Общие сведения о Иудиф. и 1Кор.см. в предыдущем задании

ПРАВОСЛАВНОЕ БИБЛЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (в Ростове-на-Дону)

 

Программа ознакомительного чтения Священного Писания «Библия – настольная книга!»


Программа рассчитана на ознакомление прихожан с общим содержанием библейских книг в течение года. Детальный разбор и истолкование отдельных стихов Писания проводятся отдельно на библейских занятиях. Для ознакомительного чтения необходим Синодальный текст Священного Писания Ветхого и Нового Заветов с неканоническими книгами.


Порядок выполнения задания: 1) прочитать общие сведения о заданных библейских книгах; 2) разобрать приведенные к книгам вопросы; 3) прочитать указанные в задании главы библейских книг (3-4 главы в день), попутно заполняя опросник и заучивая предложенные или наиболее понравившиеся места наизусть. Читать Священное Писание нужно сосредоточенно, благоговейно и с молитвой. Перед чтением Библии необходимо оградить себя крестным знамением и прочитать молитву «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет…» (в Псалтири после 11 кафизмы). После чтения, перекрестившись, нужно приложиться к Священному Писанию. Недопустимо читать Библию лежа (кроме больных людей), или сидя вразвалку (перед телевизором и т.п.).


ЗАДАНИЕ 28

электронная версия задания www.vk.com/biblia_rostovиwww.facebook.com/groups/biblia.rostov/




Книга Иудифь - 9-16 гл., Книга Есфирь - 1-10 гл., Первая книга Маккавейская - 1-4 гл.,

Первое Послание к Коринфянам - 11-16 гл.
Цитаты для заучивания наизусть –1Кор. 11:2, 19, 26, 28-30, 13 гл., 15:33, 41, 51.


Общие сведения о Иудиф. и 1Кор.см. в предыдущем задании.

Книга Есфирь Общие сведения о книге  Лопухин А.П. Толковая Библия. Книги исторические.

Книга Есфирь называется так по имени главной героини своего повествования — евреянки Есфири, сделавшейся персидской царицей — супругой царя Артаксеркса и оказавшей в этом звании бессмертную услугу своему народу — спасением от покушения на его истребление царедворцем Аманом. Это замечательное в истории еврейского народа событие было поводом к установлению особого еврейского праздника (Пурим), почему и история Есфири есть вместе история происхождения праздника «Пурим» (Phurim, жребий). По свидетельству II кн. Маккавейской, этот праздник праздновался евреями уже в 160 г. до Р. X. (во времена Никанора); упоминает о нем и Иосиф Флавий, и до настоящего времени этот праздник торжественно празднуется евреями в синагогах 13–14 числа месяца адара. Все это служит доказательством — с другой стороны — действительности события, рассказываемого кн. Есфирь, особенно когда принять во внимание внутренние признаки исторической достоверности повествования, т. е. полное согласие описания нравов и обычаев со всем, что мы знаем об обычаях персов за описываемое время.

Писатель книги точно неизвестен. Климент Александрийский и некоторые раввины усвояют ее Мардохею, Талмуд — великой Синагоге. Принадлежность книги Мардохею как будто подтверждается в гл. IX:20 ст., хотя из этой же главы 31 ст. приходится заключить, что самый конец книги, по-видимому, не принадлежит Мардохею. Во всяком случаеМардохею принадлежит, вероятно, наибольшая часть всей книги. Немало указаний на это можно находить в самой книге: рассказчик, несомненно, жил при дворе, потому что вполне знает персидские обычаи, нравы и двор; говорит о современных ему событиях Персидской империи (существовавшей 536–330 до Р. X.), ссылается на летописи мидян и персов (X:2); рассказ писан, по всем признакам, в Персии, в самых Сузах, что подтверждается и отсутствием ссылок на Иудею и Иерусалим; на принадлежность книги Мардохею могут указывать и другие обстоятельные подробности, напр., при описании пира Агасвера, а также упоминание имен великих сановников и евнухов, жены и детей Амана и т. п.

Первая и вторая книги Маккавейские. Общие сведения о книге. Иерей Геннадий Егоров «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕВЕТХОГО ЗАВЕТА»

В 199 году до Р. Х. сирийский правитель Антиох III (Великий), потомок СелевкаНикатора, выступает против Птолемея и покоряет южную часть Сирии и Палестину, то есть отодвигает границы своего царства фактически до самого Египта. Иудея переходит под власть Антиоха Великого, который, впрочем, оставляет без изменений тот строй, который может быть условно назван теократическим. Хотя эта теократия уже была не такой, какой она была во времена судей, а более подходящей к современному пониманию такого общественного устройства, когда во главе управления стоят священники. Кроме того, народ не был независим и подчинялся еще и законам эллинистического государства. По свидетельству Маккавейских книг, сын Антиоха Селевк выделяет субсидии на совершение жертвоприношений. Все это продолжается до его смерти (2 Мак. 3: 2–3).

Изменения начались, когда воцарился Антиох IV, по прозвищу Епифан. Во дни своей юности он успел побывать в Риме в качестве заложника, и был человеком, пропитанным римской культурой. Когда он воцаряется, то начинает проводить весьма энергичную программу «всеобщейэллинизации», программу «окультуривания и просвещения диких народов», которые населяли его царства. Делает он это с размахом, достойным римлянина. Поскольку общая культура всех стран, которые ему подчинялись, была также языческая, то больших затруднений он не встречал, потому что языческая культура открыта для синкретизма и легко способна принять в свой пантеон новых богов. Единственным камнем преткновения в его программе оставалась Иудея, которая никак не желала принимать плоды цивилизации, которые он ей предлагал.

После того как Антиох отстраняет иудейского первосвященника Онию, эта должность оказывается в руках крайне недостойных: Смерть этого первосвященника была вызвана тем, что два претендента, брат ОнииИасон и Менелай, начинают борьбу за положение первосвященника. Борьба ведется самыми некрасивыми средствами: клеветой и подкупом. Они сменяют друг друга на должности просто благодаря тому, что обещают царю все большее и большее количество отчислений из храмовой казны, так что полностью разоряют сам Храм, ради того, чтобы стать первосвященниками, то есть для того, чтобы получить политическую власть. Затем они начинают за нее бороться с оружием в руках.

Иасон устраивает в Иерусалиме палестры, (места для спортивных соревнований), принимает участие в торжествах в честь Геркулеса, что вызывает ропот у людей благочестивых. Все древние спортивные игры посвящались богам, и участие в этих состязаниях было формой почитания языческих богов. Соответственно, для человека, который от всякого идолослужения старается отказаться, участие в этих играх неприемлемо. Однако, не участвовать в них тоже невозможно, потому что участие в спортивных состязаниях есть проявление лояльности гражданской. Участие в играх это честь. Если в них не участвовать, то значит, быть в подозрении, быть врагом общественного порядка, понести наказание, исключить себя из жизни общества. Так как во всех состязаниях люди участвовали обнаженными, иудеи стали подвергаться осмеянию со стороны греков, некоторые стали делать себе пластические операции, скрывая следы обрезания. И более того, некоторые переставали обрезывать детей, чтобы не было препятствий для их карьеры. Этот момент Маккавейские книги подчеркивают. Еще раз замечу, что активным насадителем всех этих традиций был именно первосвященник, то есть деваться было некуда. Но даже он не слишком преуспел, и все это вызывало насмешки и нарекания со стороны народа.

Когда Антиох после похода в Египет пришел в Иерусалим, дело приняло гораздо худший оборот. Видя сопротивление со стороны иудеев, он развернул широкомасштабное гонение.

Антиох Епифан превратил Иерусалимский храм в храм Юпитера Олимпийского, наполнив его мерзостью идолослужения и блуда. Храм на горе Гаризим тоже становится храмом Юпитера Странноприимца (2 Мак. 6: 1–6).

Этим он не ограничивается; он повелевает истреблять по всей стране священные книги, и каждый, у кого находились такие списки, должен был быть казнен. Повелевает казнить тех, кто будет учить людей закону Божию. Запрещает совершать обрезание; если все-таки оказывается, что младенца обрезали, то убивают младенца, мать и того, кто совершал обрезание, то есть всех, кто в этом участвовал. Как видим, первый удар наносится по священникам и учителям Закона. И, наконец, он устанавливает обязательное для всех жертвоприношение. Для этого по всем городам и селениям разъезжали комиссии, которые устраивали жертвенники, чтобы все в обязательном порядке публично приносили языческие жертвы и вкушали свинину, дабы продемонстрировать свою лояльность властям. Все было сделано с истинно римским размахом и систематичностью. «Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться иудеем» (2 Мак. 6:6–7).

Даже беглый анализ мер Антиоха Епифана показывает, что он был предтечей всех остальных гонителей. Сколько потом в истории Церкви было гонений, все они устраивались по его сценарию. Правда, Антиох тоже не был изобретателем, его основные идеи были почерпнуты в Риме. Римские власти боялись разных тайных обществ, и многие меры, которые Антиох применял, были заимствованы из римской практики. Тем не менее, его гонение на ветхозаветную церковь стало гонением образцовым.

Примеры из истории. По Эдикту, императора Декия (середина третьего века), был назначен определенный день, в который исповедавшие христианство должны были явиться и заявить о том, остаются они христианами или желают возвратиться к римской религии. Приняты были все меры, чтобы наиболее знатные и известные из христиан точно были приведены к жертвенникам для принесения жертв богам. Были случаи, когда жертвы не приносили, но путем сделок приобретали справку о их совершении. Старцу Елеазару предлагали то же самое. Еще пример: в Африканской церкви был диакон Флавиан, которого народ весьма любил. Когда Флавиана привели к жертвеннику, то язычники, не желавшие его смерти, стали его уговаривать во исполнение эдикта принести жертву богам, или сделать вид, что приносит, а потом делать и верить во что хочет. Тем не менее, он отказался. Декий также повелевал истреблять священные книги христиан, Священное Писание, и, конечно же, уничтожать священников.

Видения и откровения, которые записаны в книге пророка Даниила, во многом находят свое исполнение именно во время Антиоха. Но если посмотреть на святоотеческое толкование этой книги, видно, что пророчества частью относятся к Епифану, а частью – к антихристу. Так постоянно бывает в книгах пророческих: одно и то же пророческое речение относится и к ближайшей исторической перспективе, и ко временам новозаветным или даже к последним временам. Через такое толкование можно соединить гонителей в единую цепь: от первого гонения Антиоха до гонений последних времен. Видно, удивительная преемственность, показывающая, что как Антиох, так и его последователи, в этом деле являются предтечами и прообразами антихриста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: