Таблица 1 - SWOT-анализ туристского потенциала Чернышковского района
№ | Сильные стороны (S) | Баллы |
1 | 2 | |
1 | Наличие природного парка Цимлянские пески | +6 |
2 | Богатые природные ресурсы(р.Цимла, р.Чир, р.Дон, Природный парк Цимлянские пески, Памятник природы регионального значения «Тюльпанный луг», Балобановский заказник, Тополевые леса, Доно-Цимлянские пески, Мустанги, Цимлянское водохранилище) | +3 |
3 | Привлекательная природа | +6 |
4 | Благоприятная экологическая среда | +3 |
5 | Натуральные продукты питания | +6 |
Средний балл | +4,8 | |
№ | Возможности (O) | |
1 | Создание уникального агротурпродукта, способного привлечь туристов | +6 |
2 | Создание новых рабочих мест в муниципальном районе | +9 |
3 | Поддержание природного парка | +3 |
4 | Проведение событийных мероприятий | +6 |
5 | Привлечение охотников и рыболовов из соседних регионов | +6 |
Средний балл | +6 |
Продолжение таблицы 1 - SWOT-анализ туристскогопотенциала Чернышковского района
№ | Слабые стороны (W) | Баллы | ||
3 | ||||
1 | Отсутствие какой-либо рекламы об организованном отдыхе на данной территории | -6 | ||
2 | Неразвитая инфраструктура отдыха на сельских территориях региона | -6 | ||
3 | Отсутствие опыт в организации и приеме гостей в связи с осуществлением агротуристского маршрута | -3 | ||
4 | Низкое качество автодорожного покрытия | -6 | ||
5 | Незаинтересованность местных жителей в развитии агротуризма | -3 | ||
Средний балл
| -4,8 | |||
№ | Угрозы (T) | |||
1 | Загрязнение окружающей среды, в особенности, природного парка Цимлянские пески | -6 | ||
2 | Невнимание к проблемам развития сельского туризма в регионе со стороны властей | -6 | ||
3 | Истребление рыб и животных | -9 | ||
4 | Отсутствие гарантий безопасности туристов | -6 | ||
5 | Отток местного населения-утрата элементов культурно-исторического наследия | -6 | ||
Средний балл | -6,6 |
-4.8 |
-6.6 |
4.8 |
6 |
S |
O |
W |
T |
Выводы по SWOT-анализу. Исходя из данных, можно сделать сл. выводы. Данная территория хороша для охоты и рыболовства, а также для экотуризма. Но из-за отсутствия команды, которая бы занималась продвижением и раскручиванием территории, данный район «застыл» в туристском направлении. Здесь отсутствуют какие-либо ярмарки или фестивали, когда бы собиралась большое кол-во туристов. Т. о. местные жители не ждут большой приток туристов, а следовательно из-за этого и страдает туристская инфраструктура Чернышковского района.
Количественная оценка
Туристской привлекательности района
Административный центр муниципального района и прилегающие к нему сельские территории располагают следующими достопримечательностями:Природные ресурсы (10): р.Цимла, р.Чир, р.Дон, Природный парк Цимлянские пески, Памятник природы регионального значения «Тюльпанный луг», Балобановский заказник, Тополевые леса, Доно-Цимлянские пески, Мустанги, Цимлянское водохранилище; Архитектура (3): Казачий музей, библиотека, ДК; Религия (3): Женская монашеская обитель, Святой колодец, Образ святой мученицы Параскевы Пятницы; Памятник Ленину.
|
|
Итого: 17 объектов × 1 балл = 17 баллов.
Время пребывания в пути: Коэффициент удаленности = 2,4 часа × 0,1 = 0,24.
Транспортные пути: автодорога, железнодорожное сообщение (Приволжская ж/д Волгоград-Лихая с ж/д станцией Чернышков и разъездом Паршин), речная навигация. Коэффициент путей = 3 × 0,1 = 0,3.
Места прибытия: автовокзал, железнодорожная станция. Коэффициент мест прибытия = 2 × 0,1 = 0,2.
Места размещения в муниципальном районе (за исключением баз отдыха в сельской местности): гостиница: Евгения (ул. 2-ой Гвардейской армии 14). Коэффициент мест размещения = 1 × 0,1 = 0,1.
Предприятия общественного питания: Всего 2 предприятий – придорожные кафе. Коэффициент мест питания = 2 × 0,1 = 0,2.
Базы отдыха в сельской местности: Гостевой дом колхоза им. XIX Партсъезда (х. Волоцкий). Коэффициент баз отдыха = 1 × 0,1 = 0,1.
Реально действующие объекты сельского гостеприимства: Всего 0 реально действующих объекта сельского гостеприимства. Коэффициент объектов сельского гостеприимства = 0 × 1 = 0.
Тпр= | ∑Д(17)×(кп(0,3)+кмпр(0,2)+кмр(0,1)+кмп(0,2)+кбо(0)+косг(0,1)) |
| |
куд (0,24) | |||
=63,75 баллов
Вывод по определению количественной оценки туристской привлекательности района. Сделать краткий вывод!
Таблица 2 - Конкурентный анализ потенциала муниципальных районов
№ | Сравниваемые показатели | Муниципальные районы | |
Котельни-ковский | Черныш-ковский | ||
1 | Природные туристские ресурсы, имеющие статус достопримечательностей | 2,86 (2) | 10 (7) |
2 | Культурно-исторические туристские ресурсы, имеющие статус достопримечательностей (включая дворцы культуры, кинотеатры и др.) | 10 (3) | 3,33 (1) |
3 | Количество средств размещения | 10 (10) | 1 (1) |
4 | Количество объектов общественного питания | 10 (6) | 3,33 (2) |
5 | Транспортная удалённость районов (по районным центрам) | 9,35 (206 км) | 10 (192 км) |
6 | Количество ТОСов | 10 (16) | 8,12 (13) |
7 | Информационные ресурсы района, посвящённые туризму | 10 (3) | 6,66 (2) |
8 | Событийные мероприятия, проводимые на территории района | 10 (7) | 4,28 (3) |
9 | Этнографический потенциал района | 10 (3) | 3,33 (1) |
10 | Реально действующие объекты сельского гостеприимства на территории района | 10 (6) | 1,66 (1) |
Всего по группе факторов | 83,4 | 51 | |
Среднее значение | 8,34 | 5,1 |
Вывод по конкурентному анализу районов. Проведя конкурентный анализ туристского потенциала Чернышковского района с соседним Котельниковским муниципальным районом можно сделать вывод о том, что исследуемый район уступает по многим показателямсоседнему. Несмотря на то, что в Чернышковском районе большое количество природных ресурсов, располагающих к рекреационному отдыху, экотуризму, к рыбалке, охоте и просто к любованию природой, здесь отсутствует какая-либо туристская инфраструктура. Культурно-исторические туристские ресурсытакже носят ограниченный характер (казачий музей, ДК, а также братские могилы, разбросанные по хуторам).
Рекомендации по развитию турпотенциала района:
1. Организация предприятий общественного питания;
2. Организация мест размещения туристов;
3. Задействование местного населения в работе над узнаванием территории, как носителей этнографического потенциала
4. Привлечение специалистов по брендингу территории.