Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕКСТЫ

В ТРЕХ ТОМАХ

Том 3

Субъект познания

Книга 2

Издание второе, исправленное и дополненное

Ответственный редактор В.В. Петухов

Редакторы-составители Ю.Б.Дормашев,

С.А.Капустин

Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000«Психология»


УМК «Психология»


Московский психолого-социальный институт


УДК 159.0(082.2) ББК 88.3 О 28

Рекомендовано отделением по психологии Учебно-методического объединения университетов РФ

Рецензенты:

В.А.Иванников, доктор психологических наук;

А.Н.Гусев, доктор психологических наук

Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 2. О 28 Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В.Петухов. Для студентов фа­культетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 — «Психология». — М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2006. — 639 с.

Собрание оригинальных психологических текстов в трех томах, дополняю­щее любой базовый учебник по общей психологии, предназначено для прове­дения семинарских занятий по данному курсу и самостоятельного чтения.

Третий том, представляющий раздел «Субъект познания», состоит из трех книг. Во второй книге читатели знакомятся с экспериментальной психологи­ей собственно познавательных процессов — ощущения, восприятия и мышле­ния. Тексты могут быть использованы в таких традиционных разделах курса общей психологии, как «Психология восприятия» и «Психология мышления», а также как базовые в соответствующих спецкурсах, имеющих прикладную направленность.

Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, пре­подавателей, а также для всех интересующихся научной психологией.

© В.В.Петухов, отв. ред., 2006.
© Ю.В.Дормашев, С.А.Капустин, ред.-сост., 2006.
ISBN 5-93692-069-0                               © УМК «Психология», оформление, 2006.








Содержание

Предисловие.................................................................................................................................... 7

Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

Часть 1. Основные положения психофизики

1. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон
Методы измерения порогов. Косвенное измерение ощущений.
Закон Фехнера

11

29 34 39

Энген Т. Основные методы психофизики.........................................................................

Гершуни Г.В., Соколов ЕМ. Объективное измерение

чувствительности и субсенсорная ее область (Резюме)................................

Шиффжан X. Подпороговое восприятие.........................................................................

Макаров П.О. Об основном психофизическом законе.................................................

2. Методы прямого измерения ощущений. Закон Стивенса
Типы, шкал. Методы шкалирования

Гласе Дж., Стэнли Дж. [Измерение и типы шкал]……………………………….. 43

Стивене С. Методы шкалирования отношений…………………………………… 51

Джелдард Ф.А. [Сенсорные шкалы: методы построения шкал]………………….. 56

Стивене С. Психофизика сенсорной функции …………………………………… 62

Вудвортс Р., Шлосберг Г. Методы шкалирования ……………………………….  69

3. Основные положения теории обнаружения сигналов. Понятие
сигнала, шума, критерия, чувствительности. Кривые РХП

Шиффман X. Теория обнаружения сигнала (ТОС)............................................................. 76

4. Фурье-анализ зрительного восприятия

Логвиненко А.Д. [Понятие сенсорного оператора]............................................................. 93

Шиффман X. Анализ пространственной частоты............................................................... 95

Логвиненко А.Д. Передаточная функция всей зрительной

системы в целом............................................................................................................ 108

Часть 2. Факты, закономерности и результаты исследований восприятия

1. Восприятие цвета. Основные субъективные характеристики цвета и их объективные корреляты. Адаптация. Явление Пуркинье. Виды контрастов. Законы смешения цветов. Цветовой круг и треугольник. Цветовое тело. Теории цветового зрения

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Восприятие цвета................................. 113

Глейтман Г., Фридлунд A.., Райсберг Д. Исследование ощущений............................. 125


4


Содержание


2. Восприятие пространства. Признаки удаленности
и глубины: окуломоторные, монокулярные
(изобразительные), трансформационные, бинокулярные.
Механизмы стереозрения: диспаратностъ,
теоретический и эмпирический гороптер,

зона Панума, стереограммы Юлеша

Шиффман X. Восприятие пространства: монокулярное

и бинокулярное зрение................................................................................................ 140

Вудвортс Р. [Иллюзии восприятия удаленности и глубины]......................................... 186

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. [Механизмы

стереозрения]................................................................................................................... 194

3. Восприятие движения. Системы восприятия
реального движения: изображение/сетчатка и глаз/голова.
Теории восприятия стабильности видимого мира.
Иллюзии восприятия движения: автокинетическое,
стробоскопическое и индуцированное движение,

эффект водопада. Восприятие времени

Грегори Р. Зрительное восприятие движения..................................................................... 197

Шиффман X. Восприятие времени......................................................................................... 220

Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. [Восприятие времени

и суждение о времени]................................................................................................... 245

4. Константность восприятия. Определение, виды,
процедура измерения, коэффициент константности.
Ядерно-контекстная теория. Связь константности
восприятия величины с признаками удаленности.
Теория перцептивных уравнений. Инвариантные
отношения в восприятии

Рок И. [Константность восприятия]....................................................................................... 248

Вудвортс Р. Отношение между величиной и расстоянием............................................. 262

Логвиненко А.Д. Перцептивные взаимодействия

и построение видимого мира...................................................................................... 266

5. Экспериментальные исследования восприятия пространства.
движения и константности восприятия в рамках экологической
теории. Понятие зрительной кинестезии

Гибсон Дж. [Экологический подход к изучению восприятия]....................................... 277

6. Предметность восприятия. Виды оптических искажений.
Исследования перцептивной адаптации к инвертированному
зрению. Феномены псевдоскопического восприятия: их описание
и объяснение. Правило правдоподобия. Создание искусственных
органов чувств и формирование у слепых «кожного зрения>>

Грегори Р. Смещенные изображения.................................................................................. 294

Логвиненко А.Д. Модификация зрительных направлений, зрительного

пространства и видимого мира.................................................................................. 308


Содержание


5


Компанейский В.Н. Псевдоскопические эффекты............................................................. 319

Столин В.В. Пространственная форма и предметность образа................................... 326

Логвиненко А.Д. Зрение без сетчатки.................................................................................... 333

Шиффман X. Кожное зрение: система

тактильно-визуального замещения.......................................................................... 339

7. Установка в восприятии. Потребности и ценности как
организующие факторы восприятия: экспериментальные
исследования в школе «Новый взгляд». Кросскулътурные
исследования восприятия: особенности восприятия
двухмерных изображений в отдельных культурах

Шиффман X. Перцептивная установка................................................................................ 344

Брунер Дж. Ценности и потребности как организующие

факторы восприятия..................................................................................................... 353

Коул М., Скрибнер С. Восприятие глубины на картинках............................................. 367

8. Экспериментальная психология восприятия
и изобразительное искусство

Фехнер Г.Т. [Эстетическое предпочтение форм]............................................................... 374

Кандинский В.В. [Язык красок].............................................................................................. 379

Арнхейм Р. Равновесие.............................................................................................................. 398

Раушенбах В.В. [Пространственные построения в живописи]...................................... 429

Гибсон Дж. Законы графики.................................................................................................. 465

Тема 18. Экспериментальные исследования мышления

1. Метод самонаблюдения и исследования мышления
в вюрцбургской школе

Крогиус А.А. Вюрцбургская школа экспериментального

исследования мышления............................................................................................ 470

2. Метод рассуждения вслух и его возможности

для исследования мыслительного процесса. Построение родословного дерева решения задачи. Построение графа решения задачи

Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач

(о процессах решения практических проблем)................................................... 474

Линдсей П., Норман Д. Решение задач.................................................................................. 486

3. Использование поведенческих и физиологических реакций
для изучения мыслительного процесса. Понятие
невербализованного операционального смысла.
Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности

Тихомиров O.K. [Исследования мыслительного процесса

объективными методами]............................................................................................ 504


6                                                                                            Содержание

4. Этапы творческого процесса. Факторы, влияющие
на успешность решения задач. Исследования условий
эффективности влияния наводящей задачи

на решение основной

Вудвортс Р. Этапы творческого мышления...................................................................... 529

Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие

решение задач............................................................................................................. 533

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. [Препятствия при решении

мыслительных задач и способы их преодоления]............................................... 542

Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления.......................... 549

Рубинштейн С.Л. Основная задача и метод психологического

исследования мышления............................................................................................. 557

5. Методы исследования понятий

Тихомиров O.K. [Методы изучения понятий]..................................................................... 565

Брунер Дж. Стратегия приема информации при образовании понятий...... 571

в. Исследования процессов умозаключения и принятия решения

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Мыслительный процесс:

рассуждение и принятие решения............................................................................ 580

7. Восприятие и понимание речи

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. [Понимание речи]............................................. 591

Андерсон Дж.Р. [Распознавание речи и понимание языка]............................................ 597

8. Язык и мышление. Гипотеза лингвистической
относительности и детерминизма

Коул М., Скрибнер С. Лингвистическая относительность:

гипотеза Уорфа............................................................................................................. 619


ПРЕДИСЛОВИЕ

В первой книге тома «Субъект познания» наши студенты позна­комились с основные видами и уровнями развития познавательной сфе­ры, а также с теоретическими подходами к изучению познания. Во вто­рой книге мы обратимся к экспериментальной психологии собственно познавательных процессов — ощущения, восприятия и мышления.

Экспериментальная, а значит научная, психология начиналась с ис­следований сенсорных и перцептивных процессов. Эта тематика стала ос­новной уже в первой психологической лаборатории, открытой В.Вундтом в 1875 г. в университете Лейпцига. Однако еще раньше, в 1860 г. вышла книга Г.Фехнера «Элементы психофизики», в которой была поставлена и решена задача измерения порогов ощущений. До этого о восприятии писа­ли многие философы и физиологи. Возникло и успешно развивалось целое философское направление, получившее название сенсуализма, в котором единственным источником познания внешнего мира считалось ощущение. Сторонники рационализма, напротив, считали, что в процессах познания с самого начала участвуют априорные категории разума. В физиологию сенсорных процессов наиболее выдающийся вклад сделали И.Мюллер и Г.Гельмгольц. Можно сказать, что психологическое исследование позна­вательных процессов имеет два важных корня — философский и естествен­нонаучный. Однако только Г.Фехнеру и В.Вундту удалось перейти от ин­тересных и важных философских идей и физиологических данных к строгим психологическим экспериментам. При этом они использовали ме­тодические разработки физиологов.

Первые исследователи познавательных процессов считали, что в любой научной работе следует идти от простого к сложному — от ощу­щения к восприятию и только затем к мышлению. Однако вскоре выяс­нилось, что эта простота только кажущаяся: в построении образа вос­приятия участвуют мышление, память, внимание и аффективно-волевые процессы. В.Вундт считал, что метод экспериментального самонаблю­дения в исследованиях мышления не применим. Но представители вюрцбургской школы модифицировали его и стали изучать мышление в ла­боратории. Огромный вклад в экспериментальные исследования как восприятия, так и мышления внесли гештальтпсихологи.


8


Предисловие


В настоящее время основные идеи, открытия и методы классической психологии восприятия и мышления вошли в арсенал современной когни­тивной психологии. Вместе с тем благодаря развитию компьютерной тех­ники разработаны более тонкие методики экспериментального изучения познавательных процессов. В результате было получено множество новых данных, которые невозможно объяснить с позиций какой-то одной теории и даже подхода. Благодаря работам Д.Гибсона возник новый, экологичес­кий, подход к исследованию восприятия, для которого характерно прове­дение исследований в условиях, близких к естественным. В современных исследованиях мышления наблюдается возрастающий интерес к процессам творчества, тесно связанным с воображением и мотивацией. Это также потребовало определенного изменения в методах эмпирического исследова­ния — чисто лабораторный и строго контролируемый эксперимент оказал­ся явно недостаточным.

К настоящему времени в экспериментальной психологии восприятия и мышления разработан целый ряд оригинальных методик, получено мно­го интересных и, можно сказать, красивых данных. В данной книге мы попытались представить наиболее важные и известные в мировой психо­логии факты и закономерности, а также лучшие образцы методик, с по­мощью которых они получены. Полностью оценить их значение для пси­хологии можно только после прочтения первой книги данного тома, в которой представлены основные теоретические подходы к исследованию восприятия и мышления. Методы и результаты исследований сенсорно-перцептивных процессов отражены в материалах к теме 17, а процессов мышления — в текстах к теме 18.

Материалы этой книги составлены с учетом программ семинарских занятий, подготовленных ранее проф. А.Д.Логвиненко и проф. О.К.Тихо­мировым. Мы благодарны за техническую помощь О.А.Захаровой, А.Г.Ма-калатия и Р.С.Шилко.

Отметим, что текстов в данном издании больше, чем в предыдущем: кроме основной литературы, указанной в программе семинарских занятий, мы включили дополнительную. Она может быть использована для докладов на семинарах или рекомендована для самостоятельного прочтения. Неко­торые из этих текстов заинтересуют не только психологов, но и художников, архитекторов, дизайнеров и других представителей творческих профессий.

В заключение подчеркнем, что экспериментальная психология ощу­щения, восприятия и мышления является образцом строгого научного ис­следования и в то же время она чрезвычайно интересна и увлекательна. Мы надеемся, что с этим согласятся и читатели данной книги.

Ю.Б.Дормашев, кандидат психологических наук, доцент;

С.А.Капустин, кандидат психологических наук, доцент

(Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет психологии)


Тема 17

Экспериментальные исследования восприятия

Область подлинных ощущений, пороги чувствитель­ности, понятие субсенсорного диапазона. Методы измерения порогов и шкалирования ощущений. Психофизическая функ­ция. Постулаты и законы классической психофизики. Основ­ные положения и задачи современной психофизики. Пере­смотр понятия порога в теории обнаружения сигнала. Рабочая характеристика приемника. Классическая и современная по­становка проблемы восприятия пространства. Восприятие фор­мы и законы перцептивной организации. Восприятие положе­ния, размера и удаленности объектов. Закон угла зрения. Ос­новные признаки удаленности. Восприятие глубины, рельефа, основные механизмы стереозрения. Движения наблюдателя и инварианты пространственного восприятия, понятие гради­ента. Экологическая оптика. Проблема и классические объяс­нения стабильности видимого мира. Восприятие реального движения в объективной и субъективной системах отсчета. Иллюзорное восприятие движения объектов. Феномены стро­боскопического, индуцированного движения, автокинетичес­кий эффект и условия их возникновения. Иллюзия индуциро­ванного движения наблюдателя. Процесс порождения перцеп­тивного образа и проблема его экспериментального изучения. Изменения условий наблюдения объектов: их кратковремен­ное предъявление, создание перцептивных конфликтов. Пра­вила порождения предметных значений образа как решения перцептивной задачи: инвариантные соотношения и перцеп­тивные уравнения. Феномены и закономерности псевдоскопического восприятия. Описание псевдоскопических трансфор­маций как решения системы перцептивных уравнений. Фено­мены инвертированного зрения и проблема перцептивной адаптации. Роль значений в порождении чувственной основы образов: феномены «кожного зрения».


10                      Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

Вопросы к семинарским занятиям: Часть1. Основные положения психофизики

1. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон. Методы измерения порогов. Косвенное измерение ощущений. Закон Фехнера.

2. Методы прямого измерения ощущений. Закон Стивенса. Типы шкал. Ме­тоды шкалирования.

3. Основные положения теории обнаружения сигналов. Понятие сигнала, шума, критерия, чувствительности. Кривые РХП.

4. Фурье-анализ зрительного восприятия.

Часть 2. Факты, закономерности и результаты исследований восприятия

1. Восприятие цвета. Основные субъективные характеристики цвета и их объективные корреляты. Адаптация. Явление Пуркинье. Виды кон­трастов. Законы смешения цветов. Цветовой круг и треугольник. Цве­товое тело. Теории цветового зрения.

2. Восприятие пространства. Признаки удаленности и глубины: окуломо-торные, монокулярные (изобразительные), трансформационные, бино­кулярные. Механизмы стереозрения: диспаратность, теоретический и эмпирический гороптер, зона Панума, стереограммы Юлеша.

3. Восприятие движения. Системы восприятия реального движения: изоб­ражение/сетчатка и глаз/голова. Теории восприятия стабильности ви­димого мира. Иллюзии восприятия движения: автокинетическое, стро­боскопическое и индуцированное движение, эффект водопада. Восприя­тие времени.

4. Константность восприятия. Определение, виды, процедура измерения, коэффициент константности. Ядер-контекстная теория. Связь констан­тности восприятия величины с признаками удаленности. Теория пер­цептивных уравнений. Инвариантные отношения в восприятии.

5. Экспериментальные исследования восприятия пространства, движения и константности восприятия в рамках экологической теории. Поня­тие зрительной кинестезии.

6. Предметность восприятия. Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению. Феномены псев-доскопического восприятия: их описание и объяснение. Правило правдо­подобия. Создание искусственных органов чувств и формирование у сле­пых «кожного зрения».

7. Установка в восприятии. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия: экспериментальные исследования в школе «Но­вый взгляд». Кросс культурные исследования восприятия: особенности восприятия двумерных изображений в отдельных культурах.

8. Экспериментальная психология восприятия и изобразительное искусство.


Часть 1. Основные положения психофизики

1. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсор­ный диапазон. Методы измерения порогов. Косвен­ное измерение ощущений. Закон Фехнера


















































Т. Энген

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИКИ1

Сам Фехнер предложил три психофизических метода, которые вош­ли в психологию под именем основных методов. В литературе описываются и многие другие методы, но обычно они являются модификациями одного из этих трех методов. Эти основные методы сходны в одних отношениях и весьма различны в других. Все эти методы могут быть использованы для определения понятий, о которых шла речь выше. Выбор того или иного метода чаще всего зависит от двух практических и технических соображе­ний: 1) характер континуума стимулов, т.е. могут ли стимулы изменяться непрерывно (или по крайней мере очень малыми шагами) или же они мо­гут быть предъявлены только в дискретном виде. Использование дискрет­ного предъявления стимулов необходимо, например, при изучении вкуса и обоняния; 2) характер организации стимуляции, например, одновремен­ное или последовательное предъявление пар стимулов. В этом смысле при исследовании зрения мы располагаем большей свободой, чем при исследо­вании слуха. Сначала очень коротко, а затем более подробно рассмотрим основные психофизические методы.

1. Метод границ (едва заметных различий, минимальных изменений или серийного исследования). Это самый прямой метод определения поро­га. При определении разностного порога экспериментатор изменяет срав­ниваемый стимул малыми шагами в восходящих и нисходящих рядах. Испытуемый при каждом изменении стимула должен сказать, меньше, равен или больше переменный стимул по сравнению со стандартным. В результате эксперимента определяются значения переменного стимула, соответствующие смене категории ответа. При определении абсолютного порога стандартный стимул не предъявляется и задача испытуемого состо­ит в том, чтобы отвечать, обнаруживает он стимул или нет.

1 Проблемы и методы психофизики / Под ред. А.Г.Асмолова, М.Б.Михалевекой. М.: Изд-во Моск, ун-та, 1974. С. 107-116, 119-130.


12


Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


2. Метод установки (средней ошибки, воспроизведения или метод подравнивания). При определении разностного порога испытуемый, как правило, сам подстраивает сравниваемый стимул, который может непре­рывно изменяться, к стандарту, т.е. устанавливает такое значение пере­менного стимула, при котором он кажется равным стандарту. Эта проце­дура повторяется несколько раз, а затем вычисляется среднее значение и вариабельность установок испытуемого. Среднее значений подравниваний (установок) является прямым показателем точки субъективного равенства, а вариабельность подравниваний, допускаемая испытуемым, может быть использована для вычисления разностного порога. При определении абсо­лютного порога испытуемый неоднократно устанавливает такое значение переменного стимула, которое по его мнению является самым низким сре­ди обнаруживаемых им стимулов. Среднее этих установок принимается за абсолютный порог.

3. Метод постоянных раздражителей (метод истинных и ложных случаев или метод частот). В этом методе используется несколько постоян­ных дискретных значений сравниваемого стимула. При определении раз­ностного порога каждое из них сравнивается со стандартным стимулом много раз. Для каждого из значений сравниваемого стимула подечитывается относительная частота разных ответов, например, ответов «меньше» и «больше». Если в опыте используются только две категории ответов, то испытуемый будет давать правильный ответ в половине случаев даже при одном только угадывании. Поэтому его разностный порог определяется как приращение или уменьшение величины сравниваемого стимула отно­сительно стандартного, правильно оцениваемое им в 75% проб, т.е. посре­дине между 50% (случайная удача) и 100%. Это значение, соответствую­щее 75%, определяется интерполяцией или каким-либо другим из не­скольких возможных статистических методов. Когда добавляется третья категория ответов типа «равно», «сомнительно» и тому подобное, метод постоянных раздражителей становится очень похож на метод границ. Ме­тод постоянных раздражителей может быть использован также для изме­рения абсолютного порога. В этом случае стандартный раздражитель не применяется, а за абсолютный порог принимают такое значение сравнива­емого стимула, который вызывает равное число ответов «да» и «нет».

Метод границ Абсолютный порог

Процедура опыта и вычисления при определении нижнего порога высоты звука методом границ показаны в табл. 1 (взята у Титченера1).

1 См.: TitchenerE.B. Experimental Psychology. N.Y. Macmillan, 1905. Vol. II. Quantitative.


Энген Г. Основные методы психофизики


13


 

 

 


Испытуемый получает инструкцию отвечать «да», когда он слышит тон, и «нет», когда он его не слышит в течение определенного интервала вре­мени, указываемого экспериментатором. Перед основным опытом следу­ет провести несколько предварительных тренировочных проб, чтобы убе­диться, что испытуемый усвоил процедуру опыта. Словесные инструкции трудно сделать краткими и ясными и часто они дают худшие результа­ты, чем предварительная тренировка.

В первом столбце табл. 1 (читать сверху вниз) указаны ответы испы­туемого на стимулы, предъявляемые в нисходящем ряду. Экспериментатор начинает этот ряд со сравниваемого стимула, равного 24 Гц и испытуемый отвечает «да». В каждой следующей пробе экспериментатор уменьшает частоту переменного стимула на 1 Гц, испытуемый продолжает давать по­ложительный ответ до тех пор, пока частота переменного стимула не ста­новится равна 14 Гц; тогда испытуемый отвечает «нет». Итак, порог лежит между 14 и 15 Гц. За порог принимается средняя точка — 14,5 Гц и эта

1? — «сомневаюсь» считается как изменение категории ответа.


14                       Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

величина L1 записывается под первым столбцом как одно из значений аб­солютного порога. Затем экспериментатор предъявляет стимулы в восхо­дящем ряду, начиная с 10 Гц, т.е. значительно ниже только что изме­ренного порога и получает ответ «нет». Экспериментатор увеличивает час­тоту переменного стимула снова на 1 Гц в каждой пробе и получает положительный ответ при частоте 16 Гц. Таким образом, L = 15,5 Гц. Че­редующиеся нисходящие и восходящие ряды повторяются возможно боль­шее число раз или до тех пор, пока экспериментатор не убедится в относи­тельном единообразии величины L. В последующих рядах он изменяет начальную точку, чтобы у испытуемого не формировались ложные пред­ставления. Трудно оценить околопороговые стимулы и даже добросовест­ный испытуемый может впасть в ошибку, руководствуясь каким-нибудь побочным признаком, который по его мнению облегчает выполнение за­дания.

Вычисление абсолютного порога по этим данным проводится следу­ющим образом: величины RL могут быть усреднены (среднее арифметичес­кое) тремя способами (два из них указаны внизу таблицы): 1) все отдель­ные величины L, указанные под верхней линией, суммируются и усред­няются. Среднее значение — 14,5 Гц принимается за абсолютный порог. Среднее квадратичное отклонение этого распределения отражает вариа­бельность работы наблюдателя; 2) под второй линией приведены результа­ты усреднения каждой пары величин L, (одна из нисходящего, другая из следующего восходящего ряда). Эти усреднения делаются для того, чтобы получить средние в паре рядов значения L - Уср. L. Затем вычисляется среднее из этих средних. Значение абсолютного порога остается, разумеет­ся, тем же, но среднее квадратичное отклонение будет меньше за счет ис­ключения вариабельности, связанной с отдельными нисходящими и восхо­дящими рядами; 3) все величины L в нисходящих рядах можно усреднить, чтобы получить значение абсолютного порога в нисходящем ряду2. Таким же образом усредняются все величины L в восходящих рядах. Окончатель­ное значение абсолютного порога является средним арифметическим этих двух средних. Само собой разумеется, что его численное значение будет таким же, как и в двух предыдущих способах, хотя значения порогов в восходящих и нисходящих рядах могут быть разными из-за определенных «постоянных ошибок». Ошибкой привыкания является тенденция сохра­нять ответ «да» в нисходящих рядах или ответ «нет» в восходящих рядах. Ошибка предвосхищения (или ожидания) имеет противоположный харак­тер. Она связана с ожиданием перемены и, таким образом, сменой ответа «да» на ответ «нет» в нисходящем ряду и «нет» на «да» — в восходящем.

1 L — от лат. Limen — порог. (Примечание редактора источника.)

2 В отечественной литературе этот порог называется порогом исчезновения, а такой
же порог в восходящем ряду — порогом появления ощущения. (Примечание редактора
источника.)


Энген Т. Основные методы психофизики


15


Основная цель чередования нисходящих и восходящих рядов — сбаланси­ровать любую из постоянных ошибок, если они возникают. Совпадение значений на шкале стимулов в восходящих и нисходящих рядах указыва­ет на привыкание, а их расхождение — на предвосхищение (ожидание). Опыт и утомление оказывают противоположные влияния на результаты эксперимента, их легко оценить, сравнивая первую и вторую половины общего количества предъявленных рядов. Более точно эти влияния мож­но изучить при помощи анализа вариабельности1. Оценкой достоверности абсолютного порога может служить стандартная ошибка среднего, вычис­ляемая по обычной формуле

 


где   — среднее квадратичное отклонение (стандартное отклонение) рас­пределения значений L, а N — количество восходящих и нисходящих рядов. Что касается задачи испытуемого при определении абсолютного порога методом границ, то желательно, чтобы он ограничивался двумя категориями ответов, «да» и «нет», и пытался угадывать, когда он не уве­рен. Это делается для того, чтобы избежать ответа «сомнительно», внезап­но появившегося в данных Титченера, приведенных в табл. 1. Это осо­бенно важно отметить потому, что в современной психофизике нередко используются малотренированные испытуемые.

Разностный порог

В целом процедура измерения разностного порога такая же, как и абсолютного, но чаще используются три, а не две категории ответов. Ги­потетические данные приведены в табл. 2. Для сравнения в каждой пробе предъявляются два стимула: переменный и стандартный. Для оценки пе­ременного стимула по отношению к стандартному предписывается исполь­зовать три категории ответов, соответствующих исследуемой модальности, например, такие как «больше» (+), «меньше» (-) и «равны» (=). Инструк­ция обязывает испытуемого угадывать категорию ответа, когда он не мо­жет уверенно различать стимулы. В этом случае для определения значений L рекомендуется следующая процедура: в нисходящем ряду надо учиты­вать только первый переход от «плюса» к «равно» и первый переход от «равно» к «минусу». Точно так же в восходящем ряду учитывается первый переход от «минуса» к «равно» и от «равно» к «плюсу».

Экспериментатор начинает, как и в предыдущем примере, со сти­мула, значительно превышающего стандартный, и идет по нисходящему ряду. Когда сравнительный стимул становится равен 5, положительная оценка испытуемого сменяется на оценку «равно». Экспериментатор про-

1 См.: Gullford J.P. Psychometric methods. N.Y.: McGraw-Hill, 1954.


16


Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


должает нисходящий ряд и первая оценка «минус» появляется на зна­чении стимула, равном 3. Если разделить пополам шаговые интервалы1, с которыми совпадает переход к другой категории ответа, то можно по­лучить значения L для этого ряда: L (+) = 5,5 и L (-) = 3,5. Подсчеты в других столбцах показывают, как следует применять это правило в дру­гих рядах.

Для вычисления среднего по таблице в целом необходимо опреде­лить средние значения L (+) и L (-). Таким образом, весь диапазон срав­ниваемых стимулов будет разделен на две части: в верхней части преоб­ладают положительные оценки, в нижней — отрицательные, а в средней остается интервал неопределенности (ИН), где чаще всего встречаются оценки «равно». Интервал неопределенности охватывает зону величиной в два разностных порога или е. з. р.: от «минуса» до «равно» и от «рав­но» до «плюса». А разностный порог, измеренный этим методом, опре­деляется как ИН/2, т.е. 1,25/2 = 0,625. Это та физическая величина, добавление которой к стандартному стимулу (или уменьшение стандар­та на эту величину) испытуемый всегда замечал бы, если бы не было константной ошибки. Средняя точка интервала неопределенности (равная

 


= 4,5) принимается за наиболее точную


 

 

 


1 Интервал изменения переменного стимула. (Примечание редактора источника.)


Энген Т. Основные методы психофизики


17


оценку точки субъективного равенства (TCP). Теоретически это та точ­ка, где с наибольшей вероятностью переменный стимул кажется равным стандартному или где число оценок «плюс» и «минус» одинаково. Как ни странно, точка субъективного равенства редко совпадает со стандар­том. Если она расположена выше стандарта, то имеет место так называ­емая положительная константная ошибка (КО), если ниже стандарта, то отрицательная ошибка, как в последнем примере, где стандарт равен 5, а точка субъективного равенства — 4,5. Следует отметить, что эти константные ошибки уравновешиваются при вычислении разностного порога; иногда при исследовании восприятия они представляют интерес сами по себе.

Закон Вебера

Физический стимул, соответствующий разностному порогу, называют

    Часто представляет интерес относительный порог различения, определяемый как      S/S или   отношение наименьшего замечаемого разли­чия к интенсивности стимула. В нашем примере   S/S = 0,625/4,5. Эта дробь получила название дроби Вебера. Согласно закону Вебера, она дол­жна быть постоянной для различных значений раздражителя:

S/S = k,         S = kS.

 

 S/S различна для разных сенсорных модальностей, но постоянна для данной модальности при умеренных значениях стимула. Однако она существенно возрастает, когда S (величина стимула) приближается к порогу раздражения (абсолютному порогу). Отметим, что при вычисле­нии дроби Вебера чаще используется точка субъективного равенства, чем стандарт, так как обычно оценки распределяются более симметрично относительно этой точки, а не стандарта. При вычислении дроби Вебера для практического использования это несущественно. Согласно закону Вебера, по мере уменьшения стимула S должно уменьшиться и   S и, следовательно, на абсолютном пороге  S должно быть наименьшим. Од­нако данные, приведенные на рис. 1, показывают, что этого не происхо­дит: на самом деле    S увеличивается при приближении к абсолютному порогу. Психофизики послефехнеровской поры1 сознавали эту неадекват­ность закона Вебера и связывали ее с проблемой абсолютного порога. Поэтому был предложен модифицированный вариант закона Вебера, со­гласно которому

S/S + а = k или     S = k(S + a),

где а — очень малая величина в континууме стимулов, близкая к абсо­лютному порогу, но не равная ему. Прибавление а к S делает S/S + a

1 См.: Stevens S.S. (Ed.) Handbook of experimental psychology, N.Y.; Wiley, 1951. С. 36.


18


Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


Рис. 1. Проверка закона Вебера на взвешивании грузов. Испыту­емый последовательно поднимал грузы одной рукой. S определя­лось методом констант по средне­му квадратическому отклонению (см. текст). Суть в том, что дробь Вебера оказывается постоянной для большинства использованных стимулов, но возрастает при при­ближении к абсолютному порогу (закон Вебера становится несосто­ятелен). На рисунке представле­ны данные двух испытуемых

строго линейной функцией от S. При низких значениях стимула эта ве­личина оказывает существенное влияние, но ее значимость падает по мере увеличения S и при больших значениях S величиной о можно пре­небречь, поскольку она не оказывает заметного влияния на данные. По­стоянную а можно рассматривать как значение S на абсолютном пороге или как величину «сенсорного шума». Это понятие представляет боль­шой интерес с точки зрения современной теории обнаружения <...>. Сенсорный шум всегда имеет место и добавляется к величине стимула, предъявляемого экспериментатором. Экман1 показал, как алгебраически вычислить постоянную а и если принять эту постоянную в качестве еди­ницы, то «с общих теоретических позиций можно интерпретировать как абсолютную и разностную чувствительность, так и соотношение между величиной стимула и субъективной величиной»2. Это скорее теория, чем факт; тем не менее новая форма закона Вебера, по-видимому, достовер­но описывает данные о различении для всех сенсорных модальностей. Конечно, весьма желательны закономерные отношения. Поэтому даль­нейшая эмпирическая разработка этой проблемы может оказаться весь­ма плодотворной, в частности, в связи с нейрофизиологическими иссле­дованиями шума.

Закон Вебера утверждает, во-первых, относительность как прин­цип силы ощущения, согласно которому разностный порог возрастает с величиной раздражителя. Во-вторых, дробь Вебера     S/S весьма различ­на для разных органов чувств и является важным показателем различи-

1 См.: Ekman G. Weber's law and related functions // J. of Psychol. 1958. 47. P. 343-352.

2 См. там же. Р. 350.


Энген Т. Основные методы психофизики


19


тельной чувствительности. Дробь Вебера колеблется от 1/333 или 0,3% для высоты чистых тонов1, до 1/4 или 25% для интенсивности запаха2. Ее величина зависит также от психофизического метода и состояния адаптации испытуемого3. В табл. 2, приведенной выше, дробь Вебера равна 0,139. (Для этого примера использовалась немодифицированная дробь Вебера). В соответствии с законом Вебера для получения е. з. р. (разностного порога) необходимо изменить стандартный раздражитель на 13,9%. Поскольку для стандарта, равного, например, десяти (S — 10)    S должно быть равно 0,139x10,00 — 1,39, что составляет 13,9% от 10. Иначе говоря, проверка закона Вебера означает определение величины или разностного порога, или е. з. р. — все это разные названия одной и той же физической величины — для нескольких по меньшей мере зна­чений стандартного стимула, взятых в наиболее отдаленных по возмож­ности точках континуума стимулов. <...>

Чем меньше дробь Вебера, тем острее восприятие. Таким образом, зрение и слух — наиболее чувствительные сенсорные системы, а вкус и обоняние — наименее чувствительные; остальные органы чувств занима­ют промежуточное положение между ними. <...>

Метод установки

Как следует из названия метода, испытуемый сам манипулирует непрерывно меняющимся сравниваемым стимулом. В некоторых случа­ях лучше, если манипуляции со сравниваемым стимулом производит экспериментатор, но в наиболее типичной форме этого метода подравни­вать стимул к данному стандарту должен, согласно инструкции, сам ис­пытуемый. Он делает это несколько раз. Данный метод применяется главным образом для измерения точки субъективного равенства, хотя он может быть использован и для определения разностного порога. Проил­люстрируем этот метод на данных опыта над иллюзией Мюллера-Лайера. Использованная в опыте установка показана на рис. 2. Линии име­ют одинаковую длину, но линия слева — сравниваемый стимул — ка­жется длиннее, чем линия справа — стандарт. Выраженность иллюзии можно измерить как константную ошибку (КО) в физических единицах длины. Испытуемый сидит на расстоянии примерно двух метров от ап­парата. Линии находятся на уровне его глаз. Он может изменять длину

1 См.: Shower B.C., Buddulph R. Differential pitch sensitivity of the ear // J. Acoust.
Soc. Amer. 1931. 3. P. 275-287.

2 См.: Stone H. Behavioral aspects of absolute and differential olfactory sensivity //
Ann. of the № 4 Acad, of Sci. 1964. 2. P. 527-534.

3Cm.: McBarney D.H., Kasschau R.A„ Bogart L.M. The effect of adaptation on taste jnd's // Percept, and Psychophys. 1967. 2. P. 175-178.


20


Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


 


переменной линии, двигая «скобку» туда и обратно, прежде чем сделать окончательную подгонку. Экспериментатор сидит рядом за ширмой, он предъявляет 60 линий и записывает результаты подгонки наблюдателя с точностью до миллиметра. Испытуемый не знает, насколько точны его установки, так как задача опыта заключается только в том, чтобы опре­делить, совпадают ли установки наблюдателя с физической длиной ли­нии. Половина подгонок начиналась с переменной линии меньшей дли­ны, чем стандарт, так что для подгонки требовалось движение от стан­дарта («От» или восходящая проба). Для другой половины переменная линия была установлена на большую длину, чем стандарт, и, следова­тельно, для подгонки необходимо движение к нему (проба «К» или нис­ходящая проба). Еще одно необходимое изменение заключалось в том, чтобы устанавливать переменные линии на различных расстояниях от кажущегося равенства в начале каждой пробы. Пробы «От» и «К» урав­новешивались, чтобы исключить возможное влияние практики и утомле­ния. Для этого первые 15 проб делались восходящими, следующие 30 — нисходящими и последние 15 — снова восходящими. Планируя опыт с подгонками, нужно учитывать и другие факторы, значимость которых зависит от общности требуемых психофизических данных.

Результаты опыта приведены в табл. 3. Прежде всего определяет­ся, достоверна ли разница между стандартом (230,0 мм) и средней под­гонкой (177,2 мм). Стандарт постоянен и для того, чтобы проверить эту разницу при помощи i-теста, необходимо учитывать стандартную ошиб­ку одной только средней величины — средней подгонок, t, равное 29,3, при 59 степенях свободы показывает, что разница достоверна (р<0,01).


Энген Т. Основные методы психофизики


21


Таким же образом можно проверить влияние проб, направление движе­ния, ориентации линии и т.д. при помощи более сложного t -теста в за­висимости от количества потенциально значимых переменных и требо­ваний к степени общности результатов. Конечно, следует иметь в виду, что если сделано лишь несколько наблюдений, то невозможно очень точ-

Таблица 3

Определение точки субъективного равенства (TCP),

постоянной ошибки (КО) и переменной ошибки (ПО)

методом подгонки (подравнивания)*

 

      Пробы        
«От» мм «К» мм «К» мм «От» мм
1 181 16 189 31 177 46 166
2 162 17 183 32 180 17 178
3 168 18 194 33 180 48 177
4 168 19 192 34 179 49 184
5 162 20 197 35 181 50 198
6 159 21 180 36 162 51 195
7 168 22 177 37 170 52 191
8 150 23 188 38 164 53 193
9 159 24 179 39 170 54 194
10 152 25 197 40 162 55 196
11 169 26 192 41 154 56 192
12 179 27 188 42 154 57 196
13 176 28 179 43 162 58 187
14 178 29 178 44 148 59 188
15 181 30 185 45 158 60 191

* Примечание. Данные получены во время лабораторных работ студентов и не опубликованы.

 

 

 

22


Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


но определить степень выраженности иллюзии, хотя в принципе может быть достигнута любая степень точности для каждого испытуемого.

Разность между точкой субъективного равенства и установкой на­блюдателя в каждой отдельной пробе называется переменной ошибкой или ПО и варьирует по величине и направлению отклонения от Мпер во время проб. Таким образом, ПО измеряется по среднему квадратичному отклонению <...>. Поскольку и стандарт и постоянная ошибка неизмен­ны, распределение оценок наблюдателя прямо отражает переменную ошибку. Среднее квадратичное отклонение (13,6 мм) этого распределе­ния может использоваться в качестве показателя разностного порога. AS, соответствующая измеренному таким образом разностному порогу, обычно отличается по величине от     S, определенной методом границ, но связана с ней линейным отношением. Среднее квадратичное отклонение, если систематически пользоваться им во время исследования, служит хорошей мерой различения. Для определения интервала неопределенно­сти ИН можно использовать интервал между первым (Q1) и третьим ( Q2 ) квартилями распределения.

Этот метод имеет ряд преимуществ. Одно, уже упомянутое, заклю­чается в условной статистической обработке данных. Другое преимуще­ство состоит в том, что такая естественная и прямая экспериментальная процедура более привлекательна для типичного испытуемого, хотя, по-видимому, он предпочел бы получать информацию о том, правильно ли он действует в каждой пробе. Интерес испытуемого поддерживается, так как он сам манипулирует со стимулом, но он может зайти за точку, ко­торая в данный момент представляется ему точкой равенства. Таким образом в оценках важную роль играют как моторные навыки, так и время, которое затрачивает испытуемый на каждую оценку. Эти факто­ры влияют, вероятно, на вариабельность оценок и, следовательно, ско­рее на порог различения, чем на точку субъективного равенства. В об­щем, когда наблюдатель манипулирует со стимулом, несколько труднее по сравнению с двумя другими основными психофизическими методами поддерживать постоянными экспериментальные условия. Наконец, как упоминалось выше, многие стимулы невозможно менять непрерывно или малыми шагами. Этот метод не позволяет получить непосредствен­но значение разностного порога; он дает другую меру того же типа. Ос­новное преимущество метода подравнивания заключается в простоте и быстроте определения показателей порога при наличии соответствующей аппаратуры. Этот метод трудно использовать при изучении таких сен­сорных модальностей, в которых два сравниваемых стимула должны предъявляться поочередно (напр., грузы или звуки). В лучшем случае всегда приходится предъявлять сравниваемый стимул после стандарта, но при этом невозможно ни уравновесить, ни измерить такое влияние последовательности стимулов, как адаптация. <...>


Энген Т. Основные методы психофизики                                                  23

Метод постоянных раздражителей

Этот метод касается определения стимулов, лежащих в переходной зоне, в которой за одну границу принимаются почти всегда воспринима­емые стимулы, а за другую — почти никогда не воспринимаемые стиму­лы. Если стимул или различие между стимулами воспринимается в 50% случаев, то они соответственно указывают положение абсолютного и разностного порогов. Для того, чтобы составить карту всей переходной зоны, обычно выбирают 5-9 различных стимулов в диапазоне от редко замечаемых до почти всегда замечаемых стимулов. При измерении абсо­лютного порога выбирают такие стимулы, которые лежат по обе сторо­ны от порога раздражения или абсолютного порога. <.,.> Обычно исполь­зуется только две категория ответов — «да» и «нет». «Пустые» пробы или «пробы — ловушки»1 надо включать так, чтобы испытуемый не знал о них. Ответы на «пустые» пробы дают дополнительные сведения относи­тельно влияния угадывания и других видов субъективных искажений ответа на величину индивидуальных абсолютных порогов. За абсолютный порог обычно принимают такое значение стимула, при котором он вос­принимается в 50% случаев, хотя можно использовать и другие произ­вольные значения р.

Если метод постоянных раздражителей применяется для определе­ния разностного порога, то выбирают стимулы, явно превышающие аб­солютный порог и требуют от испытуемого оценивать их различие по сравнению со стандартным стимулом, взятым в середине диапазона. За­метим, что значение стимула, соответствующее 50%, в переходной зоне абсолютного порога соответствует точке субъективного равенства в пере­ходной зоне разностного порога. За последний принимается значение стимула, который оценивается как больший по сравнению со стимулом, соответствующим точке субъективного равенства (как в методе границ) в 75% случаев. Поскольку в течение опыта используются одни и те же стимулы, этот метод называется методом постоянных раздражителей или иногда, когда предъявляется стандартный раздражитель, методом постоянных разностей между раздражителями. В последнем случае про­ба состоит в сравнении стандартного и одного из сравниваемых стиму­лов. Для того, чтобы уравновесить серийные эффекты, например, адап­тацию, сравниваемый стимул в одной половине проб предъявляется пер­вым, а в другой половине — вторым (или сначала слева, а потом справа и т.д.). Сравниваемые стимулы, как и в случае определения абсолютного порога, предъявляются в случайном порядке, возможно чаще; для каж-

1 «Пустыми» пробами или «пробами-ловушками» называют пробы, в которых при определении разностного порога сравниваемый и стандартный стимул равны, а при опре­делении абсолютного порога стимул не предъявляется. (Примечание редактора источ­ника.)


24                       Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

дого значения стимула сравнение производится по крайней мере 20 раз. Задача испытуемого — установить по некоторому признаку, какой из сти­мулов больше — первый или второй, например, «второй груз тяжелее или легче?». Результаты сводятся в таблицу частот, частот обнаружения ис­пытуемым раздражителя в случае абсолютного порога (50-процентный уровень) или частот, с которыми каждый сравниваемый стимул оцени­вается испытуемым как больший, чем стандарт (75-процентный уро­вень). Было отмечено, что обычно испытуемому разрешают пользовать­ся только двумя категориями ответов, хотя в одном варианте этого ме­тода, который мы будем рассматривать несколько ниже, используется три категории ответов, например, больше, меньше и равно.

Поскольку необработанными данными этого метода являются час­тоты, с которыми испытуемый дает ответ той или иной категории на каж­дый сравниваемый стимул, этот метод часто называют также частотным методом, в связи с его процедурой. Фехнер называл его методом истин­ных и ложных случаев.

Зачем нужен этот дополнительный метод? В некоторых областях метод установки практически неприменим, так как многие стимулы невозможно изменять непрерывно. Метод границ связан с ошибками привыкания и ожидания, которых можно избежать, пользуясь методом постоянных стимулов, предусматривающим предъявление раздражите­лей в случайном порядке. Возможно, что он требует большего количе­ства проб, но каждая проба весьма непродолжительна. Однако метод по­стоянных раздражителей может потребовать более тщательного планиро­вания. Необходима по крайней мере одна предварительная проба (а часто и не одна) для того, чтобы установить, что ряд равноотстоящих стимулов охватывает переходную зону испытуемого. Метод постоянных стимулов гибок, хотя обычно он используется для определения разно­стного порога, закона Вебера и связанных с ними проблем. В известном смысле этот метод типичен для классической психофизики, которая уде­ляет особое внимание статистическому и непрямому подходу к психоло­гическим величинам.

Ниже мы будем говорить об обработке данных, полученных мето­дом постоянных стимулов. Более полный математический анализ спосо­бов обработки можно найти у Гилфорда1, Люса и др.2 Здесь же будут из­ложены только несложные и рациональные методы обработки данных. К сожалению, в истории классической психофизики, по-видимому, тща­тельные поиски наилучших способов обработки данных отодвинули на задний план проблему восприятия.

1 См.: Guilford J.P. Psychometric methods. N. Y.: McGraw-Hill, 1954.

2 См.: Luce R.D., Bush R.R., Galanter E. Handbook of mathematical psychology. N. Y.:
Wiley, 1963. Vol. 1.


Энген Т. Основные методы психофизики


25


Типичные данные показаны в табл. 4, взятой из неопубликованной работы, в которой изучалось влияние времени и пространства на разли­чение длины линий. В работе были использованы два проектора про­мышленного изготовления со специальными адаптерами. С помощью адаптера менялась длина проектируемой на экран линии, на которую смотрел испытуемый. Длины линий в описываемой работе подбирались в предварительных опытах. Они были равны 61, 62, 63, 64, 65 мм со стандартом 63 мм (стандарт равен среднему сравниваемому стимулу). Линии рассматривались с расстояния около 2,3 м, Проекционные систе­мы были снабжены устройством, позволявшим регулировать их положе­ние в пространстве. При помощи этого устройства один проектор можно было установить в одном из нескольких вертикальных положений, а другой — в одном из нескольких горизонтальных положений Дистан­ционное управление позволяло регулировать длину линии в каждом про­екторе, соотношение вертикально-горизонтальных положений обоих про­екторов и продолжительность предъявления. Данные, приведенные в табл. 4, были получены в опытах с одним испытуемым, который оце­нивал линии по методу постоянных раздражителей с двумя категория­ми ответов, т.е. он должен был сообщать, длиннее или короче вторая ли­ния, чем первая. Одна из линий была стандартом, который в одной по­ловине проб предъявлялся первым, а в другой половине — вторым. Порядок предъявления пяти сравниваемых стимулов был случайным. Всего было сделано 500 оценок, по 100 на каждый из пяти сравнивае­мых стимулов. В табл. 4 указано, как часто испытуемый признавал каждый сравниваемый стимул более длинным, чем стандарт. (Величины в столбце z будут рассмотрены ниже). Каждый эксперимент требовал 2-3 дней, по несколько сеансов в день и перерывом для отдыха после каж­дых пятидесяти проб. До начала эксперимента было сделано 50 проб для тренировки испытуемого. Во время этой тренировки экспериментатор со-















































Табпица 4

Экспериментальные данные о разностном пороге

видимой длины линий, полученные методом постоянных раздражителей*. Стандарт = 65 мм

 

Сравниваемый стимул, мм Частота ответов «длиннее» Р z
61 22 0.22 -0,77
62 34 0,34 -0,41
63 59 0,59 0,23
64 83 0,83 0,95
65 93 0,93 1,18

* Примечание. Энген, неопубликованные данные.


26


Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия


общал испытуемому, правильна ли была его оценка. Во время опыта эк­спериментатор отмечал начало пробы, говоря «готово», но не оценивал действия наблюдателя. Решение о том, вводить ли поправки или под­крепления, зависит от цели эксперимента.

Данные, приведенн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: