Основы методики дрессировки собак различных типов

 

Возбудимые

1. Требуется упорная работа по развитию и укреплению тормозных процессов, причем следует стремиться к развитию общей выдержки, сдержанности и дисциплинированности собаки, не злоупотребляя длительной выдержкой в начале работы.

2. Задания по воспитанию выдержки при отходах от сидящей или лежащей собаки нужно увеличить. Особое внимание обратить на дифференцировку жестов, чутья (выборка следа, человека, вещей). Принуждения и запрещения могут быть несколько усилены, в зависимости от типа и формы оборонительных реакций.

3. Давать частые чередования возбуждения и торможения нельзя, так как это может привести к срыву в сторону возбуждения, вывести из которого собаку чрезвычайно трудно. Так, например, надо избегать частых чередований команды «Фас!» (к натравливанию и броску на человека) и команды «Фу!» (как запрещение броска, как тормоз). Особое внимание нужно обратить на осторожный ввод отвлечений, помня, что всякий новый раздражитель создает продолжительную вспышку возбудимости. Собака как бы находится в состоянии "аффекта", чем создаётся невозможность работы.

4. Собака возбудимого типа требует регулярных ежедневных занятий. После сильных возбуждений и отвлечений, затормозив их, не рекомендуется сразу давать ту или иную команду (прием), а нужно выждать некоторое время (30-60сек.), чтобы у возбудимой собаки «рассосалось» впечатление от только что применявшегося раздражителя.

5. Этим собакам нельзя предлагать игру как систему незаметного воспитания условных рефлексов. Они должны быть поставлены в рамки обучения, в рамки сдерживающих начал, дисциплины.

6. Не нужно давать сильных раздражителей, так как даже самый слабый раздражитель обычно уже достаточен для наступления реакции. Дрессировщик должен относиться к собаке ровно и спокойно, четко разграничивая поощрения и запрещения.

7. Как известно, щенки в большинстве кажутся возбудимыми, что не дает однако права причислять их к возбудимым типам, так как тут налицо лишь временная щенячья суетливость, являющаяся результатом обостренных ориентировочных реакций. Все же такой возбудимый по своему внешнему проявлению щенок требует спокойного, ровного и несколько замедленного (по темпу) отношения. Такого же отношения требует и действительно возбудимый тип. Медленные, спокойные движения дрессировщика явятся сдерживающим началом.

8. Собак возбудимого типа ни в коем случае нельзя давать дрессировщику, по своей нервной конституции являющемуся также возбудимым. Этот тип мало пригоден к дрессировке, средне-возбудимые типы несомненно пригодны и требуют указанных выше изменений в поведении дрессировщика.

9. Собаке возбудимого типа с преобладанием активно-оборонительного инстинкта нужны повышенные принудительные меры, роль парфорса здесь должна быть повышена. За такой собакой особенно необходимо следить при работе на человека, т.е. при розыскной и караульной работе. Будучи по типу возбудимой, с преобладанием активно-оборонительного инстинкта, собака легко может дать перевозбуждение, что приведет к потере всяких дифференцировок и срыву в сторону возбуждения. У этих собак весь цикл работы на человека, работы на следу проходит обычно очень легко, но при более сложных проработках собака теряет след, не дифференцируя его.

 

10. Цикл общего послушания при шлифовке и уточнении работы требует повышенного влияния дрессировщика. Для следовых собак этого типа нужно рекомендовать сдерживание на следу, дачу большего количества контрольных, а не «слепых» следов, предупреждая этим возможность проскоков и потерю следа.

11. Эти собаки дают достаточно положительные результаты у хорошо подготовленного, твердого и уравновешенного дрессировщика, тогда как подобных жестких условий не требуется при дрессировке уравновешенных собак. Со щенками этого типа не нужно злоупотреблять занятиями - они нервны, и частыми дачами раздражителей на оборону из них легко можно создать травматиков-невротиков.

12. Когда возбудимая собака имеет преобладающим оборонительный инстинкт, но в пассивной форме, она по своему поведению крайне насторожена, боязлива, недоверчива и в то же время обладает чрезмерной игривостью. При этой комбинации может быть сочетание злобы и трусливости. В некоторых случаях суки после щенности изменяют свое поведение, повышая активные проявления оборонительного инстинкта.

13. Если возбудимую собаку с некоторым преобладанием пассивно-оборонительного инстинкта одернуть в порядке принуждения, то требовать после этого выполнения какого-нибудь приема следует лишь через некоторый промежуток времени, ибо собака такого типа будет иметь после рывка разлитую и достаточно долгую заторможенность, во время которой предлагаемый прием не будет выполнен.

14. При наблюдении за щенком нужно опять-таки учесть известную пассивность, присущую щенячьему возрасту, переходящую по мере возмужалости и индивидуального прикрепления в хорошую активно-оборонительную форму. Здесь необходим ряд инсценировок и убеганий, чтобы вызвать моменты преследования и хватки. При всех этих упражнениях надо показать щенку его победу, инсценируя», при первом же лае щенка или попытке к хватке. Крайне полезно домашнее содержание щенка, благодаря чему восполняется его естественная неполноценность.

15. Когда возбудимая по типу собака имеет склонность к ориентировочным реакциям, она при встрече нового раздражителя дает обычно чрезвычайно долгую ориентировочную реакцию, мешающую работе. С этими собаками недопустимы перерывы в занятиях. Необходимо постоянное наблюдение и упорное влияние дрессировщика в сторону выравнивания и уравновешивания собаки.

16. При наличии у возбудимых собак преобладания или легкой податливости на проявление полового инстинкта ни в коем случае нельзя злоупотреблять вязками (для кобеля). Кобели этого типа должны быть совершенно изолированы от сук, причем требуется систематическая работа с допущением усиленных запрещений и принуждений.

Тормозимые

1. По отношению к собакам этого типа следует применять раздражители средней силы: сильные раздражители могут вызвать тормозное состояние. Все виды принуждений и запрещений должны быть смягчены. Перегрузка их и повышение силы этих раздражителей ведут к срыву в сторону торможения, причем, собаки тормозимого типа с преобладанием пассивно-оборонительного инстинкта отказываются работать, а в некоторых случаях опрокидываются на спину и застывают (крайность). Поэтому в работе с собаками такого типа нужно, в первую очередь, мягкое отношение дрессировщика, особая внимательность, опытность и осторожность. Сила даваемых принуждений все время регулируется.

2. Крайне нежелательно передавать этих собак из рук в руки ввиду их недоверчивости, замкнутости и трудного приручения, в то время как возбудимая по типу собака переходит в другие руки легко.

3. В некоторых случаях может быть рекомендовано домашнее содержание для развития «полноценности», которой не чувствует тормозимая собака. Необходимо большее общение с собакой. Значительное время следует уделять игре, прячась и бегая с собакой, надо усилить ласковые интонации и давать большую смену впечатлений.

4. Особое внимание нужно обратить на преобладающий инстинкт и на нем, главным образом, и базироваться, повышая тот или иной стимул к работе.

5. Собаки тормозимого типа мало общительны с другими собаками - их (особенно щенков) желательно воспитывать в паре с возбудимой собакой.

6. Сам дрессировщик по своей нервной конституции ни в коем случае не должен принадлежать к тормозимому типу.

7. Безоговорочной браковке подлежат собаки резко выраженного тормозного типа с преобладанием пассивно-оборонительного инстинкта, который не удается переключить на активную форму. Тормозные собаки с преобладанием ориентировочных реакций обычно запаздывают с ответными действиями на сигналы. Для этих собак нужны очень сильные и яркие стимулы.

8. Повышать заинтересованность собак в проработке приема следует легкостью задачи, эффектом достижения результата, что несколько растормаживает собаку.

9. Собаки тормозимого типа с преобладанием пищевого инстинкта в своем поведении ленивы, медленны, но обычно жадны на еду. К дрессировке также мало пригодны.

Тип уравновешенный

1. Этот тип наиболее пригоден для дрессировки, давая наилучшие результаты. Дрессировка собаки этого типа требует нормальной работы. После того, как тип определился, необходимо поставить перед собой ясную задачу дальнейшего направления работы и использования собаки.

2. При работе с собаками всех других типов дрессировщику необходимо стремиться к некоторому приближению собаки к уравновешенному типу, в силу чего возбудимым собакам, в принципе, нужно развивать тормоза и наоборот.

Неустойчивый тип

В резко выраженной форме к дрессировке непригоден.

Общие замечания: возбудимый и тормозимый тип в достаточно резко выраженной форме являются нередко следствием неправильного воспитания и перегибов неопытного дрессировщика в ту или иную сторону, тогда как по своей конституции собака может и не соответствовать в полной мере этому определению. В таких случаях необходимо собаку передать в другие руки.

 

 10.3. Особенности воспитания щенка

 

Воспитание щенка преследует цель постепенной подготовки организма молодой собаки к последующей дрессировке и работе. Подготовка организма ведется в двух направлениях: физическая подготовка и психофизиологическое воспитание.

Спасательная собака должна дружелюбно относиться к людям, значит, круг общения щенка должен быть достаточно обширным. Следует позволять людям гладить и угощать щенка, избегать неприязненного отношения его к другим собакам. Если у незнакомого щенку (но не хозяину) человека есть достаточный опыт общения с собаками, то хорошо, если он поиграет со щенком. Необходимо быть максимально доброжелательными и приветливыми с окружающими, избегать конфликтов. Если хозяин неуравновешен, раздражен или агрессивно настроен, щенок непременно уловит это состояние и проникнется теми же эмоциями.

Не следует позволять щенку гоняться за животными и птицами. Охотничий инстинкт может стать у щенка преобладающим, в азарте погони он может отвлечься от поставленной задачи, в то время как от поисково-спасательной собаки требуется тщательная и быстрая работа. В конце концов, он может просто убежать или попасть под автомашину.

Работать спасательной собаке придется на сложном рельефе, в опасных для жизни условиях. Сосредоточившись на поиске погребенных под руинами людей, собака может не заметить сорвавшийся сверху камень или подвижку элементов завала. Ситуацию контролирует спасатель-кинолог. Крайне важно моментальное и четкое выполнение собакой команд послушания на расстоянии из общего курса дрессировки, отработанных до автоматизма.

Наряду с преодолением стандартных препятствий щенка нужно приучать к лазанию в трубы и полости, передвижению по нагромождению железобетонных обломков, строительному мусору. Полезны прогулки по крышам, карьерам, темным подвалам, хождение по парапетам набережных. Необходимо приучать щенка к тому, чтобы посторонний человек мог взять его на руки и передать хозяину и наоборот. Щенок должен спокойно относиться к ошейнику, наморднику, бахилам, шлейке, комбинезону, световому маячку.

Следует приучить щенка к пылесосу, чтобы очистка шерсти от стекловаты (этот утеплитель всегда в изобилии на развалинах) не приводила собаку в ужас.

Нужно познакомить щенка с разными видами транспорта еще в том возрасте, когда его можно без труда везти на руках или в сумке (перед перевозкой не кормить).

При работе на разрушенных жилых зданиях в изобилии попадаются разнообразные продукты, разбитые холодильники и тому подобное. Следует обязательно отучить щенка подбирать корм с земли.

Когда поисковая собака находит человека, она должна зафиксироваться и лаем подозвать проводника. Поэтому необходимо научить щенка четко подавать голос по команде.

Для приучения к работе по запаху можно превратить поднос и подачу собакой брошенных предметов (палок, игрушек) в увлекательную игру, постепенно забрасывая предмет все дальше и дальше, затем за препятствия, в густую траву, в снег. Никогда не следует гоняться за щенком, у которого в пасти брошенная хозяином игрушка. Щенок должен усвоить, что самая интересная игра – это игра с человеком, иначе его трудно будет ориентировать на поиск людей.

Поисково-спасательной собаке особенно необходима хорошая физическая подготовка, выносливость и закалка, т.к. при поиске людей в ходе работ по ликвидации последствий землетрясений таких, как в Армении или в Нефтегорске, собакам приходится работать по 12 часов в сутки.

Физическая подготовка развивает крепость костяка, выносливость и способность к общей физической закалке организма.

Психофизиологическое воспитание заключается в развитии и укреплении полезных служебных качеств, в установке характера молодой собаки, тренировке выносливости нервной системы собаки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: