Роль Международной организации труда в регулировании отношений социального партнерства

Характеристика правоотношений социального партнерства.

 

Социальное партнерство в сфере труда (по ТК 23ст). Трудовой кодекс РФ значительно развил законодательство о социальном партнерстве в разделе 2 “Социальное партнерство в сфере труда” (гл. 3–8), объединившем ст. 23–55.

Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают: 1)работники; 2)работодатели; 3)представители работников; 4)представители работодателей; 5)органы государственной (исполнительной) власти; 6)органы местного самоуправления. Социально-партнерские правоотношения по ϲʙᴏему характеру — организационно-управленческие.

Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей, уполномоченных в установленном порядке (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства.

Органы исполнительной власти выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ в трудовой сфере. Органы местного самоуправления, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).

Государство занимается правотворчеством.

 

Роль Международной организации труда в регулировании отношений социального партнерства.

 

Предпосылки возникновения МОТ: политическая: революция в России и в ряде других стран; социальная: неприемлемые с общечеловеческие тяжелые условия труда и жизни большинства трудящихся капиталистических стран; экономическая: в странах Запада - стремление к улучшению положения трудящихся вызвало увеличение затрат, рост себестоимости продукции. Было необходимо появление норм международного трудового права. В 1919 г. образована Международная организация труда, с 1946 г. МОТ - специализированное учреждение ООН.

МОТ – единственная международная организация, структура и функционирование которой построено на принципе трипартизма. ТРИПАРТИЗМ - каждое входящее в Мот государство представлено тремя частями: а) от правительства; б) от организаций предпринимателей и в) от организаций трудящихся (профсоюзов). МОТ играет важную роль в регулировании социально-трудовых отношений, в становлении и развитии социального партнерства (диалога), также МОТ способствовала внедрению в практику регулирования социально-трудовых отношений коллективно-договорных форм, также сыграли роль своеобразного катализатора развития системы социального партнерства.

В Филадельфийской Декларации (от 1944) воплощены следующие принципы: труд не является товаром; свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса; нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния; все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Основная задача МОТ заключается в том, чтобы мужчины и женщины имели возможность получить достойную продуктивную работу в условиях свободы, равенства, экономической безопасности и человеческого достоинства. Достойный труд стоит в центре внимания всех четырех стратегических задач МОТ: содействие правам в сфере труда; занятость; социальная защита; социальный диалог.

Главные цели МОТ — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека. К другим задачам МОТ относят:

-разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем

- разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением

- помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции

- защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.)

- борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения

- содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных

- разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды

- содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений

- разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

Одни из главных конвенций МОТ:

- Конвенция о принудительном или обязательном труде (1930 г., №29) содержит требование о запрещении принудительного или обязательного труда во всех его формах. Допускаются определенные исключения, такие, как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы, труд при чрезвычайных обстоятельствах - во время войны, при пожаре, землетрясениях и др.

- Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 г., №87) Устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание организации и вступление в нее по своему выбору без получения предварительного разрешения, определяет ряд гарантий свободы их деятельности без вмешательства органов власти.

- Конвенция об охране заработной платы (1949 г., №95),ее основным принципом является своевременная и полная выплата заработной платы. Другие положения касаются упорядочения и ограничения вычетов из заработной платы, периодичности, дней и места ее выплаты.

 

4. Общая характеристика законодательства о социальном партнерст­ве.

 

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Оно призвано налаживать взаимоотношения работников и работодателей согласно формам и принципам, предусмотренным Кодексом и иными федеральными законами.

Законодательство России признало практику заключения коллективных договоров в первом Кодексе Законов о Труде 1918 г. и в “Положении о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда” от 1918 г.

В 1919 г. образована Международная организация труда, с 1946 г. МОТ - специализированное учреждение ООН. МОТ – единственная международная организация, структура и функционирование которой построено на принципе трипартизмаКонвенция МОТ №98 (1949 г.) предусматривает право на организацию и ведение коллективных переговоров по регулированию условий труда, заключение коллективных договоров и соглашений. Но советское трудовое законодательство, регулируя коллективные договоры, никак не закрепляло коллективные переговоры и ничего не говорило о социально-партнерских соглашениях выше уровня предприятия. Впервые их оговорил Указ Президента РФ от 01.01.01 I. “О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров”, а впервые урегулировал коллективные переговоры и социально-партнерские соглашения Закон РФ от 01.01.01 г: “О коллективных договорах и соглашениях”. Этот Закон по-новому урегулировал и коллективный договор. И ныне он, дополненный и измененный Федеральным законом от 01.01.01 г. (СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558), является основным после Кодекса нормативным актом по данной проблеме. Значение этого Закона в том, что он впервые в трудовом законодательстве России признал и урегулировал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда. Разными нашими учеными и законодательством некоторых субъектов РФ социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права, как элемент отрасли или как принцип трудового права. Но хотя о социальном партнерстве был принят указанный Закон, он не содержит его легального определения. Впервые понятие в законе социального партнерства дал Трудовой кодекс 2001 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: