Методические рекомендации

Раскрывая обозначенную тему, важно уяснить, что любая деятельность в сфере связей с общественностью независимо от той сферы, в которой она проводится, целиком и полностью базируется на определенных PR-документах. Здесь же следует подробно рассмотреть различные виды рабочих ПР-документов, используемых в работе со СМИ, целевыми аудиториями и предъявляемые к ним требования:

оперативные рабочие информационные документы: пресс-релиз (анонсирующий, промежуточный, итоговый, корпоративный), информационная справка (бэкграунд), пресс-кит, заявление для печати, интервью для печати (очное, заочное, комбинированное, виртуальное), информационный бюллетень (newsletter), квартальный информационно-аналитический отчет, заявка клиента на ПР-услуги (PR-brief), биографическая справка, пресс-досье, аналитическая справка, статья опровержение, «красная папка кризисного реагирования («Redforlder»)», приглашение на ПР-мероприятие, анкета-опросный лист, распечатка баз данных целевых СМИ и аудиторий, сценарий ПР-мероприятия, анкеты и опросные листы, фотоподборки и фоторепортажи.

Имиджевые корпоративные документы: презентационный буклет, корпоративная (фирменная) многотиражная газета, буклет «Профиль фирмы», Годовой отчет, Письмо к акционерам, история (летопись) фирмы, биография высшего руководства, слайдовый, видеофильм или компьютерная презентация, портфолио. Интерактивные электронные имиджевые документы в Интернете.

Служебные ПР-документы: PR-brief, распределение обязанностей между клиентом и агентством, постатейная разбивка бюджета. Виды рабочих мероприятий.

При рассмотрении отдельных видов документов важно выявить особенности каждого из них, их отличия друг от друга, специфику подготовки и распространения документов в различных СМИ.

 

 Методические указания по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках курса «Связи с общественность» предполагает подготовку к семинарским занятиям, к сдаче экзамена (зачета).

Главное предназначение семинарских занятий в процессе вузовской подготовки специалистов – углубленная самостоятельная работа студентов по важнейшим учебным проблемам курса. Семинар – «вершина айсберга» серьезной подготовительной работы студентов.

В ходе подготовки к семинарскому занятию по курсу «Связи с общественностью» студенты должны научиться работать с литературой и источниками, понимать их специфику и особенности использования, научиться правильно и грамотно конспектировать их, применяя при этом различные способы записей (цитирование, изложение, тезисы). Важно при этом научиться выделять главные мысли и идеи авторов, не выдергиваться их из контекста.

Кроме использования литературы, которая рекомендована в программе учебного курса «Связи с общественностью», студентам целесообразно овладеть методикой самостоятельного поиска необходимой литературы для подготовки докладов, сообщений, выполнения практических заданий.

Самой главное в ходе подготовки к семинарскому занятию в курсе «Связи с общественностью» – это формирование, развитие и закрепление аналитических способностей студентов. Достигается данная цель за счет постепенной, но последовательной выработки каждым студентом:

- умения самостоятельно систематизировать, оценивать, обобщать материал, делать выводы;

- способностей выделять среди обширного материала главные, ключевые моменты;

- навыков относить изучаемый учебный и научный материал с конкретными вопросами семинарского занятия;

- умения находить и оценивать причинно-следственные связи между различными изучаемыми явлениями и процессами;

- способностей дискутировать убедительно, аргументировано, логически непротиворечиво и последовательно отстаивать свою точку зрения.

Важным итогом самостоятельной работы студентов по курсу «Связи с общественностью» является сдача экзамена. Цель экзамена – завершить курс обучения, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний. На экзамене проверяется не столько уровень запоминания учебного материала студентом, сколько то, как он понимает те или иные политические категории и реальные политические проблемы. При подготовке к экзамену следует особое внимание уделять конспектам лекций, затем учебникам, курсам лекций и другой печатной продукции. Также целесообразно максимально использовать программу курса, которая поможет лучше понять логику изложения основного учебного материала.

 

                    Примерная тематика рефератов для СРС

· Задачи и функции PR в современном обществе и рыночной экономике.

· Специфика PR в политике, коммерческом секторе, общественных объединениях, государственных учреждениях.

· Основные этапы развития PR в России.

· Виды кодексов профессионального поведения PR-специалиста.

· Кодекс профессиональных стандартов PRSA.

· Декларация этических принципов РАСО.

· Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность.

· Коммуникация как социальное действие

· Схема коммуникации К. Шеннона.

· Роль социально-коммуникационных революций в развитии общества.

· Основные теории массовых коммуникаций.

· Технологии построения имиджей.

· Концепция формирования брэнда.

· Особенности рекламы на телевидении.

· Особенности рекламы в печатных изданиях.

· Основные характеристики и структура медиаплана.

· Роль политической коммуникации в обществе и ее основные функции.

· СМИ как неотъемлемый элемент политических коммуникаций и их манипулятивные возможности.

· Развитие служб по связям с общественности в современной России.

· Структура и функции PR-службы (на примере любой области).

· Функции и задачи ПР - специалиста.

· Особенности связей с общественностью в государственных структурах.

· Реалии и перспективы развития государственного рынка ПР.

· Специфика работы Студенческого совета вуза.

· Правила написания грантовой заявки как технологии привлечения инвестиций.

· Правила подготовки и распространения пресс-релиза.

· Многотиражная газета как вид корпоративного документа.

· Формы и средства бюджета при проведении PR-мероприятий.

 

Вопросы к экзамену

1. Связи с общественностью как наука и учебная дисциплина

2. Соотношение понятий и функций: PR и реклама, PR и пропаганда, PR и маркетинг.

3. Основные термины и понятия в сфере PR.

4. Критерии эффективности взаимоотношений со СМИ.

5. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью.

6. Роль PR в современном гражданском обществе и рыночной экономике. Цели и функции PR.

7. Правовое регулирование деятельности в сфере связей с общественностью.

8. Основные международные Кодексы профессиональных стандартов в области PR.

9. Коммуникация как процесс и структура.

10. Информация и содержание информационного подхода в теории коммуникации.

11. Содержание и элементы коммуникации.

12. Коммуникативное пространство.

13. Возможности вербального воздействия на аудиторию.

14. Невербальные средства коммуникации. Типология коммуникативных единиц невербальной коммуникации. Функции невербальных средств коммуникации.

15. Содержание и элементы коммуникации. Модель Г. Лассауэлла.

16. Социально-коммуникационные революции.

17. Теория массовых коммуникаций.

18. Коммуникации в политике.

19. Предмет политической коммуникации.

20. Основные понятия политической коммуникации.

21. Роль политической коммуникации в обществе и ее основные функции.

22. Понятие политического консалтинга.

23. Основные организационные структуры PR: независимый консультант-эксперт, корпоративный PR-департамент, типовое агентство, консалтинговая PR-фирма, независимая международная компания, международная сеть агентств.

24. Задачи, функции, отделов и служб по PR в государственных организациях и учреждениях, общественных объединениях, коммерческих структурах, политических партиях.

25. Структура типового агентства и консалтинговой фирмы в области связей с общественностью.

26. Основные российские ассоциации специалистов в области PR.

27. Российские профессиональные издания в области PR.

28. Понятие рекламной коммуникации.

29. Цели и основные составляющие рекламной коммуникации.

30. Медиапланирование как составляющая рекламной кампании.

31. Этапы медиапланирования.

32. Основные характеристики, сроки и структура медиаплана.

33. Особенности рекламы в различных СМИ, их достоинства и недостатки: реклама в прессе, реклама на телевидении, реклама на радио, реклама в интернет.

34. Сущность и понятие имиджа: в рекламе, политике, связях с общественностью.

35. Основные составляющие имиджа.

36. Определение корпоративного имиджа, корпоративной культуры, фирменного стиля.

37. Брэнд и его значение в современной рекламе.

38. Классификация брендов.

39. Концепция формирования брэнда, позиционирование брэнда.

40. Политическое консультирование: типы, виды и формы.

41. Технологии политического консультирования.

42. Политический консультант: типы, характерные черты, функции.

43. Работа консультанта в избирательной кампании по созданию стратегии клиента.

44. Профессиональные требования к специалисту по PR.

45. Этика и профессиональные стандарты в «Связях с общественностью».

46. Связи с общественностью в государственных структурах.

47. Субъекты и структура российского государственного PR – рынка.

48. Пресс-клиппинг как PR - технология.

49. Некоммерческие организации – понятие, функции, характерные черты.

50. Специфика функционирования некоммерческих организаций в современной России.

51. PR-технологии в привлечении инвестиций.

52. Понятие спонсоринга, фандрайзинга.

53. Целевые мероприятия по привлечению средств. Этапы Фандрайзинга.

54. Виды рабочих PR-документов, используемых в работе со СМИ, целевыми аудиториями и предъявляемые к ним требования

55. Оперативные рабочие информационные документы.

56. Имиджевые корпоративные документы.

57. Служебные PR-документы.

 

          Рекомендуемая литература по курсу

1. Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров/ И.В. Алешина. - М.: ИКФ "ЭКМОС", 2004.

2. Авдиенко Д., Чазов А. Политическая коммуникация как актуализация ценностей. / Выборы - 2000: комплексный подход к проблеме маркетинга политического лидера. Под ред. О.Поповой - Санкт-Петербург, 2000, -С.114-115.

3. Борисов, Б.Л.Технологии рекламы и PR: Учеб.пособие/ Б.Л.Борисов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

4. Березкина О.П. Как стать депутатом или продать себя на политическом рынке: Тайны ремеслы. Практические рекомендации. Тренинг. - СПб.: Издательство Буковского, 1997.

5. Браун Л. Имидж-путь к успеху: Пер. с англ. - СПб.: Питер-пресс, 1996.

6. Блинкина-Мельник М. М. Рекламный текст. Задачник для копи-райтеров. О. Г. И., 2003.

7. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и publicrelations. Часть 1. Спб., Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС». 1995.

8. Викентьев, И.Л. Неизбежность publicrelations: [Глава из книги "Приемы рекламы и publicrelations.Программы-консультанты: 400 примеров, 22 учебных задач, 20 практических приложений"] / И.Л.Викентьев // Управление персоналом.-2002.-№12.- С.22-26.

9. Вингурт, А. Основы журналистики для PR-специалиста/ А.Вингурт //Советник. - 2003. - №1. - C. 20-26

10. Виноградов, В.Г. Эффективный PR-отдел в компании. Управление, кадры, реальный результат / В.Г.Виноградов // Управление персоналом.-2004.-№4.-С.17-18.

11. Даулинг Г. Репутация фирмы. Создание, управление и оценка эффективности. М., 2003.

12. Ежемесячник «Советник». №№ 1-12, 1996 – 2005 годы. Москва, Издание Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО).

13. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. М., 1999.

14. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. -М.: "РусПартнерЛтд", 1994.

15. Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. - М.: РИП-Холдинг, 1998.

16. Гречко, С. Менеджмент PR как профессия: цели, предмет, ПВК: [Личные качества PR-специалиста] / С.Гречко // Советник.-2004.-№2.-С.52-54.

17. Калиберда, Е.Г. Связи с общественностью: вводный курс: Учеб.пособие/ Е.Г.Калиберда. - М.: Логос, 2003.

18. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. - М.: Центр, 1996.

19. Кривоносов А. Д. Теория и практика связей с общественностью: Практикум. СПб., 2002.

20. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. - М., 1996.

21. Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика. - М.: Издательство Московского университета, 1996.

22. Лебедева Т.Ю. Путь к власти. Франция: выборы президента. - М.: Издательство Московского университета, 1995.

23. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. Часть I. Эффективные рекламные технологии. Паблик рилейшнз. Промоушн. Маркетинг. - М.: Евразийский регион, 1998.

24. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. Часть II. Политическая реклама. Молитический маркетинг. Управление рекламной кампанией. - М.: Евразийский регион, 1998.

25. Ольшевский, А.С. Антикризисный PR и консалтинг / А.С.Ольшевский.-СПб.: Питер, 2003

26. Осадчий, А. Российская специфика Паблик Рилейшнз / А.Осадчий // Маркетинг.-2003.-№6.-С.57-65.

27. Паблик рилейшнз для профессионалов/ Г.Г. Почепцов. - 2-е изд., испр.. - М.,2001.

28. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации/ Г.Г. Почепцов. - М., 2001.

29. PR сегодня: новые подходы» исследования, международная практика. М., 2002.

30. Реклама и связи с общественностью. Ученое пособие. СПб., 2004.

31. Стровский Д.Д. Паблик рилейшнз в конфликтных и экстремальных ситуациях. Учебное пособие. - Екатеринбург, 1996

32. Синяев, В. Стратегии PR в системе антикризисного управления организации / В.Синяев // Маркетинг.-2003.-№2.-С.86-93

33. Сэм Блэк. PR: Международная практика. Издательский Дом «Довгань». Ассоциация по связям с общественностью.Москва. 1997.

34. Репьев А.Л. Мудрый рекламодатель. — М.: ЭКСМО, 2005.

35. Тихомирова, Е.Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью / Е.Б.Тихомирова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология.-2002.-№3.-С.113-127.

36. Чумиков, А.Н. PR-кампания в Интернете: [Глава из книги] / А.Чумиков, М.Бочаров // Советник.-2002.-№11.-С46-48; 2003.-№3.-С.50-53.

37. Федотова Л.Н. Реклама в опросах общественного мнения. - М.: ВЦИОМ, 1994.

38. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - Культура и спорт, 1994.

39. Шпигель Джил. Флирт - путь к успеху: Пер. с англ. - СПб.: Питер-пресс, 1995.

40. Шутов, А. PRофессия и PRизвание: О новой концепции PR-образования в России / А.Шутов; Беседу с проф. МГУ им. М.В.Ломоносова вела М.Мироненко // Советник.-2002.-№9.-С.14-16.

41. Энтони Джей. Эффективная презентация: Пер. с англ. - Минск, 1996.

42. Юрко, В. PR-менеджмент в российском бизнесе / В.Юрко, А.Миронова, Я.Аршинова и др. // Управление персоналом.-2004.-№4.-С.19-21.

43. Яковлев Игорь. Паблик рилейшенз в организациях. Учебное пособие. Санкт-Петербург., ТОО «ПЕТРОПОЛИС». 1995.

44. Scott M. Cuttlip, Allen H. Center, Glen M. Broom.Effective Public Relations.7-th Edition. Prentice Hall Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1991.

45. John Budd, Jr. An executive’s Primer on public relations. Chilton Book Company. Philadelphia. New York.London. 1969.

46. Lesly’s Handbook of public relations and communications. 4-th edition. Revised & updated for the 90-s. PhilipLeslyEditor. ProbusPublishingCompany.Chicago. Illinois. 1991.

 

Профессиональные международные организации в области связей с общественностью:

Американское общество по связям с общественностью (PRSA): www.prsa.org

Ассоциация компаний-консультантов в области общественных связей (АКОС): www.akos.newmail.ru

Европейская конфедерация связей с общественностью (CERP): www.sbq.ac.at/cerp

Международная Ассоциация по связям с общественностью (IPRA): www.ipranet.ru

Международный Комитет Ассоциаций компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO): www.marrtex.co.uk/prca


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: