Под термином средства воздушного нападения (СВН) понимают все летательные аппараты (кроме космических), предназначенные как для нанесения ударов по войскам и объектам, так и для обеспечения этих действий.Они классифицируются по своему назначению, по способу полета и способу управления.
I. По боевому назначению СВКН разделяются на:
Þ стратегические;
Þ оперативно-тактические;
Þ тактические.
К стратегическим СВКН относятся средства, позволяющие наносить удары на глубину свыше 5000 км территории противника.
К оперативно-тактическим относятся такие СВКН, которые способны доставлять боеприпасы на глубину до 5000 км.
К тактическим СВКН относятся средства доставки боеприпасов любого вида на глубину до 200 км.
II. По способу полета СВН подразделяют на космические, баллистические, аэродинамические и аэростатические устройства.
Космическими считаются средства, движущиеся по околоземным орбитам и траекториям в космосе. В последнее время представлены искусственными спутниками Земли (ИСЗ) военного назначения («Сеймос», «Лакрос», «Ферреет»), решающие задачи радио-технической и оптико-электронной разведки. В будущем возможно применение боевых космических кораблей, космических станций и воздушно-космических самолетов.
В рамках программы стратегической оборонной инициативы (СОИ) предусматривается к концу 90-х годов осуществить запуск системы ракет-перехватчиков космического базирования, спутников обнаружения, перехватчиков наземного базирования и компьютеров управления боем.
С этой целью 8 февраля 1988 г. был успешно проведен эксперимент с использованием двухступенчатой ракеты-носителя «Торад-дельта» № 181. Основной задачей эксперимента было получение информации об обнаружении, идентификации и сопровождении баллистических ракет противника, выдачи целеуказания средствам перехвата этих ракет и для проектирования перехватчиков космического базирования.
Баллистические средства - средства, движущиеся по траектории, представляющей часть эллипса. К ним относятся баллистические ракеты (БР) различного назначения. БР представляют собой бескрылый беспилотный летательный аппарат с ракетным двигателем, работающим только на начальном (активном) участке траектории. К ним относятся БР «Трайдент», «Першинг», «Минитмэн», «Атакмс».
Аэродинамические средства представляют собой летательные аппараты, способные совершать полеты в атмосфере за счет принудительного движения на основе аэродинамического принципа. К ним относятся авиация (самолеты и вертолеты), беспилотные летательные аппараты (БПЛА), крылатые ракеты, управляемые планирующие бомбы.
Главной особенностью авиации является ее способность решать задачи как в глобальной войне, так и в ограниченных войнах в любом районе мира с применением или без применения ядерного оружия совместно с сухопутными и военно-морскими силами.
В зависимости от назначения и подчиненности командованию авиация подразделяется на следующие виды:
Þ стратегическую;
Þ тактическую;
Þ армейскую;
Þ авиацию ВМС;
Þ военно-транспортную;
Þ авиацию ПВО.
Стратегическая авиация (СА) - предназначена для нанесения ударов по военно-промышленным и административным центрам противника, по крупным подвижным целям и объектам, составляющим основу военно-экономического потенциала противника. В состав СА входят стратегические бомбардировщики, воздушные командные пункты (ВКП), стратегические разведчики, самолеты заправщики.
Основу СА составляют стратегические бомбардировщики. Они обладают боевым радиусом действия до 8000 км и способны действовать во всем диапазоне высот. Они имеют максимальную бомбовую нагрузку до 50 т и вооружение для поражения объектов систем ПВО, средства разведки, навигационную аппаратуру, аппаратуру РЭБ для подавления РЭС различного назначения. К ним относятся бомбардировщики B-1A, B-1B, FB-111.
Тактическая авиация (ТА) предназначена для проведения самостоятельных воздушных и совместно с другими СВКН воздушно-космических операций, а также для авиационного обеспечения боевых действий СВ на ТВД.
В состав ТА ВВС входят истребители-бомбардировщики, истребители, штурмовики, самолеты РЭБ и РТР, самолеты-заправщики.
Современные истребители-бомбардировщики имеют боевой радиус действия до 2500 км. На вооружении имеют обычные и ядерные бомбы, УР класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», УАБ, аппаратуру РЭБ. Бомбовая нагрузка составляет до 9 тонн. К ним относятся самолеты F-111A, «Харриер», «Ягуар», «Торнадо».
Истребители имеют боевой радиус действия до 1500 км и способны совершать полеты на малых высотах с огибанием рельефа местности, действовать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолеты оснащены системой управления оружием, аппаратурой разведки и РЭБ, навигационной аппаратурой. Современные истребители способны преодолевать сильную систему ПВО противника. К ним относятся самолеты F-15, F-16, F-4 «Фантом».
Заслуживает внимание новый ударный (многоцелевой) самолет F-117, выполненный по программе «Стелс». Этот самолет предназначен для одиночных действий по наземным целям в СМУ при сильном противодействии ПВО противника. По опыту боевых действий в районе Персидского залива, когда РЛС ПВО Ирака были не полностью подавлены, проявилась высокая его эффективность. В первые сроки войны на самолеты F-117A пришлось около 5% всего числа боевых вылетов авиации союзников, однако они уничтожили 1/3 часть всех стратегических целей, пораженных в этот день.
Штурмовик A-10 предназначен для непосредственной авиационной поддержки (НАП) СВ на поле боя с применением только обычных боеприпасов и считается эффективным средством для борьбы с танками, БМП, БТР и другими подвижными бронированными целями. Самолет имеет встроенную 30-мм пушку, снаряды которой пробивают броню средних танков. Имеющийся боекомплект (1350 снарядов) позволяет в идеальном случае провести до 12 успешных атак бронированных целей. Кроме этого, самолет А-10 может нести широкий набор бомб и до 10 УР «Мейверик». Сильными сторонами самолета А-10 является его хорошая живучесть в условиях сильной системы ПВО противника за счет действий с предельно малых высот и использования штатных средств электронной защиты, а также возможность действий с поврежденных аэродромов. Все это позволяет военным специалистам сделать вывод о том, что самолет А-10 может эффективно использоваться до 2015 года.
Самолеты F-4G и «Торнадо» I.G.R. предназначены для боевого поражения РЛС, ЗРК и других РЭС. Они могут нести на борту 4-6 ПРР типа «Шрайк», «Харм», «Аларм», что позволяет каждому самолету за один вылет уничтожить до 2-3 радиоэлектронных объектов противника.
Армейская авиация (АА) входит в состав СВ и предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых частей. На АА возлагаются ударные, разведывательно-связные и транспортно-десантные задачи. В состав АА в основном входят вертолеты огневой поддержки, транспортные, многоцелевые, разведывательные, а также самолеты целеуказания, авиационной поддержки и штабные. Задачи АА, ее организацию мы рассмотрим более подробно на следующем занятии.
Авиация ВМС предназначена для уничтожения ядерных сил флота противника и его морских транспортных сил, обороны корабельных группировок в море, ведения боевых действий на приморских ТВД совместно с другими видами авиации, а также для воздушной разведки на океанских и морских ТВД. Авиация ВМС делится на авианосную (палубную), базовую и авиацию морской пехоты (только в США). В состав авиации ВМС входят штурмовики (А-6, А-7), истребители (F-14, F/A-18, «Си Харриер»), самолеты РТР и РЭБ (ЕА-6В, ЕА-16), самолеты ПЛО (S-3A, P-3C) и ДРЛО (Е-2В, ЕС-121), а также вертолеты различного назначения.
Авиация ПВО предназначена для обороны важных направлений, районов и объектов от воздушного противника. В свой состав она включает истребители-перехватчики (F-15 и F-16 различных модификаций), самолеты РЭБ и ДРЛО.
Военно-транспортная авиация предназначена для выполнения стратегических воздушных перевозок по переброске живой силы, военной техники и материальных средств на ТВД, а также для ведения разведки в интересах всех видов ВС, поиск и спасение экипажей самолетов и вертолетов, эвакуации раненых и больных. В состав военно-транспортной авиации входят стратегические и тактические транспортные самолеты (С-5А «Гэлакси», С-130Е «Геркулес»), самолеты и вертолеты специального и вспомогательного назначения.
В настоящее время интенсивно разрабатываются беспилотные самолеты - дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА). Они предназначены для выполнения следующих задач: создание радиопомех РЛС и средствам управления системы ПВО противника, огневого подавления ЗРК и нанесения ударов по наземным объектам. БЛА могут запускаться с самолетов и наземных ПУ. Управление ими осуществляется по программе или оператором с наземного или воздушного пункта. К ним относятся разведчики AGM-34, постановщики помех BGM-34 и ударные «Локаст» (США-Германия), MGGB (США).
Крылатые ракеты предназначены для поражения заранее выбранных целей на различных дальностях и с высокой точностью. По способу запуска КР подразделяются на два класса: “воздух-поверхность” и “поверхность-поверхность”. КР могут совершать полет с огибанием рельефа местности на высотах 50-80 м.
По опыту боевого применения КР в зоне Персидского залива (типа BGM-109C и BGM-109D), величина промаха ракет составили несколько метров. Нелишне напомнить, что боевые действия против Ирака начались интенсивным применением КР (в первые 30 минут их было выпущено около 100).
Аэростатические аппараты (АЭА) применяются в военных целях с конца 18 века. Сначала они использовались для наблюдения за полем боя и передвижениями войск, а в дальнейшем - для корректировки огня артиллерии. Во время второй мировой войны - в качестве средств воздушного заграждения для обороны от самолетов. В настоящее время АЭА применяются для радиопеленгации, радиотехнической разведки и радиолокационного наблюдения. Основными аэростатами являются «Скайнет» и «Фэмили».
В последнее время большое внимание уделяется разработке и созданию высокоточного оружия (ВТО) на базе разведывательно-ударных систем и комплексов, действующих по принципу «выстрелил-забыл». Они представляют интерес с той точки зрения, что средства поражения этих комплексов могут являться целями для зенитной ракетной системы (ЗРС) 9К311 на конечном этапе наведения.
Разведывательный ударный комплекс «Джисак» предназначен для разведки и поражения управляемым оружием танковых и механизированных подразделений вторых эшелонов противника.
В процессе боевой работы комплекс обеспечивает поиск и обнаружение танковых и механизированных подразделений, распознавание, группирование, определения местоположения и их огневое поражение. Имеются три варианта РУК «Джисак»: в системе командующего группой армий, командира армейского корпуса и командира дивизии. РУК командира дивизии способны поражать групповые бронированные цели на глубину до 70 км от переднего края. Состав комплекса: самолет OV-1D «МохаУК» с бортовой РЛС бокового обзора; аппаратурой обработки и управления передачей данных; мобильный наземный пункт обработки и управления; подразделение УР «земля-земля» АТАКМС. Ракеты имеют кассетную боевую часть, снабженную противотанковыми суббоеприпасами (ракеты ТЖСМ и малогабаритные бомбы «Скит» с инфракрасными датчиками). Кассетная боевая часть ракеты может быть снаряжена 24 боеприпасами ТЖСМ или 96 боеприпасами “Скит”. Поражение этих суббоеприпасов в процессе наведения может являться задачей БМ. Количество одновременно поражаемых целей - 2, ошибка наведения ракеты - 25-50 м.
Основными показателями боевых свойств самолетов и вертолетов являются летно-технические характеристики: скорость, высота (потолок) полета, маневренность, скороподъемность, дальность (радиус) полета, а также вооружение и бортовое оборудование. Рассмотрим основные характеристики.
Максимальная скорость на минимальной высоте боевого применения. Именно этой скоростью определяется возможности по достижению тактической внезапности, а следовательно, и живучесть при преодолении системы ПВО. Она составляет для современных тактических истребителей 1100-1400 и 150-200 км/ч для вертолетов.
Боевой потолок - это высота полета, на которой он способен выполнить горизонтальный разворот с креном до 15-20о. без потери высоты и скорости. Боевой потолок уменьшается для группы самолетов при полете их в едином строю. Для тактических истребителей он составляет 12-14 км.
Диапазоны высот полета авиации делятся на:
Þ предельно малые: до 200 м;
Þ малые: 200 - 1000 м;
Þ средние: 1000 - 4000 м;
Þ большие: 4000 - 12000 м;
Þ стратосфера: более 12000 м.
Глубина воздействия самолетов определяется их боевым радиусом действия. Боевой радиус действия - это наибольшее расстояние, на которое может удалиться самолет для выполнения боевой задачи при штатном вооружении без промежуточной посадки и дозаправки на аэродром вылета. Сюда входят: взлет, набор высоты, преодоление системы ПВО противника, выход к объекту удара, применение вооружения, при необходимости повторный заход для удара, возвращение и посадка на аэродром.
Боевой радиус действия для тактических истребителей составляют от 500 до 1600 км. Величина боевого радиуса на малых высотах уменьшается в 2-2.5 раза из-за увеличения расходов топлива.
Маневренность - это способность самолета изменять с определенной скоростью параметры полета: скорость, высоту, направление. Высокая маневренность позволяет современным самолетам более успешно преодолевать систему ПВО противника, совершать противоракетный маневр.
Маневренные возможности характеризуются способностью создавать и выдерживать перегрузки при совершении горизонтального и вертикального маневра. Перегрузкой (n) называется безразмерная величина, показывающая, во сколько раз ускорение равнодействующей аэродинамической силы (F), приложенной к самолету, превышает ускорение силы тяжести (G).
Конструкция современных самолетов позволяет выдерживать перегрузки в 2-3g в течении 10-12 сек., а кратковременные перегрузки в 4-6g - в течении 3-4 сек. Перегрузка является важной характеристикой при совершении противоракетного маневра. Так, для уменьшения вероятности поражения за 3-4 сек. до подлета ЗУР к самолету осуществляется резкий набор (уменьшение) высоты с одновременным уходом в сторону. Перегрузки в этом случае составляют 4-6 g.
Вооружение и бортовое оборудование самолета являются важнейшими боевыми показателями, определяющими возможности данного вида СВН по нанесению ударов и поражению различных объектов противника. Вооружение включает в себя средства поражения и системы управления оружием. К средствам поражения относятся: авиационные пулеметы и пушки с боеприпасами, управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы и бомбовые кассеты, торпеды и мины, авиационные выливные баки и др. На вертолетах широко применяются ПТУРСы. Каждое средство имеет систему управления оружием. На семинарском занятии по этой теме мы рассмотрим основные вооружения самолетов и вертолетов тактической и армейской авиации.
Задачи, решаемые тактической авиацией, и способы боевых действий её по войскам.
По взглядам военного руководства тактическая авиация ТА является главным средством применения тактического ЯО на ТВД и главной ударной силой при введении боевых действий с применением обычных средств поражения. ТА может действовать самостоятельно или совместно с другими родами войск. На ТА возлагается решение следующих задач:
Þ завоевание превосходства в воздухе.
Þ изоляция района боевых действий.
Þ непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск.
Þ введение тактической воздушной разведки;
Þ проведение специальных операций.
Завоевание превосходства в воздухе должно исключить или существенно снизить возможность нанесения противником ответного удара с помощью СВН и тем самым обеспечить свободу действия войск на земле и в воздухе. Основные объекты ударов: самолеты на аэродромах, стационарные ПУ ЗРК и пункты управления, РЛС, военно-промышленные объекты, административные центры и др. Завоевание превосходства в воздухе считается необходимой предпосылкой для выполнения ТА своей основной задачи - непосредственной авиационной поддержки. По опыту локальных войн на Ближнем востоке, в зоне Персидского залива на завоевание превосходства в воздухе выделяется до 70% сил и средств воздушного нападения. Глубина выполнения этой задачи - 1200 - 1500 км.
Изоляция района боевых действий проводится с целью воспретить или ограничить выдвижение вторых эшелонов, резервов из основных районов к переднему краю и ввод их в бой. Объектами ударов при этом могут быть: пути сообщения (автомобильные дороги, ж/д пути, ж/д станции, мосты, переправы), войска на марше и в районах сосредоточения, штабы и узлы коммуникации. Изоляция района боевых действий будет выполняться на глубину 150 км и более от линии боевого соприкосновения.
Непосредственная авиационная поддержка - основная задача ТА и АА. Она выполняется в тесном взаимодействии с сухопутными войсками по их заявкам.
В ходе нее самолеты тактической авиации наносят удары по боевым порядкам войск противника, огневым позициям артиллерии, СП ЗРК, пунктам управления. Наиболее успешно эту задачу решают штурмовики (А-10, А-7, «Альфа-Джет»). Глубина непосредственной авиационной поддержки (НАП) составляет до 25-30 км от линии боевого соприкосновения.
Ведение воздушной разведки осуществляется тактическими разведчиками (RF-4C, TR-1, RF-16) и другими самолетами, имеющими специальное оборудование (фото-, оптико-электронное, радиотехническое, радиолокационное),обеспечивающее получение информации о противнике, средствах ПВО, РЛС, ПУ и других объектах. В ходе высокоманевренных боевых действий воздушная разведка приобретает особое значение, так как она позволяет осуществить поиск подвижных ракетно-ядерных установок противника, определить передвижение и сосредоточение войск и другие объекты для последующего нанесения по ним ударов. Глубина ведения воздушной разведки - до 600 км.
Специальные операции, к проведению которых может привлекаться ТА, имеют следующее содержание: действия против повстанцев на оккупируемой или контролируемой территории, подрывные действия, психологические операции по пропаганде среди местного населения. Для выполнения этих задач самолеты должны быть оснащены специальными средствами.