МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ1 Метод равных сенсорных расстояний
Имеется ряд методов, в которых испытуемый пытается выбрать или согласовать серию стимулов так, чтобы они отмечали субъективно равные расстояния на некотором континууме. Первый из них — «деление интервала пополам» — был использован Плато в 1850 г. Он просил художников воссоздать серый тон, который является средним между черным и белым. Иными словами, субъективное расстояние между белым и серым было таким же, как между черным и серым. Метод разработан Дельбефом, Мюллером и Титченером (1905)2. Основной целью была проверка справедливости закона Фехнера. Если бы средняя точка совпадала со средним геометрическим, а не средним арифметическим, то Фехнероказался бы прав. Иногда точка приходилась на одно среднее, иногда на другое; случалось и так, что она оказывалась где-то между ними. Мы не будем рассматривать старые доказательства, которым Титченер посвятил целый раздел своей книги. Понятно, что этот метод подвержен тем же ошибкам, что и метод фракционирования, В самом деле, метод деления интервала пополам очень похож на метод деления пополам величины. Единственным различием является то, что метод деления пополам может давать истинный нуль для шкалы.
|
|
Эксперимент Сенфорда. Конечно, нет причины ограничивать эксперименты делением пополам. Можно раздробить субъективное расстояние на любое количество равных интервалов. В эксперименте по взвешиванию Сенфорда 108 пакетов, ранжированных от 5 до 100 г, раскладываются на пять
1 Проблемы и методы психофизики / Под ред. А.Г.Асмолова, М.Б.Михалевской. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1974. С. 193-194, 202-204, 208-211.
2 См.: Boring E.G. Sensation and perception in the history of experimental psychology.
Appleton-Century. 1942. № 4.
70
Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия
кучек с приблизительно равными сенсорными расстояниями между ними. Если среднее от всех весов, помещенных в каждую кучку, нанести на ординату в логарифмическом масштабе, а субъективные величины в линейном масштабе — на абсциссу, то по закону Фехнера точки должны лечь на прямой линии. <...>
Парное сравнение
Существуют, по крайней мере, два метода шкалирования — шкалирование отношений возвращает к работе Фехнера — пионера в области экспериментальной эстетики и его методу выбора. Этот устаревший метод был использован Фехнером при изучении эстетической оценки различных вариантов прямоугольников. Он изготавливал картонные ящички, стороны которых изменялись в пределах от квадрата до узкого прямоугольника и разбрасывал их в случайном порядке на столе. Фехнер проводил эксперимент с несколькими сотнями людей, предлагая каждому выбрать наиболее и наименее приятные формы фигурок, разбросанных на столе. Затем он мог использовать относительную частоту выбора в качестве показателя и таким способом определял эстетическую ценность каждого прямоугольника. Благоприятные выборы падают, в основном, на середину серии (около золотой серединки), а неблагоприятные — в экстремальных направлениях.
|
|
Две наиболее совершенные формы выбора известны как метод ранжирования и метод парных сравнений. Если бы Фехнер попросил распределить все приятные прямоугольники в одном конце, а неприятные — в другом, то такое категоричное распоряжение дало бы больше дополнительной информации. Если бы показывал он только два прямоугольника одновременно и просил бы испытуемого выбрать наиболее приятный, то, проделывая то же самое со всеми парами, Фехнер опять-таки мог бы получить больше информации, чем методом выбора. Или он мог бы взять определенный прямоугольник в качестве стандарта. Предъявляя стандарт в паре со сравниваемыми, он получил бы оценку сравниваемого как более или менее приятного, чем стандартный, подобно тому, как это делается методом постоянных раздражителей. Это последнее предположение недостаточно обосновано психологически в изучении эстетических или других величин потому, что испытуемый как бы пресыщается стандартными стимулами. Однако мы увидим, что с точки зрения логики и математики метод парных сравнений является сокращенным методом постоянных раздражителей. Кроме того, метод ранжирования сводится к методу парных сравнений.
Метод парных сравнений введен Коном1 при изучении предпочитае-мости цветов. Его часто признают в качестве наиболее адекватного спосо-
1 См.: Cohn J. Experimentelle TJntersuchungen liber die Gefuhlsbetonungen der Farben, Hellig-Ketein und ihrer Combinationen // Philos. St. 1894. 10. P. 562-603.
Вудвортс Р. Шлосберг Г., Методы шкалирования
71
ба получения надежных оценок. Задача испытуемого в любой момент упрощается до предела, потому что перед ним только два образца. Он сравнивает их в определенном отношении, переходит к другой паре и так до тех пор, пока не оценит всех образцов. Если каждый образец сочетается с каждым другим, то количество пар равно n(n-1)/2, что составляет 45 пар их 10 образцов или 190 из 20. «Работа» может иногда сокращаться: можно раз
делить серию образцов на две или более частных серий. Предъявляя все
пары стимулов в случайной последовательности, экспериментатор может
избавиться от временной и пространственной ошибок, помещая каждый
образец первым в одной паре и вторым в другой. В индивидуальных экс
периментах он может приготовить бланк регистрации в форме таблицы
(см. табл. 1). Каждый образец представлен в строчке и колонке. Если, на
пример, испытуемый предпочитает G букве В, то буква G записывается на
пересечении колонки G и строчки В. Когда все выборы уже сделаны, экс
периментатор подсчитывает все G, занесенные в таблицу в строчке G или
колонке G и записывает количества под колонкой G. Таким образом, экс-
периментатор узнает частоты выборов (С-частоты). Когда перед наблюда-
телем 10 образцов, каждый сравнивается с оставшимися девятью; чтобы
получить процентное или вероятностное выражение, каждое значение
С делится на 9 или в общем виде на (п-1). Возможна определенная провер
ка: сумма показателей С-частот должна быть равна n(n-1)/2, средняя вели
чина р должна быть равна 0,50.