Уровень системы стратегического управления ЗАО «Турист»

 

При составлении стратегического плана необходимо учитывать, что стратегии предприятия строятся по иерархическому принципу, хозяйственная деятельность которого и его стратегия взаимосвязаны. При этом стратегии и тактика предприятия взаимосвязаны.
Стратегический план предприятия составляется в такой последовательности:

1. Анализ деловой окружающей внешней и внутренней среды.

2. Определение хозяйственной политики предприятия.

3. Формулировка базовой стратегии и выбор стратегической альтернативы.

4. Формулировка функциональных стратегий: маркетинга, научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, производства организационных изменений, а также финансовая, социальная и экологическая стратегия [22].

Стратегический план предприятия состоит из следующих разделов:

1. Цель и задача предприятия.

2. Текущие и долгосрочные задачи.

3. Базовая стратегия и основные стратегические альтернативы.

4. Функциональные стратегии.

5. Описание наиболее важных программ.

6. Описание внешних операций.

7. Объем капитальных вложений и распределение ресурсов.

8. Формулировка резервных стратегий.

При составлении стратегического плана используется следующая документация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; финансовый план; баланс на конец последнего года плана[8].

Стратегический план предприятия разрабатывается на различный период времени. Этот период зависит от времени появления идеи до ее внедрения, продолжительности принимаемых решений, степени предсказуемости будущего, отраслевой принадлежности фирмы и уровня технической оснащенности.

Процесс управления в гостинице «Турист» связан с планированием, организацией выполнения планов и контролем конечных результатов. Стратегия отеля основана на понимании того, что чем лучше отработаны и взаимосвязаны эти важнейшие функции, тем эффективнее управление. Тем не менее отсутствует четко сформулированная миссия предприятия.

Планирование позволяет определять характер, формы и последовательность будущих действий.

В общих чертах планирование на предприятии предполагает:

- формулировку целей и вероятных стратегий;

- установление первостепенных задач и определение действий по их решению.

Результатом планирования является система планов – долгосрочных, среднесрочных, оперативных.

Наиболее сложной проблемой является разработка стратегии.

Стратегия предприятия затрагивает интересы всех служб, определяя главные направления ее развития на длительный период. При этом среднесрочные и оперативные планы подчинены стратегическим целям.

Вопросы стратегического планирования на предприятии должно занимать одно из центральных мест. Это обусловлено тем, что отсутствие четко избранной стратегии таит немало опасностей, ведет к неопределенности и не способствует осознанному участию работников в производственном процессе.

Стратегическое планирование – функция менеджеров высшего звена предприятия.

На предприятии выделяют три уровня стратегического планирования:

- общая (корпоративная) стратегия;

- стратегические экономические планы;

- функциональная стратегия.

Перечисленные уровни стратегического планирования образуют так называемую "пирамиду стратегий" (см. рис.2.3).

 

 

 

 


Рис. 2.3. Пирамида стратегий

 

На уровне высшего руководства (владельцы фирмы, директор) разрабатывается общая стратегия, учитывающая возможности занять определенную позицию на рынке на ближайшую перспективу. При этом учитываются собственная роль гостиницы, осуществляемые виды деятельности, ожидаемый прирост эффекта и рентабельность.

С учетом общей стратегии разрабатываются экономические стратегические планы, ориентированные на конкретные структурные подразделения (структурные единицы внутри фирмы, производящие услуги, предназначенные для определенных рынков).

В экономических стратегических планах отражается ожидаемая прибыль, доля участия на рынке, ассортимент продукции и его обновление, возможные преимущества пол сравнению с конкурентами.

Функциональная стратегия учитывает конкретные функции: предоставление услуг размещения, управление запасами, закупки, оптимальное использование людских и материальных ресурсов и др.

Таким образом, все уровни стратегического планирования взаимосвязаны и направлены на реализацию избранной стратегии.

Важнейшими фазами стратегического управления на предприятии являются:

- формулирование стратегии;

- придание стратегии конкретной формы;

- оценка и контроль [23].

Для формулирования стратегии прежде всего, определяется цель деятельности, оценивается квалификация персонала, возможности инвестиций, производственный потенциал и др. факторы, которые могут повлиять на реализацию стратегии. Цели фирмы отражают вполне конкретные показатели: предоставляемые услуги, их объем и ассортимент; рентабельность и другие.

Большое значение имеет анализ влияния внешних факторов на деятельность фирмы.

Не меньшее значение имеет и внутрифирменный анализ производственной и финансовой деятельности. Особенное внимание обращается на профессиональные знания и квалификацию персонала, его отношение к работе, текучесть; технологию производства услуг; состояние маркетинга. Внутрифирменный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны фирмы.

Придание стратегии формы предполагает ее оформление в виде программ, планов, бюджета.

Оценка и контроль завершающая фаза стратегического планирования. На этой стадии выявляются отклонения от намеченных целей, и производится при необходимости корректировка стратегии.

В самом общем виде, на предприятии используют следующие типовые (видовые) стратегии:

- контроль над затратами;

- стратегия дифференциации;

- фокусирование.

Стратегия контроля над затратами базируется на снижении собственных издержек по сравнению с затратами конкурентов. Эта стратегия направлена на снижение затрат. Осуществляется обязательный контроль затрат, благодаря которому достигается высокая эффективность производства. При более низких затратах фирма стремиться поддерживать высокий уровень прибыли, хотя цены ниже, чем у конкурентов. Кроме того, низкие цены могут быть барьером для появления новых конкурентов.

Стратегия дифференциациисвязана с определенной целевой установкой: весь рынок или большая его часть. Стратегия направлена на поставку на рынок товаров или услуг, по своим качествам более привлекательных, чем у конкурентов. Дополнительные качества могут включать: имидж; обслуживание клиентов(например, высокий уровень сервисного обслуживания); качество. Дифференциация представляет собой долгосрочную стратегию по достижению уровня прибыли выше среднего по отрасли.

Фокусирование.Основная идея этой стратегии: необходимо концентрировать усилия на том, что лучше получается и не пытаться действовать на всех фронтах [22].

В центре любой стратегии находится клиент (потребитель). Поэтому стратегия учитывает цели фирмы с ориентацией на потребителя, схему распределения ресурсов; ее разработка требует информации о конкурентах. Потребители могут предпочесть товары или услуги конкретной фирмы по следующим причинам: низкая цена товара или услуги; высокое качество; своевременное получение товара или услуги; отличительные свойства товара или услуги.

Стратегическое планирование связано с постоянным сбором и анализом информации.

Функциональная стратегия или стратегия производственного процесса направлена на поддержание стратегии фирмы путем решения задач, формируемых с учетом потребности клиента. Она связана с распределением и использованием ресурсов, необходимых для осуществления производственного процесса. Именно производственные службы могут сыграть решающую роль в реализации стратегии контроля затрат путем снижения расхода сырья и материалов, затрат труда, накладных расходов и других затрат, формирующих производственную себестоимость продукции.

Вместе с тем производственная стратегия строится с учетом общей стратегии фирмы и тесно связана со стратегиями других функциональных подразделений.

Производственная стратегия направлена на решение различных аспектов производственной деятельности.

Производственная стратегия не может быть реализована без плана рекламы, который разрабатывается вместе с планом сбыта. При этом учитываются результаты исследований рынка и меры, принимаемые конкурентами [8].

План рекламных мероприятий гостиницы «Турист» включает:

- планы проведения текущих мероприятий (по рекламным средствам; по времени проведения отдельных мероприятий);

- планы участия в выставках и экспозициях;

- заключительный общий план рекламных мероприятий;

- отдельные планы проведения специальных рекламных кампаний.

Параллельно с планом рекламных мероприятий планируются меры по поддержанию имиджа (престижа) фирмы. Это позволяет сохранить, а затем и повысить уровень сбыта.

После разработки плана рекламы уточняется окончательный план сбыта. Как правило, сбыт планируется по месяцам и неделям. Годовой план сбыта влияет на план производства. Процесс предоставления услуг протекает параллельно сбыту.

Составление финансового плана предприятие осуществляет самостоятельно по установленной форме, включающей 5 разделов:

1. Прогноз объема реализации.

2. Баланс денежных поступлений и затрат.

3 Таблица доходов и расходов.

   4.Прогнозный баланс активов и пассивов предприятия.

   5.Расчет точки безубыточности.

  Таким образом, во втором разделе дипломной работы были рассмотрены основные финансово-экономические показатели ЗАО «Турист» на примере находящейся на его балансе гостиницы, проведен стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия. В следующем разделе будут разработаны пути совершенствования стратегического управления, а также разработан механизм контроля за реализацией стратегии.

 

 






double arrow
Сейчас читают про: