Методические рекомендации преподавателю

Важной задачей курса является улучшение юридической подготовки студентов на основе углубления теоретических знаний, превращение их в убеждения и движущую силу правомерного поведения.

Учебной программой и тематическим планом дисциплины «Избирательное и Парламентское право» предусмотрены следующие виды занятии: лекции, семинары и самостоятельные работы под руководством преподавателя.

Лекции являются ведущей формой изучения дисциплины, поскольку в процессе лекционного занятия реализуются следующие основные функции:

- передача новых знаний по правовому регулированию избирательного и парламентского права;

- формирование научного мировоззрения и правового сознания;

- с помощью эмоционального воздействия на слушателей повысить умственную энергию и активность студентов, сделать доступными для их восприятия самые сложные и трудные проблемы юридической науки и практики.

При прочтении лекций, содержащихся в учебно-методическом комплексе, перед преподавателем стоит задача наметить учебные, развивающие и воспитательные цели лекции, осмыслить ее логическую структуру, сформулировать проблемные вопросы и задачи для ориентации обучаемых на плодотворную самостоятельную работу и составить развернутый план, в заключении делать выводы. Уяснение целевой установки включает определение ее теоретико-познавательных, научно-методических и воспитательно-развивающих задач. Теоретико-познавательная цель предусматривает необходимость вооружить обучаемых новыми знаниями по изучаемым темам, рассмотрев их методологическое значение в системе курса «Избирательное и Парламентское право».

Целевая установка определяет целостность и внутреннюю структуру лекции. Исходя из нее, преподавателем составляется план лекции.

При проведении лекций по данному спецкурсу преподавателю следует проводить учебный процесс с использованием активных методов обучения, опираться на совокупность общедидактических принципов обучения и включать свои специфические принципы, например, принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда студенты узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Так А.М. Матюшкин, один из основателей теории проблемного обучения, утверждает, что именно проблемное построение занятия гарантирует достижение учебной цели[1].

Во время лекционного занятия ставятся вопросы, требующие поиска, что активизирует мыслительную деятельность студентов, а это важное условие эффективности обучения. М.И. Махмутов подчеркивает, что активность при обучении достигается в том случае, если учащийся анализирует фактический материал и оперирует им так, чтобы самому получить из него информацию[2].

Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности[3].

Проблемные вопросы – это вопросы, ответ на которые не содержится ни в прежних знаниях студентов, ни в наличной предъявляемой информации (запись на доске, таблицы на стене и т.п.) и которые вызывают интеллектуальные затруднения у студентов. Проблемные вопросы содержат в себе еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс[4].

Во время чтения лекций студенты знакомятся со структурой, задачами курса, записывая основные понятия, определения и категории, при этом основной акцент делается на их самостоятельную работу по освоению курса. Поскольку лекции по специальным курсам способствуют формированию у студентов навыков самостоятельного юридического мышления, прививают им вкус к научной работе, любовь к научному творчеству.

Чтение лекций по специальным курсам в относительно небольших группах (15-30 человек) позволяет преподавателю находиться в более тесном интеллектуальном и эмоциональном общении со своими слушателями. Это создает возможность личного знакомства и собеседования преподавателя практически с каждым из студентов, делает более эффективным воздействие его лекций на молодые умы.

Студенту часто приходиться сталкиваться с необходимостью решения, каких либо задач или принятия решений в группе, коллективно. Возникает задача развития у студентов способности к коллективным действиям. Решение этой задачи в процессе занятий следует осуществлять по этапам. На первом этапе преподаватель выявляет с помощью групповой задачи наличие расхождений и сходства в подходах студентов к самой задаче и ее решению. На втором путем организации групповой работы над конкретной ситуацией у студентов формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата. На третьем этапе в условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п. При этом, организуя коллективную работу на занятиях, преподаватель должен формулировать задания таким образом, чтобы для каждого студента было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия.

Преподавателю, проводя лекционное занятие по данной дисциплине, следует обратить внимание студентов:

1) на процесс становления представительства, несмотря на своеобразие исторического развития каждой из стран, имел общие закономерности и тенденции. Эти закономерности прослеживаются, например, в истории сословных представительных учреждений – преддверии народного представительства. При этом важно уяснить, в чем состоит принципиальное отличие средневекового сословного представительства от народного представительства нового времени, толчок развитию которого в Европе дала, прежде всего, Великая французская революция.

И теоретический и практический интерес представляют проблемы организации и деятельности первого народного представительства в России – Государственной Думы, а также Государственного Совета – второй палаты народного представительства в дореволюционной России. Важны и конституционные проекты Временного правительства, с которыми необходимо ознакомиться. Раскрытие этой темы предполагает углубленное и критическое исследование социалистической концепции народного представительства. Важно уяснить ее истоки, проанализировать процесс формирования и развития этой концепции, ее недостатки и пороки.

2) на проблемах современного российского государства. В идеале же оно должно стать правовым конституционным государством, то есть не просто демократическим, но и функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, то есть должно обеспечивать социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское государство является светским, поскольку церковь от него отделена.

Демократической сущностью государства обеспечивается развитие гражданского общества – системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства государства во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое государство, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку, оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.

3) на особенности народного представительства, в основе которого лежит идея народовластия, в соответствии с которой носителем суверенитета и единственным источником государственной власти признается народ. И это порождает множество теоретических проблем, среди которых – идея учредительной власти народа и идея народного представительства. Как соотносятся власть учредительная и власть законодательная? Как эти проблемы решаются в законодательстве, в науке? Достаточно сложной в теоретическом плане, носящей к тому же дискуссионный характер, является проблема понятия «народ» в теории государственного конституционного права. От решения этого вопроса во многом зависит разрешение и других спорных вопросов: соотношение воли народа и воли парламента. Выражает ли парламент волю народа? Или собственную волю? Получает ли свои полномочия парламент непосредственно от закона или их передает ему народ? Все эти вопросы должны стать предметом самостоятельной, творческой работы студентов.

4) на развитие функций парламента в правовом государстве, обращаясь к опыту Государственной Думы, представительных органов государственной власти в послереволюционный и современный периоды. При этом надо обратить внимание на следующие вопросы: законодательные, бюджетные и контрольные полномочия народного представительства в Российской Федерации и практика их реализации. Важно проанализировать практику парламентского контроля иностранных государств.

На заключительном занятии надлежит рассмотреть вопрос о совершенствовании законодательного закрепления избирательного права и представительной демократии в Российской Федерации.

Таким образом, в процессе лекционного занятия преподавателю рекомендуется обращать особое внимание на специфические моменты избирательного и парламентского права, на практику применения законодательной базы и совместно со студентами прорабатывать вопросы для самоконтроля и обсуждения.

В комплексе предусмотрен перечень основных понятий и категорий, встречающихся в текстах дисциплины, необходимо обращаться к словарям и энциклопедиям специального и общего характера. Рекомендуется преподавателю визуализировать учебный материал с помощью схем, таблиц, аналогии, что позволит в определенной мере преодолеть трудности в восприятии лекционного материала.

Преподавателю желательно схематизировать ответы на вопросы, а также использовать построение блок-схем, по каждой теме, поскольку приведение информации в структурно-логическую схему и визуальную форму помогает ее лучше запомнить. Кроме того, это позволяет преподавателю гораздо быстрее и адекватнее оценить работу студента.

Преподавателю необходимо пользоваться нормативно-правовыми актами, регулирующими избирательное право и представительную демократию, указывать на те, которые прекратили свое действие в связи с принятием нового закона или иного нормативно-правового акта. В полном объеме проанализировать действующее законодательство представительной власти Республике Башкортостан, а также акты представительного органа муниципального образования Городского округа город Стерлитамак.

Одним из источников познавательной активности студентов является новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия. Информативность учебного процесса, то есть насыщенность новым, неизвестным, привлекает и обостряет внимание студентов, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и приемами учебной деятельности. Но по мере усвоения знаний обостренность их восприятия постепенно начинает снижаться. Студенты привыкают к тем или иным методам, теряют к ним интерес. Для того чтобы этого не произошло, преподавателю необходимо постоянно обновлять новыми элементами построение занятий, методику обучения. Например, не проводить два анализа конкретных ситуаций в течение одного занятия, не применять одно и то же техническое средство обучения на двух занятиях подряд, наглядные средства – стенды, схемы, плакаты, диаграммы – вывешивать в аудитории в тот момент, когда в них возникает необходимость и т.д. Управляемый таким образом учебный процесс не даст погаснуть интересу и активности студентов.

При изучении любой юридической дисциплины нужно иметь кроме лекций, по меньшей мере, два-три учебника, причем новый учебник –  не всегда лучший, т.к. он должен пройти определенную апробацию. Каждый из учебников имеет свои достоинства и недостатки. Если автор – исследователь, то учебник носит монографический характер, то есть обоснован эмпирическими исследованиями, проанализированы позиции различных авторов, что дает возможность выбрать более подходящую позицию по тому или иному юридическому вопросу и формирует именно юридическое мышление, заставляет думать, составлять, выбирать. Если автор – преподаватель, имеющий практическую подготовку, то учебник обычно упрощен, доступен, приближен к практике. При многоавторном учебнике обычно отдельные темы раскрываются специалистами по конкретной проблеме, но в то же время в них чаше всего отсутствует общетеоретическая концепция, стиль и изложение разных глав различен, что создает определенные сложности в усвоении материала. Одноавторный учебник лишен этих недостатков, но один автор не может быть глубоким специалистом во всем.

Придерживаясь вышеуказанным рекомендациям позволит преподавателю решить одновременно три учебно-организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты узнают новые знания, постигаю теоретические особенности своей профессии.

Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность. Как показывает практика, использование активных методов в вузовском обучении является необходимым условием для подготовки высоко квалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки студентов путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание студентов.

В рамках семинарских и практических занятий предмет деятельности студентов переводится от учебной информации к моделируемым ситуациям и, далее, к реальным профессиональным задачам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: