Глава 1. Теоретическая база специальности «Государственное и муниципальное управление»

Институт государственной службы и управления

 

Факультет международного регионоведения и регионального управления

Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Направленность (профиль) «Государственное управление и правовое регулирование» (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин)

РЕФЕРАт

на тему:

« Управленческая специальность – деятельность по комплексному применению знаний в системе государственного и муниципального управления »

  Автор работы: студент 1 курса группы ОБ17-9 очной формы обучения Жгунов Михаил Юрьевич подпись _______________  
  Руководитель работы: доктор философских наук, профессор Астафьева Ольга Николаевна подпись ________________  
  «____» _____________ 2017 г.

Москва 2017
Оглавление

Введение ……………………………………………………………….…….. 3

Глава 1. Теоретическая база специальности «Государственное и муниципальное управление» …………………………………………................…... 5

1.1. Основные термины, понятия, тезисы и классификации...………….... 5

1.2. Система управления государственной службой …………....…....…... 9

Глава 2. Комплексное применение теоретических знаний на практике высших органов государственной власти ……………………………....... 13

2.1. Система управления в Государственной Думе РФ ……….…….........13

2.2. Система управления в Правительстве РФ ………………………..….. 15

Заключение ………………………………………………………................. 17

Библиографический список ……………………………………………….. 18

Приложения ……………………………………………...……………….... 20


 



Введение

Издревле управление, несомненно, играло важную роль во всех отраслях и сферах человеческой деятельности. Лидеры и управленцы появились с самого образования государства (старейшины родов, вожди племён). Со временем их власть укреплялась и разрасталась, а вместе с тем, увеличивалась и ответственность. Бесспорно и то, что с расширением властных полномочий определённые знания в сфере управления начали требоваться всё в больших количествах.

В современном же мире знания и информация являются главным инструментом управления, с помощью которого и происходит определение дальнейших путей развития общества, государства.

Данное утверждение в той или иной степени касается всех сфер управленческой деятельности, в том числе и сферы государственного и муниципального управления, в которой, как нигде, требуется деятельность по комплексному применению знаний.

Проблема применения знаний на практике растёт по мере развития окружающего нас мира, его изменения, а так же появления новых стандартов и способов управления. Именно поэтому данная проблема требует регулярности в её исследовании.

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе комплексного применения знаний в системе государственного и муниципального управления.

Предмет исследования: управленческая специальность и необходимые знания в сфере государственного и муниципального управления.

Цель исследования: изучение управленческой специальности и необходимых знаний в сфере государственного и муниципального управления.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с основными терминами, понятиями и тезисами в сфере государственного и муниципального управления.

2. Ознакомиться с системой управления государственной службой.

3. Выявить закономерности функционирования управленческого аппарата.


 


Глава 1. Теоретическая база специальности «Государственное и муниципальное управление»

1.1. Основные термины, понятия, тезисы и классификации

Безусловно, практически невозможно расписать все те знания, которыми должен обладать госслужащий, но основные термины, понятия, тезисы и классификации, первостепенно необходимые управленцу, перечислены ниже.

Государство – это основной институт политической сферы общества, возникший на определённом этапе человеческого развития, обладающий определённой территорией, суверенитетом, а также аппаратом управления и принуждения.

Признаки государства: определённая территория, суверенитет, аппарат управления и принуждения, публичность власти, наличие законов, монополия на правотворчество, монополия на эмиссию денег, монополия на легитимное насилие, наличие налогов, сборов, займов, государственная символика и праздники.

Форма государства – это строение и внутренняя структура, а так же способ функционирования государства (форма государственного правления, форма государственного устройства, политический режим).

Функции государства: внутренние и внешние; основные и неосновные; постоянные и временные; политические, социальные, экономические, идеологические.

Государственный аппарат – это система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделённых для этого властными полномочиями (структура: гос. органы, гос. предприятия, гос. организации).

Право (в узком смысле) – это личная возможность каждого, закреплённая в законе.

Право (в широком смысле) – это система общеобязательных и формально определённых норм, исходящих от государства и обеспечивающихся его принудительной силой, направленных на регулирование поведения людей в соответсвии с принятыми в данном обществе устоями.

Основные признаки права: системность, упорядоченность, иерархичность, нормативность, непротиворечивость, общеобязательность, общедоступность, формальная определённость, обеспеченность государственной силой.

Формы (источники) права – способ выражения воли государства, при котором правилу поведения придаётся общеобязательность силой государства (правовые обычаи, судебные прецеденты, нормативно-правовые акты, ратифицированные международные договоры).

Норма права – это первичный элемент права, представляющий собой общеобязательное правило поведения, регулирующее конкретный аспект общественных отношений и обеспеченное государством.

Закон – акт законодательного органа, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественно-государственные отношения.

Система права – это внутреннее строение, порядок организации и расположение составляющих её частей (отрасли, подотрасли, институты, нормы).

Виды права: публичное и частное; материальное и процессуальное.

Юридический факт – это жизненное обстоятельство, условие, событие, которое в обязательном порядке влечёт за собой юридические последствия.

Правонарушение – это виновное, противоправное, антиобщественное деяние (действие/ бездействие), за совершение которого следует юридическая ответственность.

Правоотношения – это отношения, урегулированные нормами права, участники которых обладают юридическими правами и обязанностями.

Юридическая техника – это совокупность правил, приёмов, методов, средств подготовки, рассмотрения и обнародования нормативных актов.

Правоспособность – это способность субъекта права (физические и юридические лица) иметь права, закреплённые в законе.

Дееспособность – это способность субъекта права своими осознанными действиями приобретать и осуществлять права, а так же нести юридические обязанности.

Деликтоспособность – способность субъекта права отдавать себе отчёт о своих юридических и иных действиях; способность субъекта права нести юридическую ответственность.

Управление – это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей.

Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения и сохранения (опирающееся на его влаственную силу и распространяющееся на все общество в пределах его территории, а в какой-то степени и на другие государства).

Признаки государственного управления: самоорганизация; целеполагание; взаимозависимость субъекта и объекта; наличие иерархии; воспроизводство норм, правил и образцов поведения; права и обязанности руководителя – принимать управленческие решения.

Государственная власть – система деятельности народа, составляющих его общностей и индивидов, а также создаваемых ими органов по осуществлению принадлежащих им публичных прав, свобод, предоставленных полномочий.

Структура государственной власти: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть.

Статус госслужащего включает в себя его правовой, должностной, социальный и нравственный статусы.

Местное самоуправление – это органы власти, не являющиеся государственными, которые исполняют задачи локального характера.

Причины развития местного самоуправления: задача демократизации общества (решение вопросов местного значения); необходимость децентрализации власти в связи со сложностью процессов управления; учёт местной специфики, культурных и исторических традиций.

Задачи регионального управления – укрепление социально-экономических основ государства, сохранение его целостности, укрепление его социального и экономического пространства; сглаживание различий в уровнях экономического и социального развития регионов; сочетание интересов регионов с интересами всего государства; создание условий для рационального использования ресурсов; определение приоритетных направлений развития.

Гражданское общество – это общность свободных граждан, занимающихся инициативной деятельностью, объединённых общими интересами, целями, идеями.

Главная цель всех уровней власти – позитивная динамика уровня и качества жизни населения, его защищённость.

Этический кодекс госслужащего – это система нормативно-правового регулирования в сфере административной этики: правовая база: этические нормы: ценностные основания.

1.2. Система управления государственной службой

«Статья 16. Управление государственной службой

Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, профессионального образования и дополнительного профессионального образования государственных служащих, проведения ротации государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе.

Статья 17. Кадровый резерв для замещения должностей государственной службы

Для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации.

Статья 18. Финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития

1. Финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.

Статья 18.1. Военная служба в Российской Федерации иностранных граждан

В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.

На указанных граждан распространяются положения настоящего Федерального закона, определяющие правовые основы государственной службы Российской Федерации.»1

Управление государственной службой осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, проведения единой государственной кадровой политики, создания гарантий функционирования государственных органов в соответствии с публичными интересами на базе установленных Конституцией РФ, федеральными законами, уставами (конституциями) субъектов РФ принципов.

Управление государственной службой характеризуется следующими признаками:

1. практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы;

2. функция государственных органов, которая осуществляется в определенных организационно-правовых формах и реализуется специально созданными государственными органами;

3.  основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом;

 

 

1О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СПС «Консультант плюс». – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 20.12.2017) – гл. 3, ст. 16-18.1

4. управление основывается на принципах законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам нижестоящих государственных органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности государственной службы.

Единого центрального органа по вопросам государственной службы и кадровой политике, независимого от других ведомств в России нет. Тем не менее, координирующим органом является Совет по вопросам государственной службы при Президенте, который формируется из равного числа представителей от ветвей власти – Президента, Федерального Собрания, правительства, Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов. Но объем полномочий у этого органа довольно ограничен, а, кроме того, он подчинен Президенту, а потому не может считаться независимым, так как получается, что он реализует свои полномочия не самостоятельно, а от имени Президента. В соответствии с Конституцией РФ и законодательством, все основные полномочия в сфере государственной службы сосредоточены у Президента. Своими указами он регулирует очень многие вопросы государственно-служебной деятельности.

Существует 3 модели управления государственной службой: централизованная, частично централизованная и децентрализованная. Для России в данный момент характерна частично централизованная модель управления государственной службой.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: