Урок — это основная форма организации обучения в школе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью
Каждый урок складывается из определенных элементов, Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материалаурока, возрастных особенностей учащихся и особенностей
Типология уроков. Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняетсяпрежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Так, И.Н. Казанцев выделяет типы уроков по способу их организации или ведущему методу обучения: урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, киноурок, урок самостоятельной работы, лабораторные и практические уроки, уроки с разнообразными видами заданий.
|
|
Все остальные классификации типов уроков, предложенные мало чем отличаются друг от друга. В их основе лежит ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения:
· уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;
· уроки закрепления и повторения знаний;
· уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
· уроки выработки и закрепления умений и навыков;
· уроки проверки знаний и разбора проверочных работ;
· комбинированные, или смешанные, уроки.
Структура урока ‒ это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах.
Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя планировать и проводить шаблонно, по единой, раз и навсегда установленной схеме почерк» учителя.
Структура урока представляет собой совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определенной последовательности и логике.
ВЗАИМОСВЯЗАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ |
| 1. Актуализация знаний
и способов деятельности;
2. Выполнение
домашних заданий;
|
| 1. Осознание необходимости, цели, задач предстоящей учебно-познавательной деятельности; 2. Принятие плана; 3. Анализ своих учебных возможностей |
| 1. Учебно-познавательная деятельность учащихся: усвоение учебного материала и способов деятельности; 2. Структура процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение |
| 1. Самоконтроль: анализ процессуальной стороны и результатов деятельности; 2. Внесение коррективов в свою деятельность; 3. Самооценка |
|
|
Планирование уроков: тематическое, поурочное. Этапы подготовки урока: диагностика, прогнозирование, планирование.
Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.
В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.
Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).
При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.
Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный результат. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо рассчитать алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.
1. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в выяснении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся; мотивов их деятельности и поведения; запросов и наклонностей; интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры урока; во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе (на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений).
|
|
Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.
2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Влияние препятствующих факторов снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию.
3. Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока, которая заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.
На начальном этапе педагогической деятельности следует писать подробные планы-конспекты урока, в которых должны быть отражены следующие моменты:
– дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
– название темы урока и класса, в котором он проводится;
– цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
– структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
– содержание учебного материала;
– методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
– учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
– задание на дом.