Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.
Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:
· использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
· внедрение продукции с новыми свойствами;
· использование нового сырья;
· изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
· появление новых рынков сбыта.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам '.
Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.
Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
1. По степени новизны:
· радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
· улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
· модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
2. По объекту применения:
· продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
· технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
· процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
· комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
3. По масштабам применения:
· отраслевые;
· межотраслевые;
· региональные;
· в рамках предприятия (фирмы).
4. По причинам возникновения:
· реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
· стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
5. По эффективности:
· экономическая;
· социальная;
· экологическая;
· интегральная.
Под научно-техническим прогрессом принято понимать движение вперед к большей производительности труда, продуктивности и эффективности на базе освоения в различных отраслях экономики изменений, происходящих на основе новых идей, творческих начинаний человека (инноваций), его научных открытий, изобретений, рационализаторских предложений, включая методы организации производства, труда и управления. Изменения бывают трех типов. Первый – это революционные (прорывные), заменяющие инновации (технологии), пионерные, направленные на создание новых продуктов, товаров, услуг или других материальных благ. Второй – это эволюционные, улучшающие (продолжающие) инновации (технологии), направленные на совершенствование уже освоенных товаров, услуг, продуктов. Третий – рационализаторские предложения, не обладающие мировой новизной, однако представляющие известные мировой и отечественной практике рациональные конструктивные и технологические решения. Все названные типы инноваций одновременно присутствуют в ходе реализации любого инновационного прорыва (составляют триединство в производимых товарах) на базе очередного технологического уклада, являющегося очередным мировым витком научно-технического прогресса.
Под технологическим укладом понимается комплекс основанных на новых знаниях и освоенных практически прорывных революционных инноваций (изобретений), обеспечивающих количественный и качественный скачок в развитии производительных сил человеческого общества. Технологический уклад базируется на познанной человеком новой энергетике и открытии ее возможностей, в результате использования которых наряду с технологиями прошлых технологических укладов и образуется комплекс базовых совокупностей технологически сопряженных производств.
Природа технологических укладов скорее энергетическая. Именно использование новой энергетики лежит в основе прорывных скачков в экономическом и социальном развитии человеческого общества. В своем развитии земная цивилизация прошла ряд доиндустриальных и не менее пяти индустриальных технологических укладов, каждый из которых оказал существенное влияние на рост производительности труда и качество жизни человечества.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР; англ. Research and Development, R&D) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии.
НИОКР включают в себя:
Научно-исследовательские работы (НИР) — работы поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемые с целью определения технической возможности создания новой техники в определенные сроки. НИР подразделяются на фундаментальные (получение новых знаний) и прикладные (применение новых знаний для решения конкретных задач) исследования.
Опытно-конструкторские работы (ОКР) и Технологические работы (ТР.) — комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец, по изготовлению и испытаниям опытного образца изделия, выполняемых по техническому заданию.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02) утверждено приказом Минфина России № 115н. Применять его невозможно без знания правовых основ НИОКР, изложенных в главе 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» ГК РФ. Рассмотрим некоторые из них.
Одним из основных признаков договора на выполнение НИОКР является новизна получаемых результатов и возможность создания новых объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей и промышленных образцов). Другая отличительная особенность этих работ - их творческий характер. Но это, естественно, сопряжено с риском получить так называемый «отрицательный результат».
Под «отрицательным результатом» НИОКР обычно понимают результат, возникший по не зависящим от исполнителя обстоятельствам и который в дальнейшем не может быть использован для извлечения экономических выгод. Кроме того, данный результат не является решением поставленной в НИОКР задачи.
На практике ПБУ 17/02 применяется в двух случаях:
1. если в ходе НИОКР получен результат, подлежащий правовой охране, но не оформленный в установленном законодательством порядке;
2. если в ходе НИОКР получен результат, не подлежащий правовой охране.
Итак, расходы отражаются в бухгалтерском учете как вложения во вне оборотные активы предприятия.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в бухгалтерском учете и отчетности отражаются в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (утв. приказом Минфина России № 115н) только в том случае, если такие работы осуществляются собственными силами организации или организация выступает в роли заказчика.
Функционально в государственном секторе науки можно выделить три основных компонента:
1. Академический компонент, преимущественно ориентированный на проведение фундаментальных исследований, включает в себя около 850 организаций, подведомственных академиям наук, имеющим государственный статус (в подавляющей части - государственные учреждения).
2. Прикладной компонент, ориентированный в основном на прикладные исследования и разработки, включает в себя более 1200 организаций (в большей части - государственные унитарные предприятия). Более 100 организаций госсектора прикладной науки наделены различными статусами по получению государственной поддержки (58 государственных научных центров Российской Федерации, 46 федеральных научно-производственных центров, 1 федеральный центр науки и высоких технологий).
3. Вузовский компонент включает более 500 высших учебных заведений (и организаций в их подчинении), ведущих исследования и разработки.
В структуре государственного сектора науки по организационно-правовым формам доминируют государственные учреждения (50% от числа организаций в государственном секторе науки) и государственные унитарные предприятия (48%). По состоянию на начало 2003 года, в отрасли “Наука и научное обслуживание” насчитывалось 1477 государственных учреждений (примерно 4% от общего числа государственных учреждений) и 1431 государственное унитарное предприятие (14,5% от общего числа ФГУП). За прошедшее десятилетие количество учреждений в науке увеличилось в 1,5 раза.
Размещение научных организаций по территории страны характеризуется существенной неравномерностью, которая усилилась за прошедшее десятилетие. В 2003 г. 39,2% организаций, выполняющих исследования и разработки, было сосредоточено в Центральном федеральном округе (из них г. Москва - 22,3%). Такие же тенденции проявляются в распределении кадрового потенциала (в г. Москва сосредоточена треть научного персонала) и в затратах на науку (на г. Москва и г. Санкт-Петербург приходится около 45% внутренних затрат на исследования и разработки).
Сохраняется недостаточная патентная активность научных организаций: удельный вес числа поданных ими заявок на изобретения составил примерно 29% от всех заявок, поданных в стране отечественными заявителями, удельный вес полученных патентов - около 34% от общего числа выданных отечественным заявителям патентов на изобретения.
Наблюдается низкая активность в развитии сетей обмена технологиями. В 2003 г. в коммерческом обмене технологиями участвовало лишь 463 НИИ и КБ (около 20% от общего числа научных организаций). При этом поступления от сделок с зарубежными партнерами составили менее 15% суммарных поступлений от продажи технологий в стране.
Государственные научные организации слабо участвуют в трансфере объектов промышленной собственности (доля организаций государственного сектора науки в заключенных договорах на передачу запатентованных объектов промышленной собственности не превышает 9-11% в их общем числе).
Основной формой экспорта научно-технической продукции является заключение договоров на выполнение научно-исследовательских работ с иностранными заказчиками. В результате интеллектуальная рента от производства инновационной продукции остается за рубежом.
Для научных организаций характерен низкий уровень капитализации нематериальных активов. В 2003 г. лишь 46,3% научных организаций имели на своем балансе нематериальные активы. Подавляющая доля стоимости нематериальных активов (88%) приходилась на научно-исследовательские институты прикладного профиля.
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
· признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
· обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
· концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
· создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
· создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
· активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;
· укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно - техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.
Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:
· совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;
· участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
· организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;
· создание в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов.
Инвестированием называют применение финансовых средств (капитала) с целью создания материальных, нематериальных или финансовых благ и получения дохода от их продажи или эксплуатации в будущем. В соответствии с целями вложений инвестиционные проекты подразделяются на:
- финансовые инвестиции (вложения в ценные бумаги, долговые обязательства);
- реальные инвестиции, вложения в имущественные средства и средства обращения.
Финансированием называют мероприятия по созданию капитала и средств платежей. По происхождению средств финансирование можно поделить двумя способами:
- самофинансирование/заемное финансирование в зависимости от того, является ли капиталодатель собственником предприятия или кредитором.
- внутреннее/внешнее финансирование в зависимости от того, изыскиваются ли они внутри предприятия или извне.
Таким образом, финансирование решает вопросы создания финансовых средств, а инвестирование решает вопросы их применения.
Для осуществления любой производственной деятельности необходимо определить потребность в капитале. Она чаще всего определяется в ходе соотнесения финансового и производственно -преобразовательного процесса.
Элементами такого комбинированного финансового и производственно- преобразовательного процесса являются:
- закупка: приобретение необходимых материальных и трудовых ресурсов и услуг;
- закупочные выплаты: оплата за приобретенные ресурсы и услуги;
- производство: трансформация производственных факторов в новые товары и услуги;
- реализация: сбыт произведенных товаров или предоставление услуг;
- оплата за реализованную продукцию.
Факторами, определяющими потребность в капитале являются:
- упорядочивание производственных процессов;
- скорость протекания этих процессов;
- колебания занятости;
- изменение производственной программы;
- изменение размеров предприятия;
- изменение уровня цен.
Упорядочивание производственных процессов
Финансирование было бы излишним, если бы время прихода и расхода денежных средств совпадало, поэтому финансирование необходимо для преодоления этого временного запаздывания. Поэтому при планировании финансов предприятия необходимо минимизировать эти временные издержки.
Финансирование происходит от английского слова Funding и имеет два значения. Первое, это снабжение финансами, денежными средствами. А второе, это выделение финансов, денежных средств на что-нибудь...
Финансирование бывает следующих видов: платное (возмездное) и бесплатное (безвозмездное). К платному виду финансирования, т.е. возмездному, относят кредит и заем. К бесплатному, т.е. безвозмездному – субсидию, пожертвование, дарение, субвенцию, грант, дотацию и ссуду.
Источниками финансирования могут быть:
— венчурное финансирование;
— продажа доли финансовому или стратегическому инвестору;
— частное размещение ценных бумаг;
— депозитарные расписки;
— товарный кредит;
— кредитные линии, банковские кредиты, ссуды;
— проектное финансирование;
— облигационный заем;
— страхование экспортных операций;
— франчайзинг;
— форфейтинг;
— факторинг;
— лизинг;
— государственное финансирование;
— гранты и взносы;
— выпуск векселя;
— соглашение о разработках;
— бартер;
— взаимозачет, wme на wmu и др.
Финансирование к тому же может различаться по следующим признакам:
1. Финансирование инвестиционное – это инструмент для привлечения материальных ресурсов и направления их на повышение рентабельности и прибыльности компании.
2. Финансирование торговое – это инструмент для поддержания оборотного капитала компании.
Целью финансирования служит выделение ресурсов или средств для достижения поставленной цели. Если цель финансирования – это получение прибыли, то финансирование автоматически становится инвестированием. Если прибыль не является целью — тогда это уже не инвестирование.
То есть, получать прибыль – это инвестирование, а не получать прибыль (просто достижение поставленной цели) – это финансирование.
Финансирование осуществляется благодаря собственным средствам государства, предприятия, заемным, привлеченным и другим средствам. Объектом финансирования являются предприятия, граждане, предприниматели, а также разнообразные виды деятельности в сфере экономики и экономические программы, например, обмен валют wme на wmu.
В Плане счетов бухучета есть специальный раздел, который называется «Кредиты и финансирование». Счета данного раздела необходимы для обобщения информации о состоянии полученных извне средств на финансирование деятельности предприятия.