Понятие о формах организации обучения и основания их квалификации. Основная и вспомогательные формы обучения

Урок – основная форма организации учебного процесса. Типология уроков. Структура урока. Технологическая карта урока. Анализ эффективности урока.

Вопрос о формах организации обучения один их центральных в дидактике. В педагогике под формой обученияпонимается способ организации учебно-воспитательного процесса. Выбор формы обучения тесно связан и с содержанием, и с принципами, и с методами обучения.

 

 
 

 

 

Вспомогательные формы обучения нацелены на организацию изучения материала предметной области вне рамок программы – шире и глубже, чем на уроке. Эти формы работы проводятся в сборном составе учащихся из разных классов одной параллели, или с разновозрастной группой учащихся, заинтересованных в углубленном изучении предмета.

 По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях, как: а) форма обучения; б) форма организации обучения.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесс. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Это подразделение не является строго научной классификацией, но позволяет несколько упорядочить разнообразие форм обучения.

Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

12 Формы учебной деятельности. Формы организации текущей учебной работы класса группы.

Индивидуально-обособленНая (самостоятельная работа учащегося) Пример – выполнение учащимся домашней работы; контрольные работы, самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока. Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся – отсутствие непосредственного контакта ученика с другими людьми.
парная (индивидуальное обучение) Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один - индивидуальное обучение (в школе эта форма организации учебной деятельности учащегося применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя, однако широко используется при организации дополнительных занятий, репетиторства).
групповая: фронтальные (общеклассные) занятия, занятия в малых группах Учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс, характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов (перед группой или классом может выступать учитель, родитель, член группы учащихся, т.е. один человек обучает одновременно многих).
коллективная (возникла в XX в. в России) Признаки коллективной работы: § наличие у всех ее участников общей цели (общеклассная работа не является коллективной, т.к. учитель ставит перед учащимися одинаковую для всех цель, которую может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, тогда как общая цель может быть достигнута только общими усилиями группы учащихся за определенный отрезок времени, когда в ходе обучения помимо освоения новых знаний, уменийи навыков каждый учащийся группы (класса) участвует в обучении всех членов группы, т.е. группа становится самообучающейся); § разделение труда, функций и обязанностей (работа учащихся в парах сменного состава); § сотрудничество и товарищеская взаимопомощь; § наличие действующих органов, организации, привлечение участников к контролю, учету и управлению; § общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности; § объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым участником в отдельности или частью коллектива.
На практике в школе чаще всего применяют групповую и индивидуально-обособленную формы организации учебной деятельности учащихся.  

В структуре процесса обучения можно выделить:

1. формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку учащихся;

2. формы, направленные преимущественно на практическую подготовку учащихся.

- познавательного и воспитательного общения;

- взаимодействия;

- отношений обучающего и обучаемых.

Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков.

Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная - не являются взаимоисключающими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: