Символический интеракционизм

Разработчик основных идей является Дж.Мид. Его последователи: Г.Блуммер, Н.Дензин, М.Кун, А.Роуз, А.Стросс, Т.Шибутани и др. Представители символического интеракционизма уделяют особенно большое внимание проблемам «символической коммуникации» (общению, взаимодействию, осуществляемому посредством символов). Один из основных тезисов – утверждение, что индивид, личность всегда социальны. Дж. Мид исходит из того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и др. действия человека могут выражать его состояние. Эти действия, способные передать определенные значения Мид называет «значимыми жестами» или «символами». Жесты становятся значимыми символами, когда они имплицитно вызывают в индивиде те же реакции, которые они имплицитно должны вызывать или вызывают у других индивидов. Представители символического интеракционизма подчеркивают существование человека не только в природном, физическом, но и в «символическом окружении», а также опосредующую функцию символов в процессе социального взаимодействия. Дж.Мид считал, что для успешного осуществления коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого, то есть войти в положение того человека, кому адресована коммуникация. Только при этом условии индивид превращается в личность, в социальное существо, которое способно отнестись к себе как к объекту- сознавать смысл собственных слов, поступков и представлять, как эти слова и поступки воспринимаются другим человеком. Эти положения Мида послужили толчком для развития в дальнейшем относительно самостоятельных ролевых теорий.

Поведение индивида в группе является результатом принятия данным индивидом установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой «обобщенного другого». Речь идет о референтной группе.

Поведение индивида определяется согласно концепциям интеракционистов в основном тремя переменными: структурой личности, ролью и референтной группой. Интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности:

· компонент «Я» - это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

· компонент «меня» (то есть каким меня должны видеть другие) - это нормативное «Я», своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий-требований значимых других людей и прежде всего «общественного другого»;

· компонент «самость» человека, личность – совокупность импульсивного и нормативного «Я», их активное взаимодействие.

Современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе, причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «Я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов. Эти случайные вариации и отклонения и приводят к тому, что последние становятся нормой новых шаблонов поведения и соответствующих изменений в обществе. Следовательно, изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а их причина заключается в личности.

Структура личности, предлагаемая интеракционистами, в определенной степени перекликается с моделью структуры личности, разработанной Фрейдом: «сверх-Я» заключается в том, чтобы подавлять инстинкты, подсознательное начало, у интеракционистов функция «Я» заключается не в подавлении, а в направлении действий личности, необходимом для достижения успешной социальной интеракции. Эго у Фрейда – это поле вечного сражения между Оно и Сверх-Я, у интеракционистов личность – это поле сотрудничества. Главное внимание фрейдистов направлено на исследование внутренней напряженности, конфликтного состояния личности, а интеракционисты занимаются исследованием такого состояния и поведения личности, которое характерно для процессов успешного сотрудничества данной личности с другими людьми.

Выделяют несколько направлений в интеракционизме и две школы:

- Чикагская школа – ортодоксально продолжает мидовские социально-психологические традиции;

- Айовская школа во главе с М.Куном – пытается несколько модифицировать отдельные мидовские концепции в духе неопозитивизма.

Основное различие между этими школами проходит по методологическим вопросам, по проблеме определения понятий и отношений к различным методам социально-психологического исследования.

 

Петровская Л.А.

О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта.

Четыре основных категориальных группы конфликта:

· структура конфликта,

· его динамика,

· функции,

· типология.

Структура конфликта.

Можно выделить основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.

Стороны конфликта.

Участниками или сторонами конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции государств и так далее. С точки зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные, межличностные, межгрупповые конфликты. Наиболее типичными сторонами конфликта являются отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. При такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности – аспект личности, личность – личность, личность – группа, группа – группа. В социально-психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.

Условия протекания конфликта.

Конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста выступает социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т.д. При этом социально-групповую среду необходимо понимать достаточно широко, не ограничиваясь лишь ближайшим окружением личности.

Образы конфликтной ситуации.

Конфликтное поведение сторон определяют характеристики участников конфликта и условия его протекания. Сама реальность не является непосредственной детерминантой конфликтного поведения. Внутренние картины конфликтной ситуации порождаются и обусловливаются объективной реальностью. Опосредующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.), такие же представления о противостоящих сторонах, представления о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Однако отношения образов и реальности весьма сложны, и они допускают, в частности, случаи серьезного расхождения.

Возможные действия участников конфликта.

Образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников, определяют набор возможных действий, предпринимаемых сторонами. В любом конфликте действия приобретают характер взаимодействия. Помимо своей непосредственной функции, например способствовать достижению своих целей, препятствовать достижению целей противоположной стороны и т.д, действия включают также моменты общения сторон и играют в этой связи важную информационную функцию.

Исходы конфликтных действий.

Исходы или, иными словами, последствия, результаты конфликтных действий, не представляют собой нечто, лежащее за пределами самого конфликта. Они включаются в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта с самого начала имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с этим образом выбирают свое поведение. И сами реальные последствия конфликтных действий оказываются составным элементом процесса конфликтного взаимодействия. Как правило, в конфликте действия предпринимаются по частям и поэтому перемежаются с их результатами.

Динамика конфликта.

Стадии конфликта:

1) возникновение объективной конфликтной ситуации

Стороны А и Б оказываются участниками объективной конфликтной ситуации, если стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствуют достижению стороной Б некоторого желаемого для нее состояния Д. И наоборот. В частных случаях С и Д могут совпадать. Это, например, имеет место, когда оба участника, А и Б, стремятся к одной и той же личности, в этом случае мы имеем дело с внутриличностным конфликтом.

2) осознание объективной конфликтной ситуации

Чтобы конфликт стал реальным, его участники должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Нередко конфликтность образов возникает в случае, когда объективная основа конфликта отсутствует. Варианты отношений между идеальными картинами и реальностью:

1. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны считают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно оценивают себя, друг друга и ситуацию в целом. В этом случае перед нами адекватно понятый конфликт.

2. Объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности. Это случай неадекватно понятого конфликта.

3. Объективная конфликтная ситуация существует, но она не осознается сторонами. В этом случае мы по сути не имеем дело с конфликтом как социально-Y-им явлением, поскольку психологически он не существует для сторон и они конфликтным образом не взаимодействуют.

4. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные. Это ложный конфликт.

5. Конфликтность отсутствует и объективно, и на уровне осознания.

 

3) переход к конфликтному поведению

Помимо эмоционального окрашивания, осознание конфликтной ситуации может сопровождаться переходом к конфликтному поведению сторон – действия направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений и т.д. Если стороны не осознают, что их действия препятствуют достижению целей друг друга, то поведение одной из сторон нельзя назвать конфликтным. Такое поведение может быть формой снятия внутренних напряжений. В этом случае обычно имеет место переход внутреннего конфликта во внешний.

Конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, а эмоции в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение.

4) разрешение конфликта.

Разрешение – заключительная стадия конфликта. Возможно за счет преобразования самой объективной конфликтной ситуации, за счет преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Возможно двоякое разрешение:

1) частичное, когда исключается только конфликтное поведение, но не исключается внутреннее сдерживаемое побуждение к конфликту у сторон,

2) полное, когда конфликт устраняется на уровне фактического поведения и на внутреннем уровне. Полное устранение возможно, при полном разведении сторон, когда они лишаются возможности и необходимости конфликта (конфликтного взаимодействия); посредством изыскания дополнительных ресурсов и полного удовлетворения ими обеих сторон. Важен в динамике конфликта переход из одних форм в другие. Например: внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой) и внешний – во внутренний (при частичном разрешении). Ложный конфликт может трансформироваться в истинный, подлинный. Истинный (ложный) по одному поводу может перейти в истинный (ложный) по другому поводу (возникший на личной почве перерастает в деловой и обратно).

Функции конфликта.

Деструктивная функция конфликта -проявления деструктивных функций очень разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогично и в межгрупповом конфликте. Деструктивный конфликт может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, на стадии разрешения конфликта. Наиболее остро проявляется на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивная функция конфликта - в нутриличностный конфликт способен оказывать не только негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования (например, в виде чувства неудовлетворенности собой). В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя (стагнации), служит источником нововведений, развития (появления новых целей, норм, ценностей и т.п.). На стадии конфликтного поведения конфликт играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Обнаруживая и обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем. Конструктивные функции конфликта могут проявлять себя на всех этапах эволюции конфликта.

Типология конфликта.

В зарубежной литературе различные классификации конфликта представлены в работах М.Дойча, А.Рапопорта, Д.Бернард, Л.Козера, Л.Понди, Р.Мака, Р.Снайдера и т.д.

М.Дойч выделяет 6 типов конфликта:

  1. Подлинный конфликт – существует объективно и воспринимается адекватно.
  2. Случайный или условный конфликт – зависит от легко изменяемых обстоятельств, но не осознается сторонами.
  3. Смещенный конфликт – явный конфликт, за которым скрывается некоторый другой, скрытый, лежащий в основе явного.
  4. Неверно приписанный конфликт – конфликт между ошибочно понятыми сторонами и как результат – по поводу ошибочно истолкованных проблем.
  5. Латентный конфликт – должен был произойти, но которого нет, поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.
  6. Ложный конфликт – когда отсутствуют объективные основания для конфликта, а последний существует только в силу ошибок восприятия, понимания.

В рамках практического отношения к конфликту можно выделить целый ряд важных понятий: разрешение конфликта, предотвращение конфликта, его профилактику, ослабление и т.п.

В плане управления конфликтом наряду с его разрешением, предотвращением, ослаблением и т.д, следует также назвать симптоматику, диагностику, прогнозирование и контролирование конфликта. Этот круг категорий относится к практическому использованию результатов исследования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: