Распределите лекарственные средства согласно алгоритмам

а) Психотропные средства: алпразолам, афобазол, галоперидол, диазепам, левомепромазин, медазепам, перициазин, сульпирид, феназепам, хлорпромазин.

 

Оказывают антипсихотическое и седативное действие: Оказывают противотревожное действие:
Блокируют α-адренорецепторы: Средства с седативным и миорелаксирующим эффектами:
Корректор поведения: Преобразуется в активные метаболиты (нордазепам, оксазепам):

 

б) Антипсихотические средства: галоперидол, дроперидол, кветиапин, левомепромазин, перициазин, сульпирид, тиоридазин, трифлуоперазин, хлорпромазин, флуфеназин.

 

Антипсихотические средства с преобладанием психоседативного действия: Антипсихотические средства с преоблада­нием антипсихотического действия:
Производные фенотиазина: Производные бутирофенона и замещен­ного бензамида:
Оказывает обезболивающее дейст­вие: Оказывает психостимулирующее и анти­депрессивное действие:

 

в) Лекарственные средства для лечения тревожных расстройств: алпра-золам, афобазол, бромиды, валериана, медазепам, пустырник, феназепам, хлордиазепоксид, шлемник байкальский.

 

Оказывают противотревожное дейст­вие: Оказывают только седативное действие:
Анксиоселективные средства: Содержат эфирные масла и гликозиды:
Агонист бензодиазепиновых рецеп­торов: Средство с наибольшим гипотензивным эффектом:

г) Антидепрессанты: азафен, амитриптилин, имипрамин, мапротилин, моклобемид, ниаламид, пирлиндол, сертралин, флувоксамин, флуоксетин.

 

Блокаторы нейронального захвата: Ингибиторы МАО:
Избирательные блокаторы захвата серотонина: Обратимые ингибиторы МАО:
Обладает избирательным тимоана-лептическим действием: Обладает тимоаналептическим действием с регулирующим компонентом:

Заполните таблицу.

а) «Побочные эффекты антидепрессантов».

 

ЛС М-холиноблоки-рующее Н1-гистамино-блокирующее a-адреноблокирубщее Гепатотоксич-ность Тираминовый синдром Серотониновый синдром Прочие особенности
Ниаламид              
Моклобемид              
Амитриптилин              
Флуоксетин              
Миртазапин              

Примечание. Наличие эффекта обозначить «+».

IV. Экспериментальная работа и оформление протокола.

 

Опыт 1. Мышечно-расслабляющее действие сибазона.

1.1. Белой мыши вводят внутрибрюшинно сибазон (15 мг/кг) и через 20-30 мин отмечают изменения в поведении животного.

1.2. Двух мышей помещают на стержень, вращающийся со скоростью 6-8 об/мин. отмечают время, в течение которого животные сохраняют способность удерживаться на нем. Затем одной мыши внутрибрюшинно вводят 15 мг/кг сибазона. Через 20-30 мин после введения препарата животных снова помещают на вращающийся стержень и отмечают время, в течение которого они удерживаются на нем. Сравнивают полученные результаты.

Опыт 2. Потенцирование аминазином действия снотворных.

Помещают двух белых мышей под воронку. Одной из них внутрибрюшинно вводят 0,2 мл физиологического раствора, другой – 0,5 мл 0,5% раствора аминазина. Через 3 мин обеим мышам вводят внутрибрюшинно по 0,2 мл 0,1% раствора барбамила. Отметить изменения в поведении и время наступления снотворного эффекта у обеих мышей. Сделать выводы.

Опыт 3. Влияние аминазина на поведенческие реакции белых мышей.

Берется квадратная доска с 16-тью отверстиями (диаметром 5 см). Опыт ставится на 2 животных. Контрольной вводят внутрибрюшинно 0,2 мл физраствора, а опытной – 0,2 мл 0,1% раствора аминазина. Через 15 мин после указанного 0,2 мл 0,1% раствор аминазина. Через 15 мин после указанного воздействия животных поочередно пускают на доску. По числу обследованных отверстий (заглядывание) учитывается ориентировочная реакция мышей. Наблюдение за каждым животным продолжается 5 мин.

Опыт 4. Сравнение влияния аминазина и галоперидола на поведение интактных крыс.

Одной из крыс внутрибрюшинно вводят 0,1 мл изотонического раствора натрия хлорида, второй – 1% раствор аминазина из расчета 4,5 мг/кг, третьей – 0,1 % раствор галоперидола из расчета 0,5 мг/кг. Наблюдать за состоянием крыс в течение часа. Сравнить изменения в поведении животных, объяснить особенности действия нейролептиков.

 

V. Выходной контроль.

VI. Заключение.

ЗАНЯТИЕ 5

Психотропные средства:

психостимуляторы, психостимуляторы-адаптогены,

ноотропные средства, аналептики

(часть II)

Цель занятия: Изучить классификации, механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты и противопо-казания к применению психостимуляторов, психостимуляторов-адаптогенов, ноотропных средств и аналептиков; отравление стрихнином. Научиться выписывать лекарственные средства в рецептах.

 

Актуальность темы

Средства, возбуждающие ЦНС, имеют различную химическую структуру и происхождение, подразделяются на синтетические и природные. Общим в их действии является способность повышать функциональную активность ЦНС и ослаблять её угнетение. Психостимуляторы повышают умственную и физическую работоспособность, уменьшают чувство усталости, могут улучшать настроение, снимают сонливость. Применяют эти вещества при невротических субдепрессиях, нарколепсии, а также для повышения работоспособности при утомлении.

Ноотропные средства активируют высшие интегративные функции головного мозга, улучшая обменные процессы в мозговой ткани. Данная группа средств оказывает благоприятное влияние на процесс обучения и память при их нарушении.

Аналептики стимулируют ЦНС. Препараты оказывают возбуждающее действие на центры продолговатого мозга – дыхательный и сосудодвигательный, а также и другие отделы ЦНС. Аналептики широко используются в терапии расстройств дыхания и сердечной деятельности при отравлении средствами, угнетающими ЦНС, шоке, коллапсе.

Общетонизирующие препараты (Адаптогены) – средства, повышающие неспецифическую резистентность организма человека к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Это – лекарства-регуляторы. Термин «адаптоген» введен в начале 60-х годов отечественным фармакологом Н.В. Лазаревым – основателем профилактической фармакологии. По теории Н.В. Лазарева, с помощью адаптогенов организм можно ввести в особое состояние – «неспецифической повышенной сопротивляемости».

Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса физиологии – необходимо знать нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности; из курса патологической физиологии – понятие об астении, гипотонии, асфиксии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: