Политические партии и общественные движения России на современном этапе

Отвечая на вызовы современного демократического мира, Россия, вступив в начале 90-х гг. на путь коренных преобразований, оказалась перед необходимостью осуществления глубокой демократизации страны. При этом демократизация рассматривается не только в качестве самостоятельной цели, но и как важнейшее средство политического обеспечения курса на радикальные реформы в стране. Противоречиво проходило в этот период политическое развитие.

Сложная экономическая ситуация в стране, социальная напряженность, противостояние законодательных и исполнительных властей привели к политическому кризису, который выразился в событиях 23 сентября 1993 г. В связи с «шоковой терапией» в обществе возникла социальная напряженность. Против экономического и политического курса правительства выступали почти все оппозиционные силы страны. Начался конфликт двух ветвей власти – законодательной (Верховного совета) и исполнительной (Президента). В марте 1993 г. на Съезде народных депутатов был поставлен вопрос об отставке президента. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин подписал указ о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдума о новой Конституции России.

Против президентского указа выступило руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда, признавших действия президента неконституционными. Вице-президент А. В. Руцкой заявил об исполнении обязанностей президента и начал формировать параллельное правительство.

Здание Верховного Совета России стало центром сопротивления президенту Ельцину. 2 октября в Москве прошли организованные оппозицией крупные демонстрации, вылившиеся в массовые беспорядки. 3 октября Руцкой и председатель Верховного Совета России Р. И. Хасбулатов призвали собравшихся у Белого дома к штурму мэрии и телецентра. Попытка штурма «Останкино» привела к кровопролитию, но была безуспешной. Президент объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. 4 октября в результате штурма Белого дома здание было занято войсками.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы во вновь созданные органы власти – в Федеральное собрание и Государственную Думу. Выборы впервые проходили не только по избирательным округам, но и по партийным спискам. Большинством голосов избирателей была принята новая Конституция Российской Федерации, определившая основные черты новой политической системы. Российская Федерация является демократическим правовым федеративным государством с республиканской формой правления. Основной Закон российского государства в качестве высшей ценности определяет человека, его права и свободы. Государственную власть в стране осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент). Конституция упрочила позиции президента, который становился одновременно и главой правительства и наделялся существенными законодательными полномочиями.

31 декабря 1999 г. Ельцин ушел в отставку, передав руководство В. В. Путину, который был избран Президентом России в марте 2000 г. 14 марта 2004 г. состоялись очередные выборы Президента России. За победившего кандидата В. В. Путина отдали свои голоса более 49,6 млн российских граждан, или 71, 31% проголосовавших избирателей.

В марте 2008 г. состоялись очередные выборы Президента РФ. Победу одержал Дмитрий Анатольевич Медведев, кандидатуру которого поддержал действующий Президент России Владимир Владимирович Путин. За Д. А. Медведева проголосовало более 70 % российских избирателей. Впервые в новейшей истории страны прошла нормальная, спокойная передача власти в полном соответствии с Конституцией. При этом общество не сотрясали конфликты и непримиримые противоречия. В то же время была обеспечена преемственность политического курса. При этом впервые политическая партия, победившая на выборах в Государственную Думу (2 декабря победу на выборах в Государственную Думу ФС РФ пятого созыва одержала Всероссийская политическая партия «Единая Россия»), выдвинула кандидата на должность Главы государства – Д. А. Медведева. И Д. А. Медведев одержал уверенную победу. Впервые Главой правительства стал предшествующий Президент и Председатель Партии – В. В. Путин.

В начале нового века активно формировалась российская многопартийность. В 1999 г., по данным Министерства юстиции, в России насчитывалось свыше 75 тыс. разного рода партий и движений. Число партий только федерального уровня в 1993-1998 гг. увеличилось с 36 до 95, а вместе с региональными оно приблизилось к тремстам.

Реализация партийной реформы началась в 2001 г. с принятием федерального закона «О политических партиях». Окончательно закон вступил в силу в июле 2003 г., после завершения двухлетнего переходного периода. Закон стимулировал формирование крупных общенациональных политических партий, формирующих развитую региональную организационную структуру и выступающих в качестве посредников между государством и обществом.

В выборах в Государственную Думу 1993 г. имели право участвовать 167 общероссийских общественных объединений, реально участвовало лишь 13 избирательных объединений и блоков.

В 1995 г. правом участвовать в выборах обладали 273 общероссийских общественных объединения, в бюллетени были внесены 43 избирательных объединений и блоков.

Правом участвовать в выборах в Государственную Думу 1999 г. обладали 139 общероссийских политических общественных объединений, в бюллетенях были зафиксированы лишь 26 избирательных объединений и блоков.

В выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва в декабре 2003 г. имели право участвовать 44 политические партии и 20 общероссийских общественных движений, приняли участие 23 политических партии и избирательных блока. По результатом выборов, в Государственную Думу прошли, преодолев 5-типроцентный барьер, следующие политические партии: «Политическая партия «Единая Россия» (37,57 %), КПРФ (12,61%), ЛДПР (11,45 %), «Родина» (Народно-патриотический союз)» (9,02 %). Соответственно в Государственной Думе четвертого созыва сформировано 4 фракции. Это фракция «Единая Россия» - 300 депутатов, позднее в нее вошли еще 6 депутатов, КПРФ – 52 депутата, ЛДПР – 36 депутатов, «Родина» – 36, 23 так называемых независимых депутата не вошли во фракции.

В выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ пятого созыва 2 декабря 2007 г. имели право участвовать 15 политических партий. Избирательное законодательство закрепило отказ от смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системы на выборах в Государственную Думу и переход в 2007 г. на полностью пропорциональную систему (выборы по партийным спискам). Был установлен 7 %-й барьер прохождения в Госдуму.

За кандидатов Всероссийской политической партии «Единая Россия» проголосовало 64,30 % избирателей, пришедших на выборы. КПРФ получила 11,57 % голосов избирателей, ЛДПР - 8,14 % и впервые попавшая в Госдуму партия «Справедливая Россия» - 7,74 %. Все партии сформировали свои фракции в парламенте страны.

В 2005 г. в целях активизации роли гражданского общества в решении значимых вопросов была создана Общественная палата Российской Федерации. Ее задача – обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод при разработке и реализации государственной политики. Ее состав формируется из граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед обществом и государством, и представителей общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений.

В 2009 г. в соответствии с инициативами Послания Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию страны, (ноябрь 2008 г.) была принята норма о регулярных отчетах Правительства в Государственной Думе. 6 апреля Председатель Правительства В. В. Путин выступил с отчетом в Государственной Думе, что стало новым шагом в развитии политической системы в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: