Самостоятельная работа

Справочные материалы по

«ФИЛОСОФИИ»

 

Факультеты: педагогические, переводческий, переводческий (иностранные  

                 студенты), межкультурных коммуникаций

 

Кафедра ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ

 

Курс: 2; (переводческий иностранные студенты – 3-ий)

 

Семестры: 3,4; (5,6)

 

Лекции: 40 ч.                                                                       Экзамен: 4 (6) семестр

 

Семинарские занятия: 36 ч.                                               Зачет: 3 (5) семестр

 

Самостоятельная работа: 26 ч.

Самостоятельная работа

(подготовка к экзаменам): 36 ч.

 

Всего аудиторных

часов по дисциплине: 76 ч.

 

Всего часов                                                        Форма получения

по дисциплине: 138 ч.                                      высшего образования: дневная

 

 

2011-2012 уч. г.

 

Планы семинарских занятий

В каждой теме семинарского занятия даны вопросы, которые студент должен проработать в процессе подготовки к семинарскому занятию. К каждой теме прилагаются первоисточники, изучение которых позво­лит ему познакомиться с оригинальными трудами мыслителей. В конце каждой темы семинарского занятия представлены темы докладов, из которых студент может выбрать одну для подготовки доклада (сообще­ния). По согласованию с преподавателем по указанным темам или те­мам, предложенным студентом самостоятельно, могут быть написаны рефераты.

 

Тема Количество часов
Философия как социокультурный феномен 2
Философская мысль Древнего Востока и Античности 2
Философия средневековья и эпохи Ренессанса 2
Классическая европейская философия ХУП-Х1Х вв. 2
Становление и основные стратегии развития постклассической философии 2
Западная философия на рубеже ХХ-ХХ1 вв. 2
Философская мысль Беларуси. Русская философия. 2
Метафизика и онтология 2
Философия природы 2
Проблема человека в философии и науке 2
Философия сознания 2
Познание как предмет философского анализа. 2
Наука, ее когнитивный и социокультурный статус 2
Общество и основные стратегии его исследования 2
Философия политики и права 2
Философские проблемы социальной динамики 2
Философия культуры 2
Философия и ценностные приоритеты в культуреXXI столетия 2
Итого       36

Тема 1. Философия как социокультурный феномен

 

1. Мировоззрение, его уровни иструктура. Типы мировоззрений: мифология, религия, философия, наука.

2. Философия: определение, возникновение, развитие. Круг проблем, изучаемых философией, и основные области философского знания.

3. Статус, роль и функции философии в современной культуре. Проблема метода в философии.

4. Философские категории и универсалии культуры. Язык философии.

 

Самостоятельная работа

 

1. Изучение первоисточников: Г. Гегель, Р. Декарт, С. 7-8 (раздел 4.Учебная литература, 3. Хрестоматии и антологии [3]); М. Монтень, С. 15(там же, [7], Ч. 1).

2.Анализ студентами их собственного мировоззрения.

Темы для докладов

 

1.Образ философии в диалоге Платона «Пир» (Платон. Пир. Речь Сократа: цель Эрота - овладение благом / Платон // Собрание сочине­ний: в 4 т. -М, 1993.-Т. 2. -С. 108-122.)

2.Чем отличается философское знание от знания религиозного (ми­фологического, научного)?

3.Зачем нужна философия инженеру, экономисту, исследователю, каждому человеку?

4.Проблема метода в философии и науке.

5.Роль и место философии в структуре мировоззрения человека.

Тема 2. Философская мысль Древнего Востока и античности

1.Специфика древних цивилизаций Индии, Китая и Греции и осо­бенности формирования их культурных и философских традиций.

2.Религиозно-мистический характер древнеиндийской философии. Основные философские школы Древней Индии.

3.Рационально-практическая направленность древнекитайской фи­лософии. Конфуцианство, даосизм, легизм.

4.Натурфилософский этап древнегреческой философии. Философия Сократа.

 

5.Классический этап древнегреческой философии. Философские системы Демокрита, Платона и Аристотеля.

6.Эллинистический и римский этапы древнегреческой философии.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: Индийская философия, С. 28-31; Кон­фуций, С. 33-37; Семь мудрецов, С. 48-57 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии [3]).

 

Темы для докладов

 

1.Основные идеи философии ведизма (джайнизма, буддизма, других школ индийской философии).

2.Категория «дао» в древнекитайской философии.

3.Нравственное учение Конфуция.

4.Философы Древней Греции (Фалес, Пифагор, Гераклит и др.).

5.Главные идеи учения Сократа.

 

6.Учение Платона об идеальном государстве.

7.Учение о государстве и основных принципах государственного устройства в «Политике» Аристотеля. (Аристотель. Политика. Кн. 1,3-4/Аристотель // Сочинения: в 4 т. - М., 1983. - Т. 4. - С. 376, 378-384, 444-446, 453-457, 460-462, 467, 506-510.)

8.Философия эллинизма: эпикуреизм и стоицизм.

 

Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения

1.Основные этапы развития средневековой философии, ее пробле­матика и представители.

2.Проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.

3.Философская система Фомы Аквинского. Томизм.

4.Основные идеи византийской философии и их влияние на русскую и белорусскую культуры.

5.Специфика и круг проблем философии эпохи Возрождения: на­турфилософия и пантеизм, гуманизм, социально-политическая мысль.

Самостоятельная работа

Августин Блаженный, С. 193. (раздел 4.3 Хрестоматии и анто­логии, [7], Ч. 1); Николай Кузанский, С. 9; Фома Аквинский, С. 375; Р. Оуэн, С. 456 (там же, [7], Ч. 2.).

Темы для докладов

1.Учение об истине в средневековой философии.

2.Жизнь и философские взгляды Пьера Абеляра.

3.Фома Аквинский и его влияние на католицизм.

4.Мыслители эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, М. Монтень, Н. Кузанский, Н. Коперник, Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Ма­киавелли и др. (на выбор).

Тема 4. Классическая европейская философия ХУП-Х1Х веков

1. Проблемы научного познания в философии Нового времени. Эм­пиризм и рационализм. (Ф. Бэкон и Р. Декарт).

2. Философская мысль эпохи Просвещения: человек, общество, разум (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах, К.Лессинг).

3. Классическая немецкая философия. Идея «гносеологической ре­волюции» и критическая философия И. Канта.

4. Диалектическая философия Г. Гегеля. Антропологический мате­риализм Л. Фейербаха.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: Ф. Бекон, С. 89-91, С. 314-315; Б. Спи­ноза, С. 97-100; И. Кант, С. 130-131; Ф. Энгельс, С. 149. (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии [3]).

Темы для докладов

1. Становление индустриального общества и философия Нового вре­мени.

2.Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Новый Ор­ганон». { Бэкон, Ф.Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т. - М,1978. - Т.2. - С. 12-17, 18-28, 33-35.).

3.Рационалистический метод познания в работе Р. Декарта «Рас­суждение о методе». (Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт //Избранные произведения. - М., 1950. - С. 286-288, 291-292.).

4.Социально-правовые идеи Дж. Локка и Т. Гоббса.

5.Французское Просвещение: основные философские идеи (Ф. Воль­тер, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах и др.)

6.Категорический императив в философии И. Канта.

7.Концепция мировой истории Гегеля.

 

Тема5. Становление и основные стратегии развития постклассической философии

1.Классическая и неклассическая традиции в развитии европейской философии.

2.Критика философской классики в философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

3.Основные принципы марксистской философии. Диалектический материализм и теория общественного развития марксизма.

4.Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).

5. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры (неотомизм, неопротестантизм).

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: Ф. Ницше, С. 355; А. Шопенгауэр, С. 324 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 2). Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. - М, 1958. - Т. 3.

Темы для докладов

1.Философские взгляды С. Кьеркегора.

2.А. Шопенгауэр и его философские взгляды.

3.Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Сочинения: в 2 т. -М, 1990. -Т. 2. -С. 6-17, 81-83, 141-156.)

4.Диалектический материализм: основные положения и принципы.

5.К. Маркс о сущности материалистического понимания истории. (Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс//Сочинения: в 50 т. -М., 1985.-Т. 13. -С. 5-9.).

6.Есть ли будущее у марксизма?

Тема 6. Философия XX века: основные школы и направления

1.Социально-критическая стратегия в развитии философской мыслиXX века.

2.Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).

3.Философия психоанализа (3. Фрейд).

4.Аналитическая стратегия развития философии (логико-аналити­ческий этап и лингвинистическая философия).

5.Особенности философии на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Постмодернизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: