Понятие и система римского частного права как учебного курса. Значение изучения римского права для современного юриста.
Римское право — право античного Рима, Римского государства рабовладельческая формации.
Право в объективном смысле — совокупность правовых норм, в субъективном смысле — право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различные которых проводились путем противопоставления интересов государства и общества, и общества интересам отдельных личностей.
Частное право — совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «касается выгоды, интересов отдельных лиц». Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).
Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения; порядок заключения брак, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и суперфиций); обязательственные правоотношения, т.е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнения; наследование, т.е. переход имущества к другим лицам после смерти наследователя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательное, управомочивающие, разрешающие нормы, т.е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частое право могло изменяться либо применяться, либо нет. Частное право, в отличие от публичного, — действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право — самая оформленная и законченная часть римского права.
Есть 2 системы изложения курса римского права:
1. Институциональная система (институция — учебник по РП Гай разделил учебник на 3 части — 3-ч звенная система):
a. Раздел о лицах;
b.Раздел о вещах;
c. Раздел об исках.
2. Пандектная система (пандекты — общий свод, собрание).
Труд больших усилий, общее собрание сочинений. Изложили римский материал по другому. Наличие общей части. Специальная часть поделена на 4 раздела: Вещное право, семейное право, обязательное право, наследственное право.
Понятие и виды рецепции римского частного права.
Обще гуманитарное понятие рецепции — процесс заимствовании каких-то социальных институтов, правил, постулатов одним обществом у другого.
Рецепция права — процесс заимствования каких-либо правовых моделей одним государством у другого и использование в своей правовой системе.
Рецепция понимается в узком и широком смысле.
В широком смысле — это процесс заимствования у другого государства «духа» права, основных принципов, идей аксиом построения правовых систем.
В узком смысле — Это правовой феномен.
Государство заимствует у другого суверена его правовые нормы или целые институты и вводит у себя на территории в качестве действующего права.
Рецепция делится на прямую и косвенную.
Прямая рецепция — это когда между государством заимствующего и тем, у которого заимствуют не проходит временного интервала
Косвенная рецепция — это когда между государством, заимствующим и тем у которого заимствуют, проходит значительный исторический этап.
Рецепция (от reception — «принятие») — восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того, нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.
1 волна массовой рецепции — эпоха Возрождения.
2 волна массовой рецепции — новое время.
В последней четверти 19 века написаны замечательные произведения, монографии.
Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать с падением Рима.
Рецепция римского права обусловливалась:
1. Высоким уровнем римского права — наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;
2. Недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия.
Причины рецепции римского права:
1. Римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающего товарного хозяйства;
2. Короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;
3. Повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.
Рецепция римского права — это сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.
Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобретало уже через ряд столетий после падения Рима значения действующего права в ряде государств Центрально и Южной Европе.
Мы реципировали уже не римское, а общеевропейское право.
Основные правовые системы в частном праве.
Древнего Рима: критерии разграничения и характерные черты.
Говорить о римском гражданском (частном) праве как единой системе права было бы исторически неверно. В Риме возникли, и некоторое время существовали вместе 3 правовые системы: цивильное право, право народов, преторское право.
Цивильное право — это совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее — сенат. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от не римлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан. Цивильное право консервировало патриархальное строение семьи с безусловным господством дома владыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящего еще к временам военной демократии.
Преторское право — это совокупность правил и формул, созданных претором. Преторское право представляла из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского права. Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.
Право народов. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступала необходимость в правовом оформлении данных отношений. Это проблема была решена созданием претора перегринов.
Характерными чертами системы цивильного права:
1.Возникло первым, исконная древнейшая система Рима;
2.Консервативно (очень слабо изменялось);
3.Нельзя отменять;
4.Символичность и обрядовость, т.е. форма важнее содержания, казуистичность;
5.Теснейшая связь с процессом;
6.Это был образец римского права модели, он пронизывал все право.
Характерной чертой системы преторского права: Быстрая изменчивость (ежегодно обновлялось).
Характерной чертой системы права народов:
1.Мобильность;
2.Очень специфический круг лиц.
Можно выделить три критерия разграничения правовых систем в римском праве:
1.Смысл наименования:
1.В системе цивильного права. Jus civil. Civil — гражданский. Изначально назывался квиритское права;
2.В системе преторского права. Pretor —должность в Риме.
3.В системе права народа. Право, которое показывает, что были римляне и другие народны.
2.Круг лиц:
1.В системе цивильного права. Распространялось только на граждан Рима.
2.В системе преторского права. Распространялось только на граждан Рима.
3.В системе права народа. Распространялось только на пелегринов (иностранцев)
3.Источники:
1.В системе цивильного права. Обычаи и законы.
2.В системе преторского права. Эдикты, городских преторов (должны были соответствовать нормами цивильного права и восполняющие пробелы.)
3.В системе права народа. Эдикты, преторов пелегринов и естественное права и международные обычаи.