Можно быть героем, сражаясь против родины?

Обратимся за примерами к произведениям русской литературы. В произведении Быкова "Сотников" очень ярко в условиях войны проявляются главные черты личности двух товарищей, Сотникова и Рыбака. Они отправляются на вылазку за продуктами для своего отряда, но попадают в немецкий плен. В этих нечеловеческих и жесточайших условиях, в которых очень трудно сохранить мужество и не стать предателем, Сотников, выдержав все испытания, сохраняет честь, доблесть и верность своей родине. Рыбак, в отличие от Сотникова, не желает терпеть пытки и с легкостью становится предателем. И он собственноручно казнит своего боевого товарища. Рыбак предал своего друга, свою родину, совершил предательство, подлый поступок и перешел на сторону врага. Сотников до конца был верен отчизне и умер геройской смертью.

 

Верность в дружбе:


В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» дружба двух молодых людей – Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова – строилась на общности интересов и убеждений. Они были настоящими нигилистами, отрицающими семью, любовь, природу, искусство… Но когда Аркадий влюбился, он понял, что невозможно отрицать чувства, которые его переполняют. Он женился и стал настоящим семьянином, постепенно забыв дружбу с Евгением. Я думаю, в этом случае Аркадий не предал себя, напротив, он нашел себя настоящего.


В русской литературе есть немало примеров верных друзей. В романе И.А.Гончарова "Обломов" мы знакомимся с двумя такими друзьями: Ильёй Обломовым и Андреем Штольцем. На первый взгляд кажется, что между этими героями нет ничего общего. Илья Ильич ленив, апатичен, больше всего ценит покой, целыми днями лежит на диване в своей петербургской квартире на Гороховой улице, он теряется среди бытовых проблем. Штольц же, напротив, активен, энергичен, движение и труд - его стихия. Автор утверждает, что друзей объединяет детство, общие воспоминания. Они притягиваются друг к другу, как положительный и отрицательный заряды в физике. Штольца привлекают в Обломове его искренность, чистосердечие, кристальная чистота души. А когда-то у друзей были общие взгляды на смысл жизни, они хотели служить на благо обществу, трудиться. Но Обломов после восьми лет жизни в Петербурге разочаровался и в службе, и в светском обществе, увидев повсюду ложь и фальшь. Штольц пытался изменить своего друга, но "обломовщина" оказалась сильнее, та помещичья среда, в которой рос маленький Ильюша, раз и навсегда сформировала его характер, образ жизни и идеал покоя. Штольц, несмотря ни на что, не оставлял своего друга, навещал, помогал в трудных ситуациях, например, тогда, когда Тарантьев и Мухояров обманом заставили Обломова подписать залоговое письмо и оставили доверчивого Илью Ильича без средств. После смерти Обломова от апоплексического удара Андрей Штольц усыновилмаленького Андрюшуи воспитывал его, как своего.

 

Одним из таких примеров являются взаимоотношения Печорина и Вернера в романе «Герой нашего времени». Григорий не верит в дружбу, отказывается от неё, хотя на протяжении всего романа ему на пути встречаются добрые и отзывчивые люди, но Печорин отталкивает их. Встретив Вернера, можно подумать, что Печорин обрёл друга, но их нравственный мир не совпал. Главный герой так и остался без друга, благодаря тому, что не дал шанс, не поверил в существование преданных друзей. Этот пример ярко иллюстрирует то, что нужно уметь доверять людям и не бояться открыть свою душу доброму человеку, чтобы не остаться в глубоком одиночестве. Ибо будут печальные итоги жизни, как и в этом романе.

Пример настоящей верной дружбы мы можем найти и в романе - эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир". Пьер Безухов и Андрей Болконский живут высокой духовной жизнью, постоянно находятся в поисках смысла своего существования. Князь Андрей, разочарованный в светской жизни, видит в ней только фальшь, пошлость и пустоту, зато он высоко ценит нравственные качества своего младшего друга, говоря Пьеру, как он дорог ему, особенно потому, что Безухов один живой человек среди всего светского общества. При встречах друзья постоянно ведут диалоги на сложные нравственные и философские темы, поддерживая друг друга в трудную минуту. Именно Пьер убеждает князя Андрея, потерявшего смысл жизни, что надо жить, надо верить, надо любить. Андрей для Пьера был интересным собеседником, у которого есть чему поучиться, он стал достойным образцом для подражания. В то же время князь Болконский видел в Пьере настоящего товарища, чистую, искреннюю душу, которой требовались наставления, и он с удовольствием делился своим жизненным опытом. Они смогли пронести свою дружбу через многие препятствия и даже смерть не стала им помехой. После гибели Андрея Пьер все равно продолжал чувствовать его поддержку.

А в романе «Три товарища» Эриха Марии Ремарка описана крепкая дружба трех друзей, которые прошли вместе войну. Они продолжали держаться вместе и в мирное время, поддерживали друг друга и даже открыли общее дело. Мне кажется, ярче всего дружеские чувства в произведении проявляются тогда, когда любимой женщине Роберта понадобилась помощь. Его друзья приложили максимум усилий, чтобы спасти ее. Кестер ради этого продал самое дорогое, что у него было - гоночную машину.

В основе сюжета повести А.С.Пушкина «Дубровский» лежит вражда между давними старыми друзьями — Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем

Дубровским. Они когда-то служили вместе. Дубровский был человеком гордым, решительным, хорошим собеседником. За это его и ценил Троекуров и даже скучал, когда долго не виделся со своим другом.

Многое сближало героев: возраст, похожие судьбы — оба рано овдовели и имели по одному ребёнку. Даже соседи часто завидовали их дружеским отношениям. «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина»
Но была ли прочной эта дружба? Ведь к вражде привело, казалось бы, такое небольшое недоразумение. Слуга Троекурова, один из псарей, нечаянно оскорбил Дубровского, когда тот осматривал псарню Троекурова: «… иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Дубровский был намного беднее Троекурова, его задело такое унижение. Достаточно было просто извиниться — и конфликт был бы исчерпан. Однако оба помещика оказались упрямыми. Никто не хотел уступать. И началась судебная тяжба, которая длилась долгое время, всё больше отдаляя бывших друзей друг от друга. В итоге — сумасшествие и смерть Дубровского. Как легко дружба переросла в смертельную вражду. Почему так произошло? Скорее всего, и не было настоящей дружбы, была лишь её видимость. Настоящая дружба никогда не разрушится по пустякам. Барская спесь одного, вспыльчивость, нежелание уступить другого — этого хватило, чтобы дружба распалась, словно карточный домик. В основе дружбы лежат более крепкие отношения, стремление к взаимопониманию. А этого между героями не было.


Измена друга – преступление без оправдания.


Мне вспоминается роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой Петр Андреевич Гринев, по настоянию отца, приезжает на службу в Белогорскую крепость. Молодых людей там почти не было, только старики и инвалиды, поэтому ничего удивительного нет в том, что он сближается с Алексеем Швабриным. Можно ли сказать, что они подружились? Да! Такое бывает, вспомним слова Пушкина: «…так люди, первый каюсь я, от делать нечего друзья» («Евгений Онегин»). Они были молоды, у них появились одинаковые увлечения (читали, сочиняли стихи, обсуждали литературу). Их дружба продолжалась до тех пор, пока Швабрин не оскорбил Машу Миронову, в которую Гринев был тайно влюблен. Он написал стихи, которые посвятил девушке, а Швабрин довольно в насмешливом тоне отозвался о ней, предложив Гриневу подарить пару золотых серег. Произошла ссора, которая привела к дуэли. И во время дуэли бывший приятель повел себя некрасиво. Несмотря на то, что Швабрин очень хорошо владел шпагой, Гринев оборонялся толково. Возможно, исход дуэли был бы иной, если бы Гринева не окликнул Савельич. Юноша обернулся, и Швабрин ранил его в плечо. Простить такое было нельзя! Впоследствии им пришлось «помириться» (они даже руки друг другу пожали), но друзьями они больше не были. Дальнейшие события показали, что Швабрину с самого начала нельзя было доверять. Он скрыл от Гринева, что сватался к Маше и получил отказ – в этом и была причина его колкого замечания про девушку. После взятия Пугачевым Белогорской крепости он перешел на сторону пугачевцев, держал Машу под замком, насильно заставляя выйти ее замуж. От былой дружбы не осталось и следа. Поступки Швабрина нельзя ни оправдать, ни простить.

В другом романе А.Пушкина «Евгений Онегин» дружеские отношения Онегина и Ленского закончились еще трагичнее. Они познакомились в деревне, где Евгений скучал, вступив в наследство. Бывший столичный франт сторонился соседей, а вот с Ленским, который возвратился в родные места после учебы в Германии, подружился: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой они друг другу были скучны, потом понравились, потом съезжались каждый день верхом и вскоре стали неразлучны». Их дружба оборвалась внезапно. Ленский обманул Онегина, сказав, что на именинах Татьяны, куда он пригласил друга, будут только свои. Онегин, избегавший людей, согласился. Однако, приехав на деревенский бал, увидел все здешнее общество и поклялся Ленскому отомстить. Мне кажется, что это была первая ошибка Онегина. Потом он начал ухаживать за Ольгой, чтобы досадить другу. Пригласил ее танцевать на мазурку, которой заканчивался бал. И тогда разозлился Ленский и вызвал Онегина на дуэль. Автору жаль Ленского, который был убит бывшим другом, но мне кажется, что виноват и Ленский. На следующий после бала день он видел, что Ольга по-прежнему его любит, но теперь он решил быть защитником невинности и отомстить. Месть – плохой помощник в дружбе. Оправдать и Онегина, и Ленского нельзя.


Верность своему слову:

 

Другим примером проявления верности своему слову является Маша Троекурова из произведения Пушкина «Дубровский». Владимир и главная героиня любят друг друга. Но отец Маши не хочет выдавать ее замуж за Дубровского. Он насильно венчает ее на князе Верейском. Владимир узнает о свадьбе слишком поздно. По дороге в имение князя Дубровский останавливает супругов. Он говорит Маше, что это свадьба без ее согласия. Но Мария объявляет Дубровскому, что не бросит законного мужа ради него.

В поэме А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня Татьяна Ларина выступает как человек, который верен своим убеждениям, словам и чувствам. Нежная и юная, Татьяна влюбляется в Евгения Онегина раз и навсегда. Но этой любви не суждено быть счастливой, так как герои слишком разные. Евгений отвергает её, но она не перестаёт любить её, и это чувство любви помогает Татьяне разобраться в себе и в любимом. После замужества она оказывается в высшем обществе, где, спустя долгие годы, встречает Евгения, который, увидев её, понимает, что любит Татьяну. Она не может ответить ему взаимностью, потому что она замужняя женщина. Но Татьяна признаётся ему, что всё ещё любит его. Татьяна Ларина является примером человека честного и верного своему слову. Она честна по отношению к себе и к Евгению, тем самым она подаёт пример верной женщины.


Верность собак:

В русской и зарубежной литературе писатели уделяли особое внимание собакам. Иван Иванович из повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» любил своего пса, брал его с собой на охоту. Пришла беда – Иван Иванович ложится в больницу из-за осколка в сердце, а пса мужчина отдает соседке. Бим убегает от новой хозяйки и отправляется на поиски своего Ивана Ивановича. Вот это и есть самая настоящая преданность животного. Жаль, что люди не обладают такими прекрасными качествами. Собаки не могут легко найти себе замену. Они привязываются к одному человеку раз и навсегда. Бим повидал много людей и не все из них желали ему добра. Г.Н. Троепольский показывает жесткость человека по отношению к животным, что нет страшнее зверя, чем двуногое существо. Ивану Ивановичу уже не суждено встретиться с Бимом: пес умер. Он царапал всю ночь двери вольера, но ему не открыли. К сожалению, люди по своей натуре очень эгоистичны и для них в смерти животного нет ничего особенного. Это очень удручает.

 

Счастливая история преданности описана в рассказе Чехова «Каштанка». Собака потеряла хозяина, обрела новых друзей и даже привыкла к ним. Но однажды, выступая в цирке, она увидела своего прежнего хозяина и побежала к нему. Собака оказалась самым верным другом. Эта история заставляет задуматься о жизненных ценностях, ведь животные не умеют лгать. Верность и преданность братьев наших меньших – это удивительный феномен, которым, к сожалению, не обладают все люди.

В рассказе Куприна "Белый пудель" так же показано собачья верность к человеку. Старик и пудель живут небогато,но пёс не только хороший помощник хозяину,но и верный друг,который никогда его не предаст.

В произведении И.С.Тургенева "Му-Му" мы можем видеть, насколько теплые чувства могут быть между собакой и человеком. Герасим однажды подобрал новорожденного щенка и с того момента стал ему заботливой и любящей мамой. Когда щенок подрос и мог стоять на ногах, он повсюду бегал за своим хозяином и не желал даже на минуту с ним расставаться. Собачка по кличке Му-Му стала самым верным другом для Герасима, какого у него никогда не было и не будет. Но насколько губительной оказалась эта верность и доверие собаки к человеку? Хозяйка Герасима сразу не понравилась Му-Му и первое же ее вызывающее движение разозлило собаку, и она начала лаять на женщину. Графиня же, испугавшись и тоже разозлившись на Му-Му, приказала Герасиму избавиться от нее, что разбило сердце слуги, который не мог возразить графине и ослушаться ее. Дрожащими руками он привязывал концы веревки, один - к собаке, другой - к камню. Му-Му понимала, что это значит, но до последней секунды своей жизни доверяла своему хозяину и не сомневалась, что он делает все правильно. И когда уже Герасим бросил в воду камень, а затем разжал руку и отпустил Му-Му, она оставалась спокойной и продолжала доверять хозяину. А бедный Герасим был душевно убит. Он ни разу больше не завел ни одной собаки, ни кошки, ни кого-то другого. Всю жизнь он провел один, храня в сердце теплые и грустные воспоминания о своей любимой собаке.

Джордж Оруэлл “Скотный двор”. Конь Боец трудился на благо Скотного двора изо всех сил, с каждой неудачей обещая “работать еще упорнее”. Его вклад в жизнь фермы трудно переоценить. Однако когда произошло несчастье, Наполеон, глава Скотного двора, просто решил пустить его на мясо, сказав всем животным, что отправляет Бойца на лечение. Это настоящее предательство: Наполеон отвернулся от того, кто был так предан ему, кто сделал все для Скотного двора.


Верность и измена своим принципам и идеалам:

Быть верным своим принципам, идеалам, взглядам в обществе, в котором все настроены против, имеют другие ценности — это непросто. А.Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», оказался именно в такой ситуации. Фамусовское общество с его стремлением к наживе, продвижению по служебной лестнице любой ценой, с его низкопоклонством, лестью чуждо герою. Он чувствует себя здесь одиноким. Мало того, общество ополчилось против него, считая его сумасшедшим («Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож…)
Конечно, разве можно иметь взгляды, столь противоречивые, чем их. Но Чацкий остаётся верен себе. Вот некоторые из его принципов: стремление служить делу, а не лицам («служить бы рад, прислуживаться тошно…»); оценка человека не по его служебному и материальному положению, а по тому, каков он как личность; стремление быть честным, открытым, всегда говорить правду в лицо; быть независимым. Он честен перед своей совестью («…к чему обманывать себя мне самого…»), не изменяет своему выбранному пути, не идёт на поводу у общества, взгляды которого совершенно чужды ему, не угождает, не льстит, как это делает Молчалин. Чацкий вызывает уважение и восхищение читателей. Страшно угодничество, подхалимство, свойственное Молчалину и другим представителям фамусовского общества. Они-то уж не изменяют себе, чётко идут по своему пути, используя любые средства, лишь бы добиться цели – знатности, богатства, положения в обществе, опустошая при этом свою душу, становясь жестокими, коварными людьми. Верность облагораживает человека, делает его чище. Измена всегда ведёт к нравственной деградации.

 


Тема нравственного падения человека, деградации души — одна из основных в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». Герой произведения в начале и в конце повествования — это два совершенно разных человека, да и зовут-то их по-разному: Дмитрий Старцев и Ионыч. Что же произошло с молодым юношей, «лучшим из людей», по мнению Екатерины Ивановны, окончившим медицинское учреждение, желающим приносить пользу людям, лечить их? А произошло то, что должно произойти, если человек изменяет идеалам юности. Деньги, шелест купюр в кармане со временем сделали героя чёрствым, жёстким, эгоистичным человеком. Ему совершенно безразлична судьба больных, они его даже раздражают своими жалобами. Главное — получить заветные деньги, ездить на тройке с колокольчиком, быть богатым (у него «уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее…»), всеми почитаемым человеком. Духовное обнищание произошло с героем: он ничем не интересуется, живёт один, главная его страсть — считать деньги, полученные им за день. Да, измена себе, своим принципам, целям делают человека нравственно низким. Верность свойственна сильной личности, способной преодолевать трудности, живущей по законам справедливости и добра. Этого, к сожалению, нет у Ионыча.

В романе одного из величайших русских писателей Льва Николаевича Толстого "Война и мир" повествуется о таком персонаже, как Кутузов. Он предстаёт перед читателями в образе полководца и защитника русской земли, который верен собственным убеждениям и принципам. Когда сам царь Александр был против тактики отступления Кутузова вглубь страны, когда светское общество осуждало Михаила Илларионовича за эту стратегию, тогда он не поддался ни на какие уступки и продолжил свою линию на отступление. Кутузов понимал, что лучше отойти вглубь страны и подождать того момента, когда французская армия станет небоеспособной из-за ряда причин, чем давать сражения французской армии, которая больше русской в несколько раз. Ведь дай он бой Наполеону, не делая отступлений, Россия была бы захвачена им, ведь численности армий слишком неравнозначны. Но поступив так, как позволяла ему верность собственным убеждениям, он спас страну и внёс огромный вклад в победу над французами из-за верности самому себе.

Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников – главный герой романа. Убежденный в правоте своей теории о людях «низжих» и «высших», герой совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры. Себя он считает человеком «право имеющим», а по теории Раскольникова данному типу людей разрешается убивать других во имя лучшего будущего. Верность своей теории приносит герою разочарование, когда тот начинает сомневаться в ее правильности. Родион совершает явку с повинной, и его высылают на каторгу. Таким образом, верность своей «античеловеческой» теории приводит героя к упадку духа, крушению убеждений и разочарованию. Но верность не всегда приносит досаду и боль человеку. Есть множество примеров в литературе, когда верность, наоборот, поднимает дух, придает сил.

Поскольку проявление верности многогранно, обратимся к другому произведению художественной литературы, а именно к рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница». Мария Никифировна Нарышкина выбрала нелегкую профессию учителя. Она была обладательницей сильного характера и отнюдь не хрупкого телосложения. Когда по распределению ее направили в деревню Хошутово, где «царствовали» пески и не было никакой растительности, она не стала отказываться. В этом маленьком поселении люди умирали от голода, повсюду была нищета и разруха, но Мария не сдалась, а решила использовать свой преподавательский дар во благо: учить жителей бороться с песками. Благодаря ее трудам в деревне появилась растительность, и на уроки стало приходить больше крестьян. После проделанной работы ее направили помогать кочевому народу. Она могла отказаться, но, вспомнив о безысходной судьбе этого народа, решила поставить общественные интересы выше собственных. Своими поступками и силой духа она доказала, что верность своей профессии не ограничивается стенами кабинета. Мария Никифоровна стала прекрасным примером бескорыстного профессионализма, доброты и отзывчивости и показала, как сложен и важен путь педагога. Такие верные своему долгу люди являются фундаментом, на котором держится мир.

Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» преступает нравственные законы, «идет по желтому билету». Соня могла бы просто сказать, что не будет стараться ради чужой женщины, ее детей, пьющего отца, но для нее это предательство. Поэтому она смиренно сносит свой грех, уходит на другую квартиру, чтоб не позорить семью, где живет в ужасающих условиях, но при этом сохраняет удивительный свет и чистоту, несмотря на грязь жизни. Мармеладова способна быть верной своему долгу, близким людям, несмотря ни на что. Для нее нравственный выбор между верностью и предательством всегда решался в пользу верности, хоть и ситуации, когда возникал этот выбор, требовали от нее либо самоотречения, либо предательства.

В произведении М. Горького «Челкаш» Гаврила – молодой человек, приехавший из деревни на заработки. Он мечтает о зажиточной жизни, хочет заработать денег и купить землю. Он был готов трудиться, ради исполнения своей мечты, но встретил Челкаша, который предложил Гавриле быстрый заработок. Во время дела Гаврила проявил трусость, плакал и просил Челкаша отпустить его. Как только Челкашу отдали деньги за проделанную работу, Гаврила, увидев сумму, размечтался о своем хозяйстве. Герой упал в ноги Челкашу и умолял отдать ему все деньги. Желания Гаврилы о своем хозяйстве, самостоятельности, богатстве, затуманили душу и разум героя, он не смог удержаться перед соблазном и ударил камнем Челкаша, чтобы забрать деньги и убежать. Гаврила - слабый и трусливый человек, тогда как Челкаш сохранил верность своим убеждениям и не накинулся на мерзавца, а отпустил, посчитав это ниже своего достоинства.


Может ли быть неверным благородное сердце.

Вспомним повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой этого произведения, Пётр Гринёв, - очень смелый человек. Мы смело можем сказать, что он обладатель благородного сердца. Это подтверждают его поступки. Пётр ведёт себя как настоящий мужчина, настоящий защитник Отечества. В повести ему противопоставлен Алексей Швабрин, человек, в подлости которого не имеет смысла сомневаться. Этот герой – яркий пример трусливого предателя, неспособного на благородный поступок. Как вы видим на протяжении всего романа, Пётр не изменяет себе и своей Родине, он остаётся верным всему, чем дорожит. Главный герой был готов даже с честью принять смерть, которую ему уготовили. Из данного произведения мы видим, как обладатель благородного сердца остаётся верен себе, своим принципам, своей Родине, а бесчестный, трусливый человек же переходит на сторону врага. Пётр Гринёв же не заставляет нас засомневаться в том, что благородное сердце не способно на предательство.


Кроме того, ярким примером может служить главный герой повести М. А. Шолохова «Судьба человека». В сложные для Родины времена Андрей Соколов - один из первых, кто идёт на её защиту. На войне главный герой проявляет себя как настоящий герой. Даже попав в плен, Андрей всё равно ведёт себя как истинный патриот. Перед лицом смертельной опасности герой остаётся верен своей Родине. Поступки и поведение Андрея вызывают уважение даже у его противников. После войны главный герой берёт себе на воспитание осиротевшего мальчика, чтобы воспитать его по своему образу и подобию. Из данного произведения мы делаем вывод, что человек с благородным сердцем просто не способен на предательство. Ведь сам факт измены противоречил бы сущности благородного человека.
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: