­ми войск. На ТА воз­ла­га­ет­ся ре­ше­ние сле­ду­ю­щих за­дач:

Þ за­во­е­ва­ние пре­во­с­ход­ст­ва в воз­ду­хе.

Þ изо­ля­ция рай­она бо­е­вых дей­ст­вий.

Þ не­по­сред­ст­вен­ная авиа­ци­он­ная под­дер­ж­ка су­хо­пут­ных войск.

Þ вве­де­ние та­к­ти­че­с­кой воз­душ­ной раз­вед­ки;

Þ про­ве­де­ние спе­ци­аль­ных опе­ра­ций.

За­во­е­ва­ние пре­во­с­ход­ст­ва в воз­ду­хе дол­ж­но ис­к­лю­чить или су­ще­ст­вен­но сни­зить воз­мо­ж­ность на­не­се­ния про­тив­ни­ком от­вет­но­го уда­ра с по­мо­щью СВН и тем са­мым обес­пе­чить сво­бо­ду дей­ст­вия войск на зе­м­ле и в воз­ду­хе. Ос­нов­ные объ­е­к­ты уда­ров: са­мо­ле­ты на аэ­ро­дро­мах, ста­ци­о­нар­ные ПУ ЗРК и пун­к­ты уп­ра­в­ле­ния, РЛС, во­ен­но-про­мыш­лен­ные объ­е­к­ты, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные цен­т­ры и др. За­во­е­ва­ние пре­во­с­ход­ст­ва в воз­ду­хе счи­та­ет­ся не­об­хо­ди­мой пред­по­сыл­кой для вы­пол­не­ния ТА сво­ей ос­нов­ной за­да­чи - не­по­сред­ст­вен­ной авиа­ци­он­ной под­дер­ж­ки. По опы­ту ло­каль­ных войн на Бли­ж­нем вос­то­ке, в зо­не Пер­сид­ско­го за­ли­ва на за­во­е­ва­ние пре­во­с­ход­ст­ва в воз­ду­хе вы­де­ля­ет­ся до 70% сил и средств воз­душ­но­го на­па­де­ния. Глу­би­на вы­пол­не­ния этой за­да­чи - 1200 - 1500 км.

Изо­ля­ция рай­она бо­е­вых дей­ст­вий про­во­дит­ся с це­лью вос­пре­тить или ог­ра­ни­чить вы­дви­же­ние вто­рых эше­ло­нов, ре­зер­вов из ос­нов­ных рай­онов к пе­ред­не­му краю и ввод их в бой. Объ­е­к­та­ми уда­ров при этом мо­гут быть: пу­ти со­об­ще­ния (ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги, ж/д пу­ти, ж/д стан­ции, мос­ты, пе­ре­пра­вы), вой­ска на мар­ше и в рай­онах со­сре­до­то­че­ния, шта­бы и уз­лы ком­му­ни­ка­ции. Изо­ля­ция рай­она бо­е­вых дей­ст­вий бу­дет вы­пол­нять­ся на глу­би­ну 150 км и бо­лее от ли­нии бо­е­во­го со­при­ко­с­но­ве­ния.

Не­по­сред­ст­вен­ная авиа­ци­он­ная под­дер­ж­ка - ос­нов­ная за­да­ча ТА и АА. Она вы­пол­ня­ет­ся в те­с­ном вза­и­мо­дей­ст­вии с су­хо­пут­ны­ми вой­ска­ми по их за­яв­кам.

В хо­де нее са­мо­ле­ты та­к­ти­че­с­кой авиа­ции на­но­сят уда­ры по бо­е­вым по­ряд­кам войск про­тив­ни­ка, ог­не­вым по­зи­ци­ям ар­тил­ле­рии, СП ЗРК, пун­к­там уп­ра­в­ле­ния. Наи­бо­лее ус­пеш­но эту за­да­чу ре­ша­ют штур­мо­ви­ки (А-10, А-7, «Аль­фа-Джет»). Глу­би­на не­по­сред­ст­вен­ной авиа­ци­он­ной под­дер­ж­ки (НАП) со­ста­в­ля­ет до 25-30 км от ли­нии бо­е­во­го со­при­ко­с­но­ве­ния.

Ве­де­ние воз­душ­ной раз­вед­ки осу­ще­ст­в­ля­ет­ся та­к­ти­че­с­ки­ми раз­вед­чи­ка­ми (RF-4C, TR-1, RF-16) и дру­ги­ми са­мо­ле­та­ми, име­ю­щи­ми спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние (фо­то-, оп­ти­ко-элек­т­рон­ное, ра­дио­тех­ни­че­с­кое, ра­дио­ло­ка­ци­он­ное),обес­пе­чи­ва­ю­щее по­лу­че­ние ин­фор­ма­ции о про­тив­ни­ке, сред­ст­вах ПВО, РЛС, ПУ и дру­гих объ­е­к­тах. В хо­де вы­со­ко­ма­нев­рен­ных бо­е­вых дей­ст­вий воз­душ­ная раз­вед­ка при­об­ре­та­ет осо­бое зна­че­ние, так как она по­з­во­ля­ет осу­ще­ст­вить по­иск под­ви­ж­ных ра­кет­но-ядер­ных ус­та­но­вок про­тив­ни­ка, оп­ре­де­лить пе­ре­дви­же­ние и со­сре­до­то­че­ние войск и дру­гие объ­е­к­ты для по­с­ле­ду­ю­ще­го на­не­се­ния по ним уда­ров. Глу­би­на ве­де­ния воз­душ­ной раз­вед­ки - до 600 км.

Спе­ци­аль­ные опе­ра­ции, к про­ве­де­нию ко­то­рых мо­жет при­вле­кать­ся ТА, име­ют сле­ду­ю­щее со­дер­жа­ние: дей­ст­вия про­тив по­в­стан­цев на ок­ку­пи­ру­е­мой или кон­т­ро­ли­ру­е­мой тер­ри­то­рии, под­рыв­ные дей­ст­вия, пси­хо­ло­ги­че­с­кие опе­ра­ции по про­па­ган­де сре­ди ме­ст­но­го на­се­ле­ния. Для вы­пол­не­ния этих за­дач са­мо­ле­ты дол­ж­ны быть ос­на­ще­ны спе­ци­аль­ны­ми сред­ст­ва­ми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: