Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

Главная цель семинарских занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форм деятельности научных работников.

Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки[5].

Данные занятия тесно связанны со всеми видами учебной работы, прежде всего с лекционными и самостоятельными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самостоятельной подготовки студентов.

Тематический семинар готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Могут быть проведены учебные дискуссии:

- по материалам лекций;

- по итогам практических занятий;

- по проблемам, предложным самими студентами, или преподавателем, если студенты затрудняются;

- по событиям и фактам из практики изучаемой сферы деятельности;

- по публикациям в печати.

В ходе учебной дискуссии улучшается и закрепляется знания, увеличивается объем новой информации, вырабатывает умения спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к мнению других.

Таким образом, семинарские занятия, проводимые путем взаимодействия и общения, учат студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор. Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарах формируются предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста.

Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «Избирательное и Парламентское право» студентами Стерлитамакского филиала БашГУ. Комплекс является основой для подготовки к зачету по курсу, дает подробное изложение основных тем курса, демонстрирует необходимый уровень освоения каждого вопроса.

Кроме того, в планах семинарских занятий к каждой теме приведены методические указания по подготовке к семинарскому занятию.

Цель занятий – углубить полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания студентов, выработать способность излагать имеющиеся знания, проконтролировать преподавателем усвоение материала.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать за несколько дней до его проведения. Кроме материала лекции необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебников, литературой к теме, дать ответы на дополнительные вопросы, поставленные в планах. При работе с последними необходимо использовать рекомендованный нормативный материал.

Тем не менее, студентам для расширения своего кругозора, структурирования и корректирования мировоззренческой целостной системы, пополнения знаний по курсу необходимо ознакомиться с дополнительной литературой, а также нормативными актами, определяющими правовые основы избирательного и парламентского права в Российской Федерации.

В ходе изучения дисциплины студентам необходимо пользоваться ИПС «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» для поиска нормативных правовых актов по вопросам представительной демократии. Рекомендуется просматривать INTERNET сайты, содержащие соответствующую информацию (ключевые слова – выборы, избиртаельная система, избирательное право, избирательный процесс, конституционная ответственность, отставка правительства, отрешение от должности, отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, законодательного (представительного) органа, отмена и приостановление актов органов государственной власти и должностных лиц, вотум недоверия и др.).

В начале изучения дисциплины «Избирательное и Парламентское право» необходимо подобрать литературу. В настоящее время литературная база очень интенсивно обновляется. Многие авторы, фамилии которых указаны в списке литературы, переиздают свои работы, изменяя или дополняя их в соответствии с постоянно меняющимися законодательством, экономической и политической обстановкой, поэтому не стоит в своих поисках литературы руководствоваться именно теми годами издания, которые указаны в списке. Не исключено, что к тому моменту, когда данный учебно-методический комплекс попадет в Ваши руки, будут изданы новые учебники и монографии по курсу. Желательно, чтобы Вы руководствовались более новой литературой.

Поскольку в конце каждой темы семинарского занятия присутствует список рекомендуемой литературы, следует обратить внимание на то, что в ряде случаев страницы по каждой теме указаны отдельно. Если не указаны конкретные страницы, это означает, что необходимо изучить всю книгу.

В целях изучения практики рекомендуется обращаться к изданиям с обобще­нием судебной практики и к периодическим изданиям:

1) Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.

2) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.

3) Государство и право.

4) Сборник законодательства Российской Федерации и др.

Характерной особенностью методологии изучения проблем избирательного и парламентского права является междисциплинарность, обусловившая широкий спектр исследований в данной области человеческой деятельности. В связи с этим, хотелось обратить Ваше внимание на различие в трактовке базовых понятий изучаемой дисциплины, поэтому, чем больше источников Вы прочитаете, тем успешнее выполните самостоятельную работу по курсу, тестовые задания и выдержите испытания на зачете.

Некоторые проблемы избирательного и парламентского права уже освещались в ряде учебных дисциплин, поэтому при подготовке к семинарским занятиям и зачету можно использовать УМК дисциплин «Административное право», «Конституционное право», «Муниципальное право», «Региональное право».

Семинар имеет и оценочно-контрольную функцию, где осуществляется текущий, зарубежный и итоговый контроль за успеваемостью студентов, проверяются конспекты лекций, в том числе для учета успеваемости. Следует иметь в виду, что по всем темам курса необходимо хорошо знать Конституцию Российской Федерации. Учебная программа и другая методическая документация являются неотъемлемой частью процесса обучения. Для студентов дневного отделения они особенно важны, поскольку с их помощью идет самостоятельная работа студента, осваивается теоретический материал, готовятся доклады, прорабатываются вопросы для самоконтроля и обсуждения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: