Психофизиологическая подготовка щенка

 

В основу психофизиологического воспитания щенка должно быть положено следующее.

1. Развитие общей активности, жизнерадостности, а также других проявлений инстинктов, полезных для будущей служебной поисковой работы.

2. Воспитание должно обеспечить щенку нормальный рост и работу органов чувств.

3. Нежелательно оставлять щенка одного, - он должен двигаться, а движения вызываются совместной игрой. Игры развивают гибкость, быстроту, общую активность и заинтересованность в работе, а также служат для укрепления костяка.

4. Необходимо все время тщательно наблюдать не только за испражнениями, но и за тем, чтобы щенок не перекармливался.

5. Воспитателю необходимо постоянное общение со щенками, чтобы последние усвоили как интонации человека, так и необходимые навыки, вытекающие из этого общения. 5-6 часов совместного пребывания ежедневно, общие прогулки, игра под постоянным наблюдением человека не дадут щенку разлениваться и будут прививать ему характер и навыки служебной собаки. Необходимо заметить, что в первые недели жизни щенки много спят; это явление чисто физиологического порядка и препятствовать сну не следует. Время для сна само собой уменьшится и за определенный период дойдет до нормы.

Последовательность образования условных рефлексов у щенка.

1. Постепенно у щенка образуются условные рефлексы, воспитанные на явлениях окружающей среды. Вначале идут группы рефлексов, так или иначе связанных с пищей, ибо пища в первое время является главной отправной точкой, координируя вокруг себя остальные «надстройки». Этим должен воспользоваться воспитатель, развивая необходимые рефлексы.

2. Приблизительно с 3-месячного возраста щенка знакомят с факторами отвлечения путем регулярных прогулок среди людей, животных, по улицам, в толпе у вокзалов, у ряда других мест, словом, всюду, где можно получать сильные и новые впечатления. Ввод отвлечений должен идти в последовательности от более слабого к более силь­ному.

3. В возрасте 3 месяцев можно приучать щен­ка к барьеру (до 1м) без каких бы то ни было принудительных влияний, а также делать пробы на чутье путем поиска спрятанных костей, спрятавшегося хозяина и т. д. В этом же возрасте необходимо начать воспитание любви к апорту и заин­тересованности к процессу апортировки.

Последовательность постоянного торможения желаний щенка:

1. Нужно учесть, что постоянное торможение желаний у щенка делает его нервным.

2. При вводе дисциплинирующих начал нельзя перегибать палку - переход от игры к принудительным воздействиям следует произвести незаметно.

3. В этот период особенно нужно стремиться к яркости в даче контрастных понятий "можно" и "нельзя", т.е. в даче поощрений и запрещений, помня, что только яркость этих впечатлений и их регулярная повторяемость обеспечат успех в работе.

Необходимо использовать в работе упражнения для развития гибкости, смелости щенка.

1. Между двумя стенами строится сплошной барьер из вынимающихся досок и лестница с параллельными 8-10 широкими ступенями; пространство между нижними ступенями закрыто, а между верхними (после 4-й) открыто; ступени строятся во всю длину пространства между стенами, лестница с площадкой наверху и таким же спуском. Щенки, воспитываемые в массе, быстро привыкают к человеку, ухаживающему за ними. На прогулке дрессировщик-воспитатель, заведя их в этот огороженный со всех сторон дворик, играя, убегает от щенков на лестницу и зовет их. Не имея другой возможности подбежать к хозяину, кроме как через лестницу, щенки карабкаются и обычно быстро осваиваются с лестницей; с каждым днем они быстрее и быстрее преодолевают препятствия (то же и с барьером), не боясь их; такой вид упражнения приучает щенков к барьеру и лестнице совершенно естественным путем.

2. К апортировке щенки приучаются легко на нетяжелых и мягких апортах и, наконец, к апортировке на длинной бечевке, рывки за которую постоянно «оживляют» апорт. Такие упражнения вырабатывают находчивость, смелость и быстроту в движениях и способствуют общему развитию организма, а главное - костяка. Совершенно незаметно щенки привыкают к команде «Барьер!» и «Лестница!».

3. Можно рекомендовать также приучение к поиску спрятанного хозяина в частом кустарнике по команде «Ищи!»;

4. Чрезвычайно полезны далекие прогулки (2-3 км) с купанием. Щенки приобретают выносливость, подвижность и теряют сонливость. Дальние прогулки помогают бороться с «отвлекаемостью» щенка, давая разрядку повышенной возбудимости ориентировочного инстинкта. Совершенно незаметно воспитывается выполнение команды «Ко мне!» при подзывах щенков. Все эти упражнения обычно воспитывают нужные приемы легко, увлекая щенков игрой.

В план воспитания должно входить: 1) наблюдение за физическим состоянием щенка; 2) чистка щенка; 3) наблюдение за испражнениями; 4) обязательное присутствие при кормлении; 5) нахождение не менее 4-6 часов при щенке и ведение игр и упражнений, соответствующих возрасту и будущей работе; б) наблюдение за взаимоотношениями щенков.

Для наиболее рационального воспитания условного рефлекса нужно давать условный раздражитель и через 0,1-0,5-1-2 секунды вызывать безусловный рефлекс (самое действие) путем ввода непосредственного раздражителя.

Пример: чтобы выучить собаку садиться по команде, мы знаем, что нужно как-то воспроизвести самый процесс посадки, заставить собаку сесть и связать этот момент с командой, даваемой на полсекунды, на секунду раньше.

Обычно дрессировщик, положив одну руку на крестец (в области почек) собаки и дав соответствующую команду, легким надавливанием (действие принудительного характера) заставляет ее согнуть задние ноги и сесть. В данном случае имеет место принуждение, искусственно вызывающее рефлекс положения, непосредственно заставляющий собак сесть. Это принуждение является и называется непосредственным раздражителем. Немного ранее до посадки следует команда дрессировщика «Сидеть!» - звуковой раздражитель. Через известные промежутки времени процесс повторяется. После ряда повторений дрессировщик пробует, достаточно ли воспитался условный рефлекс. Для этого он не производит больше принудительного нажима рукой, а дает лишь одну команду, и, если связь закрепилась, то, получив звуковое условное раздражение, собака в силу установки условной связи садится сама.

При правильном воспитании спасательная собака никогда не потеряется, но из-за дружелюбия и доверчивости к посторонним ее легко могут похитить. Выбрав для собаки эту профессию, необходимо проявлять особую бдительность и никогда не оставлять ее без присмотра.

К 10-12 месяцам, благодаря целенаправленному воспитанию можно приступать непосредственно к поисковой подготовке.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: