Правовой режим земель определяется, как правило, по их основному целевому назначению, являющемуся господствующим среди целей. Например, господствующим в категории земель сельскохозяйственного назначения является использование их в целях сельскохозяйственного производства для производства растениеводческой или животноводческой продукции, а размещение строений и сооружений на этих землях имеет вспомогательный характер.
Подразделение земельного фонда на категории земель осуществляется в интересах общества, государства и граждан. Поэтому и правовой режим категорий урегулирован земельным правом, играющим преимущественно публичную роль.
Вместе с тем земельные отношения регулируются и нормами гражданского права, играющими преимущественно роль правового регулятора частных отношений: земельных сделок между гражданами; взаимоотношений между гражданами, владеющими земельными участками на праве общей собственности; предпринимательской деятельности на земельных участках и т. д.
|
|
Частные интересы в использовании земель противоположны публичным интересам, хотя и совпадение их возможно при оптимальном правовом регулирований. Например, в рациональном использовании сельскохозяйственных угодий одинаково заинтересованы как фермер, так и государство, предоставившее ему эти угодья.
Сферу частного в использовании земель представляют земли, принадлежащие гражданам, что и вызывает необходимость в выделении их в особый вид по правовому режиму и более детальном изучении.
Особенности правового режима земель, принадлежащих гражданам, выражаются в следующем:
1.Основное влияние на правовой режим этого вида земель оказывает субъектный состав, по которому и выделяется данный вид земель. Поскольку субъектами данных отношений являются граждане, то данный вид землепользования представляет частный сектор с множеством разновидностей и комбинаций. Например, в нем можно выделить и индивидуальное, и коллективное землепользование; и нахождение земельных долей граждан в предприятиях смешанной формы собственности; и нахождение земельных участков в объединениях граждан, не обладающих правом собственности на данные участки.
2. Вместе с тем определенное влияние на правовой режим земель, принадлежащих гражданам, оказывает и категория земельного фонда, в которой находится участок, принадлежащий гражданину. В частности, на землях сельскохозяйственного назначения участки предоставляются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, для сенокошения и т. д.; на землях населенных пунктов — под строительство индивидуальных жилых домов;
|
|
3. Круг объектов земельных правоотношений, в которых граждане обладают правом на землю, значительно шире, чем в земельных правоотношениях с участием других субъектов. В частности, в круг объектов земельных правоотношений, где субъектами являются граждане, обладающие правами на землю, входят и земельные доли, и права на земельные доли и на земельные участки (права на права), которые могут быть вкладом в хозяйственное общество и товарищество.
Если земельные участки как объекты прав граждан на землю определены в натуре на местности, имеют границы, обладание участками реально осязаемо (ограничением допуска на этот участок, установлением особого режима охраны участка и т. д.), то земельные доли, принадлежащие гражданам, а также права на них имеют условный характер и обретают реальные черты при выделе земельной доли в натуре на местности.
4. Использование земельных участков гражданами, которым принадлежат эти участки, сводится к двум основным группам: товарному характеру использования земель и потребительскому характеру.
Товарный характер использования земель выражается в использовании земельных участков для удовлетворения предпринимательских интересов гражданина. Например, крестьянское (фермерское) хозяйство создается для производства сельскохозяйственной продукции (выращивания сельскохозяйственных культур, производства мяса и молока) и последующей реализации ее потребителям;
Потребительский характер использования земель выражается в том, что все или основные-результаты такого использования предназначаются для удовлетворения личных потребностей граждан, которым принадлежат используемые участки. Например, использование земли в качестве личного подсобного хозяйства в виде индивидуального огородничества.
Суммируя изложенное, можно сделать следующие основные выводы:
1. Правовой режим земель, принадлежащих гражданам, обладает единством правового содержания, обусловленным единством правового статуса граждан
2. Этот правовой режим имеет специфические черты, позволяющие выделять его в самостоятельный вид.
3. Специфические черты правового режима земель, принадлежащих гражданам, обусловлены субъектным составом. Вместе с тем определенное влияние оказывают на них и особенности правового режима той категории земель, в которой расположены участки граждан.
4. Содержание правомочий граждан в отношении использования принадлежащих им земельных участков зависит от того, используются эти участки для товарного производства продукции или в потребительских целях, имеют растениеводческий или нерастениеводческий характер.
5. Объекты земельных правоотношений, участниками которых являются граждане, обладающие земельными участками, включают в себя не только земельные участки, но и земельные доли и земельные права как на участки, так и на эти доли.