Справочные материалы по
«ФИЛОСОФИИ»
Факультеты: педагогические, переводческий, переводческий (иностранные
студенты), межкультурных коммуникаций
Кафедра ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ
Курс: 2; (переводческий иностранные студенты – 3-ий)
Семестры: 3,4; (5,6)
Лекции: 40 ч. Экзамен: 4 (6) семестр
Семинарские занятия: 36 ч. Зачет: 3 (5) семестр
Самостоятельная работа: 26 ч.
Самостоятельная работа
(подготовка к экзаменам): 36 ч.
Всего аудиторных
часов по дисциплине: 76 ч.
Всего часов Форма получения
по дисциплине: 138 ч. высшего образования: дневная
2011-2012 уч. г.
Планы семинарских занятий
В каждой теме семинарского занятия даны вопросы, которые студент должен проработать в процессе подготовки к семинарскому занятию. К каждой теме прилагаются первоисточники, изучение которых позволит ему познакомиться с оригинальными трудами мыслителей. В конце каждой темы семинарского занятия представлены темы докладов, из которых студент может выбрать одну для подготовки доклада (сообщения). По согласованию с преподавателем по указанным темам или темам, предложенным студентом самостоятельно, могут быть написаны рефераты.
|
|
Тема | Количество часов |
Философия как социокультурный феномен | 2 |
Философская мысль Древнего Востока и Античности | 2 |
Философия средневековья и эпохи Ренессанса | 2 |
Классическая европейская философия ХУП-Х1Х вв. | 2 |
Становление и основные стратегии развития постклассической философии | 2 |
Западная философия на рубеже ХХ-ХХ1 вв. | 2 |
Философская мысль Беларуси. Русская философия. | 2 |
Метафизика и онтология | 2 |
Философия природы | 2 |
Проблема человека в философии и науке | 2 |
Философия сознания | 2 |
Познание как предмет философского анализа. | 2 |
Наука, ее когнитивный и социокультурный статус | 2 |
Общество и основные стратегии его исследования | 2 |
Философия политики и права | 2 |
Философские проблемы социальной динамики | 2 |
Философия культуры | 2 |
Философия и ценностные приоритеты в культуреXXI столетия | 2 |
Итого | 36 |
Тема 1. Философия как социокультурный феномен
1. Мировоззрение, его уровни иструктура. Типы мировоззрений: мифология, религия, философия, наука.
2. Философия: определение, возникновение, развитие. Круг проблем, изучаемых философией, и основные области философского знания.
3. Статус, роль и функции философии в современной культуре. Проблема метода в философии.
|
|
4. Философские категории и универсалии культуры. Язык философии.
Самостоятельная работа
1. Изучение первоисточников: Г. Гегель, Р. Декарт, С. 7-8 (раздел 4.Учебная литература, 3. Хрестоматии и антологии [3]); М. Монтень, С. 15(там же, [7], Ч. 1).
2.Анализ студентами их собственного мировоззрения.
Темы для докладов
1.Образ философии в диалоге Платона «Пир» (Платон. Пир. Речь Сократа: цель Эрота - овладение благом / Платон // Собрание сочинений: в 4 т. -М, 1993.-Т. 2. -С. 108-122.)
2.Чем отличается философское знание от знания религиозного (мифологического, научного)?
3.Зачем нужна философия инженеру, экономисту, исследователю, каждому человеку?
4.Проблема метода в философии и науке.
5.Роль и место философии в структуре мировоззрения человека.
Тема 2. Философская мысль Древнего Востока и античности
1.Специфика древних цивилизаций Индии, Китая и Греции и особенности формирования их культурных и философских традиций.
2.Религиозно-мистический характер древнеиндийской философии. Основные философские школы Древней Индии.
3.Рационально-практическая направленность древнекитайской философии. Конфуцианство, даосизм, легизм.
4.Натурфилософский этап древнегреческой философии. Философия Сократа.
5.Классический этап древнегреческой философии. Философские системы Демокрита, Платона и Аристотеля.
6.Эллинистический и римский этапы древнегреческой философии.
Самостоятельная работа
Изучение первоисточников: Индийская философия, С. 28-31; Конфуций, С. 33-37; Семь мудрецов, С. 48-57 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии [3]).
Темы для докладов
1.Основные идеи философии ведизма (джайнизма, буддизма, других школ индийской философии).
2.Категория «дао» в древнекитайской философии.
3.Нравственное учение Конфуция.
4.Философы Древней Греции (Фалес, Пифагор, Гераклит и др.).
5.Главные идеи учения Сократа.
6.Учение Платона об идеальном государстве.
7.Учение о государстве и основных принципах государственного устройства в «Политике» Аристотеля. (Аристотель. Политика. Кн. 1,3-4/Аристотель // Сочинения: в 4 т. - М., 1983. - Т. 4. - С. 376, 378-384, 444-446, 453-457, 460-462, 467, 506-510.)
8.Философия эллинизма: эпикуреизм и стоицизм.
Тема 3. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
1.Основные этапы развития средневековой философии, ее проблематика и представители.
2.Проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма.
3.Философская система Фомы Аквинского. Томизм.
4.Основные идеи византийской философии и их влияние на русскую и белорусскую культуры.
5.Специфика и круг проблем философии эпохи Возрождения: натурфилософия и пантеизм, гуманизм, социально-политическая мысль.
Самостоятельная работа
Августин Блаженный, С. 193. (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 1); Николай Кузанский, С. 9; Фома Аквинский, С. 375; Р. Оуэн, С. 456 (там же, [7], Ч. 2.).
Темы для докладов
1.Учение об истине в средневековой философии.
2.Жизнь и философские взгляды Пьера Абеляра.
3.Фома Аквинский и его влияние на католицизм.
4.Мыслители эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, М. Монтень, Н. Кузанский, Н. Коперник, Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли и др. (на выбор).
Тема 4. Классическая европейская философия ХУП-Х1Х веков
1. Проблемы научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм. (Ф. Бэкон и Р. Декарт).
2. Философская мысль эпохи Просвещения: человек, общество, разум (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах, К.Лессинг).
3. Классическая немецкая философия. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И. Канта.
4. Диалектическая философия Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Самостоятельная работа
|
|
Изучение первоисточников: Ф. Бекон, С. 89-91, С. 314-315; Б. Спиноза, С. 97-100; И. Кант, С. 130-131; Ф. Энгельс, С. 149. (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии [3]).
Темы для докладов
1. Становление индустриального общества и философия Нового времени.
2.Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Новый Органон». { Бэкон, Ф.Новый Органон / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т. - М,1978. - Т.2. - С. 12-17, 18-28, 33-35.).
3.Рационалистический метод познания в работе Р. Декарта «Рассуждение о методе». (Декарт, Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт //Избранные произведения. - М., 1950. - С. 286-288, 291-292.).
4.Социально-правовые идеи Дж. Локка и Т. Гоббса.
5.Французское Просвещение: основные философские идеи (Ф. Вольтер, Д. Дидро, К. Гельвеции, П. Гольбах и др.)
6.Категорический императив в философии И. Канта.
7.Концепция мировой истории Гегеля.
Тема5. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
1.Классическая и неклассическая традиции в развитии европейской философии.
2.Критика философской классики в философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
3.Основные принципы марксистской философии. Диалектический материализм и теория общественного развития марксизма.
4.Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).
5. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры (неотомизм, неопротестантизм).
Самостоятельная работа
Изучение первоисточников: Ф. Ницше, С. 355; А. Шопенгауэр, С. 324 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 2). Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. - М, 1958. - Т. 3.
Темы для докладов
1.Философские взгляды С. Кьеркегора.
2.А. Шопенгауэр и его философские взгляды.
3.Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Сочинения: в 2 т. -М, 1990. -Т. 2. -С. 6-17, 81-83, 141-156.)
4.Диалектический материализм: основные положения и принципы.
5.К. Маркс о сущности материалистического понимания истории. (Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс//Сочинения: в 50 т. -М., 1985.-Т. 13. -С. 5-9.).
|
|
6.Есть ли будущее у марксизма?
Тема 6. Философия XX века: основные школы и направления
1.Социально-критическая стратегия в развитии философской мыслиXX века.
2.Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю).
3.Философия психоанализа (3. Фрейд).
4.Аналитическая стратегия развития философии (логико-аналитический этап и лингвинистическая философия).
5.Особенности философии на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Постмодернизм.