Максимальный балл — 25

XX Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Заключительный этап

II тур

Класс

Задание №1

Вам, как успешному участнику Всероссийской олимпиады, предложено выступить в качестве одного из составителей электронной филологической библиотеки олимпиадника. В неё могут быть включены разнообразные исследования (историко-литературные и критические монографии, статьи, биографии писателей, комментарии к отдельным произведениям), которые полезно прочитать вашим товарищам при подготовке к олимпиадам по литературе (а в перспективе — и к поступлению на филологические специальности вузов). Материалы, включённые в библиотеку, должны быть доступны для школьника, интересны и познавательны, расширять кругозор и учить анализу литературного произведения.

Выберите одну такую работу из числа прочитанных вами и в любой форме (письмо, заявка на издание, развёрнутая аннотация) порекомендуйте её редколлегии для включения в библиотеку. Ваша задача — рассказать о ней максимально конкретно и точно, объяснить, почему именно её нужно включить в библиотеку, чем она может быть полезна участнику олимпиады, что в ней самое важное и существенное. Не забудьте указать её название и автора. Рекомендацию оформите письменно. Постарайтесь не превышать объём в 500 слов.

Максимальный балл — 25

Задание №2

Опираясь на стихотворения, посвящённые личности и творчеству А.С. Пушкина, напишите эссе (очерк), которое будет представлять собой литературный портрет поэта — таким, каким его увидели авторы-«потомки». Продумывая эссе (очерк), мысленно ответьте на вопросы: Какие аспекты биографического мифа Пушкина востребованы поэтами ХХ века? Какие темы и мотивы творчества поэта привлекли их внимание? Какой образ поэта может увидеть современный читатель в тех «литературных зеркалах», которые составили данную подборку? Какими стихотворениями, по-вашему, необходимо её дополнить? Укажите в эссе (очерке) их названия и авторов. Как эти новые стихотворения могли бы изменить сложившийся образ Пушкина?

Придумайте такой заголовок для своего эссе (очерка), который бы наиболее точно указывал на смысловые акценты образа поэта. Ориентировочный объём эссе (очерка) — 700—800 слов.

Максимальный балл — 40

 

Борис Пастернак

***

Мчались звёзды. В море мылись мысы.

Слепла соль. И слёзы высыхали.

Были тёмны спальни. Мчались мысли,

И прислушивался сфинкс к Сахаре.

 

Плыли свечи. И казалось, стынет

Кровь колосса. Заплывали губы

Голубой улыбкою пустыни.

В час отлива ночь пошла на убыль.

 

Море тронул ветерок с Марокко.

Шёл самум. Храпел в снегах Архангельск.

Плыли свечи. Черновик «Пророка»

Просыхал, и брезжил день на Ганге.

1918

 

Эдуард Багрицкий

О Пушкине

…И Пушкин падает в голубоватыйКолючий снег. Он знает — здесь конец...Недаром в кровь его влетел крылатый,Безжалостный и жалящий свинец.Кровь на рубахе... Полость меховаяОткинута. Полозья дребезжат.Леса и снег и скука путевая,Возок уносится назад, назад...Он дремлет, Пушкин. Вспоминает сноваТо, что влюбленному забыть нельзя, —Рассыпанные кудри ГончаровойИ тихие медовые глаза.Случайный ветер не разгонит скуку,В пустынной хвое замирает край......Наёмника безжалостную рукуНаводит на поэта Николай!Он здесь, жандарм! Он из-за хвои лесаСледит — упорно, взведены ль курки,Глядят на узкий пистолет ДантесаЕго тупые, скользкие зрачки...И мне ли, выученному, как надоПисать стихи и из винтовки бить,Певца убийцам не найти награду,За кровь пролитую не отомстить?Я мстил за Пушкина под Перекопом,Я Пушкина через Урал пронёс,Я с Пушкиным шатался по окопам,Покрытый вшами, голоден и бос.И сердце колотилось безотчётно,И вольный пламень в сердце закипалИ в свисте пуль за песней пулемётнойЯ вдохновенно Пушкина читал!Идут года дорогой неуклонной,Клокочет в сердце песенный порыв......Цветёт весна — и Пушкин отомщённыйВсё так же сладостно-вольнолюбив.1924

 

Давид Самойлов

Болдинская осень

Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в скудных окнах долгие дожди.

Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве — бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.

Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость — перья грызть!

Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому б прочесть — Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, всё равно кому!

И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье Богу — ты свободен —
В России, в Болдине, в карантине...
















Дмитрий Пригов

 

Когда я размышляю о поэзии

Когда я размышляю о поэзии, как ей дальше быть
То понимаю, что мои современники

                        должны меня больше, чем Пушкина любить

 

Я пишу о том, что с ними происходит,

     или происходило, или произойдет —

                        им каждый факт знаком
И говорю им это понятным нашим общим языком

 

А если они всё-таки любят Пушкина больше, чем меня,
     так это потому, что я добрый и честный: не поношу его,
                        не посягаю на его стихи, его славу, его честь

Да и как же я могу поносить всё это, когда

                        я тот самый Пушкин и есть

1979





Марина Бородицкая

***

Мне Пушкин обещал, что день веселья

Настанет. Он сказал: «Товарищ, верь!»

И верили ему в лесах тамбовских

Все волки, на скрипучей Колыме —

Невольники, толпой во тьму влекомы…

Мне тоже Пушкин никогда не врал.

 

Вот только нужно запастись терпеньем,

И грифельными досками, и мелом,

И книжками, в которых есть картинки,

И книжками, в которых нет картинок, —

Чтоб дети на обломках самовластья

Хоть что-нибудь сумели написать.


XX Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Заключительный этап

II тур

Класс

Задание №1

Вам, как успешному участнику Всероссийской олимпиады, предложено выступить в качестве одного из составителей электронной филологической библиотеки олимпиадника. В неё могут быть включены разнообразные исследования (историко-литературные и критические монографии, статьи, биографии писателей, комментарии к отдельным произведениям), которые полезно прочитать вашим товарищам при подготовке к олимпиадам по литературе (а в перспективе — и к поступлению на филологические специальности вузов). Материалы, включённые в библиотеку, должны быть доступны для школьника, интересны и познавательны, расширять кругозор и учить анализу литературного произведения.

Выберите  одну такую работу из числа прочитанных вами и в любой форме (письмо, заявка на издание, развёрнутая аннотация) порекомендуйте её редколлегии для включения в библиотеку. Ваша задача — рассказать о ней максимально конкретно и точно, объяснить, почему именно её нужно включить в библиотеку, чем она может быть полезна участнику олимпиады, что в ней самое важное и существенное. Не забудьте указать её название и автора. Рекомендацию оформите письменно. Постарайтесь не превышать объём в 500 слов.

Максимальный балл — 25

Задание №2

Опираясь на стихотворения, посвящённые личности и творчеству М.Ю. Лермонтова, напишите эссе (очерк), которое будет представлять собой литературный портрет поэта — таким, каким его увидели авторы-«потомки». Продумывая эссе (очерк), мысленно ответьте на вопросы: Какие аспекты биографического мифа Лермонтова востребованы поэтами ХХ века? Какие темы и мотивы творчества поэта привлекли их внимание? Какой образ поэта может увидеть современный читатель в тех «литературных зеркалах», которые составили данную подборку? Какими стихотворениями, по-вашему, необходимо её дополнить? Укажите в эссе (очерке) их названия и авторов. Как эти новые стихотворения могли бы изменить сложившийся образ Лермонтова?

Придумайте такой заголовок для своего эссе (очерка), который бы наиболее точно указывал на смысловые акценты образа поэта. Ориентировочный объём эссе (очерка) — 800—1000 слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: