Тема 8: Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений

Основными показателями эффективности общественного производства являются: производительность труда, материала - и фондоемкость продукции, показатели качества продукции (надежность, долговечность, производительность и другие свойства средств труда и др.).

Следует отметить, что основными показателями эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий, наряду с вышеуказанными показателями производительности труда, материала - и фондоемкости продукции, ее качества, являются себестоимость, прибыль, рентабельность.

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования – показатели рентабельности (R).

В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из величин: прибыль от реализации (ПР) или чистая прибыль (ЧП). В знаменателе – один из следующих показателей: затраты на производство реализованной продукции, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал и др.

Таким образом, могут быть рассчитаны следующие показатели рентабельности.

Рентабельность продажи, Rп показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Уменьшение свидетельствует о снижении спроса на продукцию предприятия:

Rп= ,                                               (1.77)

где Пв – прибыль, руб.

Дч – доход (выручка) от реализации продукции, руб.

Рентабельность продукции, Rпр. Показывает сколько прибыли получает предприятие на один рубль  затрат, вложенных для получения прибыли:

Rпр. = * 100%,                                                   (1.78)

где Пв – валовая прибыль, руб.

Zрп – себестоимость реализованной продукции, руб.

Рентабельность собственного капитала, Rск.Показывает эффективность использования собственного капитала:

Rск = *100%,                                    (1.79)

где Пч – чистая прибыль, руб.

 - среднесписочная стоимость собственного капитала, руб.

Рентабельность всего капитала, Rк показывает, сколько прибыли получено от обычной деятельности, приходится на один рубль  вложенного капитала:

Rк = *100%,                                            (1.80)

где Под – прибыль от обычной деятельности, руб.

К – размер всего капитала, руб.

Общая рентабельность предприятия (рентабельность производственных фондов), Rо показывает, сколько прибыли получено от всех видов деятельности, приходится на один рубль  вложенного в производственные фонды организации:

                              Rо= ,                                       (1.81)

где ПЧ– чистая прибыль, руб.

Фос – фонд основных средств, руб.

Фос – фонд оборотных средств, руб.

Главный показатель прибыльности, Пг– показывает, сколько прибыли получено от обычной деятельности, приходится на один рубль вложенного в материальные активы организации:

Пг = ,                                                   (1.82)

где Под – прибыль от обычной деяте6льности до налогообложения, руб.

А – всего активов, руб.

Ан – нематериальные активы, руб.

Прибыльность активов, Па Показывает, сколько чистой прибыли, полученной от обычной деятельности, приходится на один рубль, вложенный в материальные активы организации:

Па = ,                                                   (1.83)

где Поб.д. – прибыль от обычной деятельности после уплаты налога и дивидендов на привилегированные акции, руб.

А – всего активов, руб.

Ан – нематериальные активы, руб.

Прибыльность инвестиций, ПинПоказывает, сколько чистой прибыли, полученного от обычной деятельности, приходится на один рубль инвестиций, вложенных в организацию:

Пин = ,                                     (1.84)

где Поб..п – прибыль от обычной деятельности после уплаты налогов, руб.

I – сумма инвестиций организации, руб.

Задача статистики эффективности производства состоит в оценке влияния на конечный финансовый результат (прибыль) четырех факторов: цены товара, себестоимости единицы продукции, объема реализации продукции и структуры реализации продукции.

Для выявления степени влияния данных факторов используются следующие формулы:

Влияние изменения цен (тарифов) (∆П(Р))определяется по формуле:

,                                    (1.85)

Влияние изменения себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) (∆П(Z)) определим, сопоставляя фактические затраты на реализованную продукцию (работы, услуги) с условными затратами на ту же продукцию по себестоимости предыдущего периода:

                               (1.86)

Влияние изменение объема реализации продукции (работ, услуг) (∆П(q)) используется индекс физического объема и уровень прибыли предприятия в базисном периоде.

Для определения влияния изменения объема реализации вычислим индекс физического объема реализации (Iq):

,                                         (1.87)

Следовательно, и прибыль за счет изменения объема реализации изменится в той же пропорции. Расчет произведем следующим образом:

,                                         (1.88)

или

           (1.89)

Влияние изменения структуры реализованной продукции (работ, услуг) можно определить при помощи следующей формулы:

,                 (1.90)

Просуммировав выявленные резервы по четырем факторам определяют общий резерв увеличения прибыли предприятия:

,                     (1.91)

Влияние всех рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) может быть использовано работниками экономического отдела предприятия для выявления и планирования резервов увеличения показателей эффективности деятельности предприятия.

Для определения влияния факторов на изменение индекса рентабельности от изменения объема реализации продукции, уровня себестоимости и уровня цен используют следующую методику.

Влияние объема реализованной продукции на индекс рентабельности определяется по формуле:

                              (1.92)

Влияние себестоимости реализованной продукции на индекс рентабельности определяется по формуле:

                         (1.93)

Влияние цены реализации продукции на индекс рентабельности определяется по формуле:

                             (1.94)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: