Предмет социально-психологической теории

Вопросы к зачету

1. Предмет и задачи социальной психологии.

2. Функции социальной психологии как науки.

3. Структура социальной психологии, ее основные отрасли.

4. Связь социальной психологии с другими отраслями научных знаний.

5. Классификация социально-психологических явлений.

6. Методы социальной психологии.

7. Этапы развития социальной психологии.

8. Основные направления зарубежной социальной психологии.

9. Развитие социальной психологии в России и Белоруссии.

10. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением.

11. Виды взаимоотношений, их характеристика.

12. Понятие и сущность общения.

13. Функции общения. Основные стороны проявления общения.

14. Виды общения, их характеристика.

15. Средства общения, их характеристика.

16. Понятие коммуникации. Характеристика коммуникации в межличностном общении.

17. Барьеры коммуникации, их характеристика.

18. Социально-психологическая характеристика профессионального общения педагога. Уровни педагогического общения.

19. Стиль педагогического общения. Основные стили педагогического общения.

20. Сущность психологического воздействия, его основные виды и характеристики.

21. Механизмы психологического воздействия, их характеристика

22. Принципы психологического воздействия

23. Характеристика метода убеждения в психологическом воздействии.

24. Понятие взаимодействия в социальной психологии.

25. Общая характеристика социального взаимодействия людей.

26. Динамика социального взаимодействия людей. Уровни взаимодействия.

27. Типы взаимодействия людей.

28. Общая характеристика взаимопонимания. Взаимопонимание в структуре базовых социально-психологических феноменов.

29. Конфликт. Общая характеристика конфликта.

30. Причины конфликтов. Виды человеческой несовместимости, их предпосылки.

31. Социально-психологические предпосылки конфликтов.

32. Стратегии поведения в конфликте.

33. Основные формы завершения конфликта.

34. Понятие социальной перцепции. Сущность социальной перцепции.

35. Функции и механизмы социальной перцепции.

36. Эмпатия как механизм социальной перцепции. Уровни эмпатии.

37. Рефлексия как механизм социальной перцепции.

38. Аттракция как механизм взаимопонимания в общении. Средства достижения аттракции.

39. Идентификация как механизм социальной перцепции.

40. Каузальная атрибуция как механизм межличностного восприятия.

41. Стереотипизация как механизм межличностного восприятия.

42. Эффекты межличностного восприятия. «Эффект новизны», «Эффект первичности», их характеристика.

43. Эффекты межличностного восприятия. «Эффект установки», «Эффект ореола», их характеристика.

44. Понятие социальной группы. Классификация социальных групп.

45. Понятие малой группы. Классификация малых групп.

46. Психологическая структура малой группы.

47. Содержание психологии малой группы.

48. Психологическая характеристика взаимоотношений в малой группе.

49. Психологическая характеристика групповых устремлений.

50. Психологические особенности группового мнения.

51. Психологические особенности групповых настроений.

52. Психологические процессы в малой группе, их характеристика.

53. Руководство и принятие решений в малой группе

54. Стили руководства педагогом учащимися.

55. Лидерство в малой группе.

56. Характеристика феноменов группового давления, конформизма.

57. Понятие больших социальных групп. Виды больших социальных групп, их основные особенности.

58. Психологические особенности толпы. Механизм поведения толпы.

59. Виды толпы, их характеристика.

60. Сферы применения практической социальной психологии.

 

 

 

Содержание лекций

Учебно-методические материалы, рекомендуемые студентам для самостоятельного изучения

 

Тема 1.: «Предмет и история социальной психологии»

  1. Тема 2. «Общение и отношения как социально-психологические явления»

 



Тема 1.: «Предмет и история социальной психологии»

 

Предмет социально-психологической теории

Если использовать традиционный подход к пониманию социальной психологии, то получается, что это учение «о социальной душе», или о психике. Возникает вопрос, что означает слово «социальный»? В данном случае нужно иметь в виду следующее. Любое социальное явление возникает в результате взаимодействия человека и человека, человека и общности, общности и общности. Именно в этом состоит природа социального.

В результате взаимодействия возникают социально-психологические явления, т.е. взаимодействие образует тот круг явлений, который в конечном счете и составляет предмет социальной психологии.

В процессе уточнения предмета социальной психологии как науки можно выделить несколько периодов:

1. Накопление социально- психологических знаний в сфере философии и общей психологии (6 век до н. э. - середина 19 века).

2. Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания (50-60-е годы 19 в.-20-е годы 20 в.)

3. Оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами (20-е годы 20 в.).

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке двух наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей.

С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними. Связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выделении круга ее проблем.

 

Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области производства, управления, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания, борьбы с антиобщественным поведением и т.д. Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х-начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно подтверждает эту истину.

Несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии. Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальнойпсихологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

В зависимости от выполняемых функций курс «Социальная психология» подразделяется на «Социально-психологическую теорию» и «Прикладную социальную психологию».

Социально-психологическая теория включает в себя такие теоретико- прикладные дисциплины, как политическая психология, этнопсихология, психология управления, экономическая психология, экологическая психология и др. Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то ее «ядро» образуют социально-психологическая диагностика, консультирование и психотехнологии в социальной практике. В этом случае социально-психологическая теория является как бы стволом дерева социальной психологии, а ее ветвями, соответственно,- перечисленные отрасли.

Главная задача социально-психологической теории состоит в освещении основных характеристик социально-психологических явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии и обосновании сущности приемов оказания социально-психологической помощи.

Социально-психологические явления – это феномены, возникающие в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.

К числу основных социально-психологических явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стереотип, конфликт, образ жизни и пр. Социально-психологические явления находят свое отражение в соответствующем понятийном аппарате. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. Так, по содержанию они делятся на нормальные и деформированные. Критериями нормальных социально-психологических явлений выступают их позитивные, стабилизирующие влияния на состояние политики, экономики и общества.Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии. В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные; групповые; межгрупповые; массовидные. Выделяются также осознаваемые и неосознаваемые социально-психологические явления.

По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамические (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, традиции, обычаи).

В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и более широкие общности, а также происходят изменения различной степени сложности.

Механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и т.д.), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и пр.). К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:

подражание – следование какому-либо примеру, образцу;

внушение – процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;

заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;

убеждение – метод воздействия на сознание личности;

идентификация – процесс объединения или, точнее, отождествления.

Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Яркое описание одного из механизмов социально-психологических явлений содержится в знаменитой сказке Г.Х.Андерсена о голом короле. Эта сказка – пример конформизма, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не «как все», получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь и заставляет воспринимать ее как правду.

Таким образом, предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Точнее, это предмет только одной из частей социальной психологии – ее теоретической области. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте. Данный контекст был весьма точно и основательно проанализирован социальным психологом Г.М.Андреевой, которая, характеризуя предмет социальной психологии, определила его следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

2. История становления социальной психологии на Западе, в России и Беларуси.

 

Развитие социальной психологии как науки осуществлялось от общих теоретических вопросов к более частным, практическим.

Социальная психология в интерпретации В.Вундта начинается со сравнительных исследований культуры. Он считал, что психология должна изучать те интеллектуальные продукты, которые создавались человеческим сообществом и являются, таким образом, необъяснимыми в понятиях индивидуального сознания, так как предполагают взаимодействие множества людей. Основными социокультурными продуктами, порождаемыми этим взаимодействием, являются язык, мифы, обычаи, содержание которых привлекает особое психологическое внимание, формирует высшие мыслительные функции, т.е. знание.

Другой областью исследовательских интересов. Имеющей непосредственное отношение к проблематике социальной психологии, стали массовидные явления, изучаемые такими исследователями, как Г.Лебон, В. Макдауголл, В.М. Бехтерев и др. именно в таких феноменах, как поведение толпы. Проявлялась качественно иная, по сравнению с индивидуальной, феноменология духа. Явления деиндивидуализации человека в толпе, эффекты ее поведения вызывали пристальный интерес психологов.

В широко известной работе Меде «Экспериментальная психология толпы»(1920) автор применительно к анализу толпы вводит понятие группы, и, как считают многие исследователи, с этого времени изучение группового поведения людей становится ведущей областью социально-психологических исследований.

Большое влияние на развитие социальной психологии как экспериментальной науки оказал Г.Олпорт, рассматривавший ее как отрасль, занимающуюся изучением поведения индивидов в их стимулирующем влиянии на поведение других. Введение Олпортом эксперимента в социальную психологию наряду с установлением измеряемости аттитюдов (социальных установок) послужило основанием для признания ее научности.

Категория «аттитюд» стала одной из ведущих в социально-психологическом исследовании. Ней связывались большие надежды в плане изучения природы социальной активности человека. Предполагалось, что знание об устойчивых отношениях человека к объектам окружающего мира может послужить фундаментом для понимания специфики его социального поведения и основанием для прогнозирования поведения. Но впоследствии встали проблемы, связанные с валидностью таких измерений.

В 1930-е годы, благодаря блестящим экспериментам М.Шерифа, в социальную психологию входят такие понятия, как социальное восприятие, нормативное поведение, групповое давление и др. К.Левин, изучая взаимоотношения в группе, вводит понятие групповой динамики, ставшее отправной точкой в исследовании малых групп.

В 1950-е годы Ф.Хайдер начинает изучение атрибутирования, т.е. причинного объяснения поведения – направление, которое сохраняет свою значимость и сегодня. Принципиальная новизна подхода Хайдера заключается в том, что он проявлял интерес к самоотчетам испытуемых как к научно значимым эмпирическим данным. Анализ самоотчетов показал. Что человек не просто отражает окружающую его социальную и физическую реальность, а пытается объяснить себе причинные основания происходящего, формулируя гипотезы и проверяя их. Причем эти объяснения могут быть как адекватными, так и искаженными, создающими проблемы в реальной жизни. Именно эта субъективная интерпретация реальности и выступает в качестве основы для взаимодействия с окружающим миром, приводя к адекватному поведению в случае адекватной интерпретации и к неадекватному – в случае неадекватной интерпретации.

В 1970-е годы возобновляется интерес к изучению социально-познавательной активности, но уже под влиянием информационно-процессуального подхода и компьютеризации.

Сегодня в социальной психологии произошел заметный переход от интраличностной ориентации, характерной для этапа становления, к интерличностной и ситуационно-контекстуальной. Для первой наиболее характерны такие категории, как аттитюд, малая группа (в контексте стимула), различные ее характеристики, связанные с нею, для второй – социальные репрезентации, социальное познание, социальное мышление, социальное взаимовлияние. Все эти категории объемны по содержанию, так как охватывают более широкий класс явлений социального бытия.

В сфере прикладных исследований можно выделить следующие проблемы: 1) личности в контексте формирования и проявления ее социальной сущности (самость, социализация, социальный опыт, социальная идентичность); 2) социального познания (социальное восприятие, объяснение, мышление); 3) личности в ее взаимодействии с непосредственным социальным окружением (социальное влияние и взаимовлияние; воздействие и взаимодействие); 4) взаимоотношений личности с ее окружением (малая группа; групповое влияние; групповая динамика и т.д.); 5) личности в опосредованном социальном окружении (субкультура, общество и т.д.); 6) массовидные явления (толпа, паника, мода и др.). К числу категорий, наделяемых самостоятельным статусом, часто относят агрессивное, асоциальное поведение, предубеждения.

Оценивая перспективы социальной психологии, можно сказать, что наряду с приобретением все большего статуса самостоятельности, внутренней интеграции для нее характерны тенденции интеграции с пограничными областями знаний – антропологией, этнографией, социологией, культурологией. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: