Что конь для кавалериста

И.В.ШЕХОБАЛОВ

 

Советы туристу

 

В поход снарядиться — не воды напиться

 

Как показывает опыт, в многодневном путешествии оптимальный состав группы — шесть — восемь человек. В группе из двух-трех человек резко возрастает объем еже­дневных нагрузок и хозяйственных обя­занностей; намного труднее обеспечить доставку туристского снаряжения и иму­щества в исходную точку маршрута. Ком­пании из восьми — десяти человек слож­нее наладить походное хозяйство, вы­брать подходящую стоянку для дневки; она медленнее преодолевает препятствия и вынуждена чаще делать остановки для ликвидации мелких неисправностей. Чем больше совпадают привычки и вкусы, фи­зическая и духовная закалка членов группы, тем лучше, а в многочисленной группе добиться этого гораздо труднее.

Руководителя обычно выбирают на об­щем собрании группы еще в период подго­товки к походу.

Группу должен возглавить человек, обладающий большими, чем у остальных ее членов, опытом, знаниями и прак­тическими навыками, с более сильной во­левой и физической закалкой. Он должен иметь уравновешенный и спокойный ха­рактер и быть способен в критической ситу­ации взять на себя всю полноту ответствен­ности и принять правильное решение.

Коллективное и индивидуальное сна­ряжение должно полностью обеспечивать автономное существование группы в не­обжитых районах или в неблагоприятных метеорологических условиях, в случае возникновения аварийных ситуаций или заболевания одного или нескольких уча­стников похода. С другой стороны, не сле­дует брать с собой ничего лишнего. По­мните, что вам не раз в течение путеше­ствия придется весь груз переносить на себе, а в дальнем походе по необжитым местам на каждого участника приходится в среднем 60 — 80 кг груза.

 

Челн для туриста,

что конь для кавалериста

 

В зависимости от целей путешествия, характера и трудностей намеченного мар­шрута выбирают байдарку, каноэ, надув­ную лодку, катамаран, деревянную или металлическую весельную лодку. Для1 сплава по рекам популярны плоты из бре­вен и надувных камер.

В путешествиях по озерам и сплаве по рекам с быстрым течением хорошо заре­комендовали себя надувные лодки и ката­мараны. Они устойчивы и надежны, обла­дают достаточной плавучестью и грузо­подъемностью. Однако идти на них про­тив течения и силънопэ ветра — дело тя­желое, если не безнадежное.

Сборные байдарки и каноэ с жестким каркасом и мягкой обшивкой обладают большей универсальностью. На них мож­но проходить пороги, идти против тече­ния на веслах или бечевой, а по широким плесам и озерам — под парусом. Если придется преодолевать волоки и обносы, сборные суда легко переносить как в со­бранном, так и в разобранном виде. При относительно большой грузоподъемности и малом собственном весе они вмести­тельны и комфортабельны.

Широкой популярностью пользуются такие модели сборных байдарок, как «Са­лют» (модификации М-4,7 и М-5,2), «Таймень-2» и «Таймень-3», «Нептун» (производство ПНР) и PZ-85 (производ­ство бывшей ГДР).

Сборные байдарки серийного выпуска нуждаются в дополнительном оборудова­нии и упрочении слабых конструктивных элементов. Так, обшивку необходимо проклеить водостойким клеем по днищу вдоль кильсона и нижних стрингеров, а по шпангоутам полезно наклеить попереч­ные полосы.

Для увеличения плавучести байдарки носовой и кормовой отсеки заполняют на­дувными камерами от баскетбольных мя­чей. Жесткость каркаса, в особенности у трехместной байдарки, усиливают в про­цессе сборки, обвязывая соединения шпангоутов со стрингерами и привальны­ми брусьями киперной лентой. Снабдив байдарку фартуком, можно предотвра­тить попадание в нее воды в случае дождя или крутой волны. Полезно также осна­стить судно прочным капроновым фалом длиной 14 — 16 м, который одним концом крепят к носу, а другим — к корме. Он служит для проводки байдарки при при­чаливании к берегу, а также в качестве страховочного конца в случае ее опроки­дывания.

На трехместной байдарке полезно обо­рудовать на корме место для третьего гребца. Это удобно и на ходу, и во время рыбной ловли. Для этого устанавливают поперечный кормовой бимс, соединяя его захватами с привальными брусьями, как показано на рис.1. Под деку байдарки на этот бимс крепят дополнительное сиденье или специально вырезанный из фанеры лист. К деке сверху пришивают один-два ремня для крепления спального мешка в непромокаемой упаковке.

Спальные мешки, надувные матрацы и сиденья, фотоаппараты, топоры, ведра, упаковки с консервами, рыболовные сна­сти нужно прочно привязать к байдарке.

На фальшборта целесообразно устано­вить одну-две стяжки из металлического стержня диаметром 6 мм, с резьбой на концах. Они усиливают жесткость карка­са. Кроме того, к ним удобно крепить мешки, рюкзаки или тару с пойманной рыбой (рис.2).

Рис.1. Оборудование кормового сиденья бай­дарки: 1 — дерево; 2 — скоба (дюралюминий тол­щиной 2 мм); 3 — кормовой бимс

Рис.2. Стяжка фальшбортов с сеткой для пойманной рыбы: 1 — ремни; 2 — спальный ме­шок в непромокаемом чехле; 3 — стяжка фальш­бортов; 4 — сетка для рыбы

 

Сбоку на фальшборт байдарки с пра­вой стороны необходимо установить де­ржатели для удочек, спиннинга и багори-ка (рис.3). Чтобы не пораниться о его ост­рие и не повредить обшивку, сверху на деку в носовой части байдарки пришива­ется специальный карман из плотного ма­териала, а еще лучше куска кожи или ко­жезаменителя.

Рис.3. Установка держателя

Во время проводки байдарки очень ча­сто в спиннинговую катушку попадает кора, хвоя, ветки и листья деревьев. Для предотвращения этого в том месте, где на деке байдарки располагается спиннинго-вая катушка, к фальшборту прикрепляют при помощи проволоки или винтов с гай­ками лист резины, которым накрывают сверху спиннинговую катушку.

Во время путешествия все вещи долж­ны быть упакованы в непромокаемые бор­товые мешки. Это обеспечит их быструю погрузку и выгрузку и надежно защитит от воды, а также позволит отказаться от части рюкзаков, которые в сложенном ви­де занимают слишком много места. Лучше их заменить прочными сетками с ши­рокими лямками (рис.4).

В комплект одной байдарки должны входить восемь бортовых мешков, два-три непромокаемых чехла на спальные меш­ки и герметические пластмассовые емко­сти для некоторых сыпучих и жидких продуктов. Бортовые мешки шьют из тон­кой прорезиненной ткани, серебрянки, детской клеенки и т.п. Швы проклеивают узкой полосой из того же материала, а в горловину вставляют тонкую веревку или пришивают к ней бельевую резинку, ко­торой плотно увязывают горловину меш­ка. Ширина сложенного бортового мешка — 30 см, длина — 80 см. Чехлы на спальные мешки имеют ширину 50 см, длину 80 см.

Мешки крепят под декой байдарки ре­зиновыми кольцами шириной 10 — 20 мм, вырезанными из автомобильных камер. Их навешивают на привальный брус и верхний стрингер в процессе сборки судна.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: