Доминат Константина. Римский абсолютизм

Борьба за власть. В 306 августы отреклись. Хлор умер и на первый план вышел его сын Константин. Максимиан попытался вернуться к власти вместе со своим сыном Максенцием. В 312 Константин дал Максенцию решающее сражение у Красных Скал (у Мульвийского моста), в котором победил. В 324 Константин покорил и убил своего соправителя Лициния и стал единоличным правителем.

Вся политика Константина была прямым продолжение политики Диоклетиана.

Тетрархия. Как таковая упразднена, но деление на четыре части осталось – они называются префектурами и управляются префектами претория. Константин поддержал разделение властей и передал военную власть от префектов военным магистрам. Это делалось для того, чтобы засчет снижения самостоятельности местных властей усилить центральную.

Культ августа. Усилился невероятно: все, что было связано с императором, признавалось священным. При доминусе был создан консисториум, все придворные чины были разделены на 5 уровней, на высшем из которых находились люди, служившие непосредственно доминусу (часто эти должности были синекуриальны).

Денежная реформа. Воспользовавшись опытом предшественника, Константин более точно рассчитал стоимость монеты, в результате чего появилась единая в дальнейшем для всей империи денежная единица – солид. Экономика несколько оживилась, но глобального ничего не произошло.

Военная реформа. Иммобильная часть войска осталась без изменения, из мобильных подразделений была выделена дворцовая стража, расквартированная в столице империи. Когорты преторианцев расформированы.

Территориально-административная реформа. Просто было доведено до конца то, что начал Диоклетиан.

Варваризация империи. В связи с успешными пограничными войнами в плену оказывалось много варваров, становившихся потом колонами. Из варваров же пополнялась и армия, причем варварам был открыт путь повышений вплоть до высших чинов в империи.

Прекариальная практика. Мелкие крестьяне, куриалы, ремесленники и колоны, спасаясь от налогового и административного гнета, а также от административных притеснений, отдавали свои земли магнатам, взамен получая их в виде прекария. Свободу они меняли на защищенность.

Религиозная политика. В этом отношении Константин вел совершенно иную чем Диоклетиан политику. Он оценил популярность христианства среди всех слоев общества, понял, что гонения только укрепляют эту религию, и решил опереться на нее. Была выработана следующая политика. Мир и человеческое общество – дар Божий. Кто-то должен поддерживать в нем порядок. Кто это? Конечно, император (Один Бог на небе – один Император на земле). Христиане ничего не имели против такой политики и в 311 гонения на христиан были прекращены. К 313 установился союз с христианами, несмотря на то, что сам император хритианство принял только перед смертью. В Медиолане принят эдикт о веротерпимости. Началось интенсивное развитие христианства – появилась иерархия (пресвитеры, диаконы, епископы). В связи с развитием христианства появляются разные толкования Св. писания и, как следствие, ереси (Африка – циркумцелионы, в Александрии – тринитарные и христологические споры, арианство (в Троице главный Отец, а Христос – не вполне Бог, т.к. не равен ему, будучи его творением)). Для предотвращения ересей собирается Вселенский Собор (1-й – 325 в Никее, 2-й – 381 в Константинополе); все, что кроме признанного на Соборе – ересь. Оформляется церковная иерархия во главе с 3 епископами (Александрийским, Антиохийским и Римским), которые называются папами, архиепископами в провинциях и епископами в городах.

 

 30.Превращение христианства в гос. Религию Римской империи.

Общие вещи. Вообще I век – некий нравственный кризис. Это уже не ужасы гибели республики, но люди явно переросли римский пантеон, тянет на что-то новенькое, нужны новые идеи. «Культ императора» слишком официозен, он внешний, это традиция, а не реальная вера. Со времён эллинизма есть интерес к восточным культам (Митра, Серапис). Кроме того, популярны идеи «вечной жизни», явственно проглядывает из многих вопросов мессианство. Поклонники «воскресших» божеств: Осириса, Адониса. Отдельно – «богини матери», боги для всех: Кибела. Много похожего у Митры (есть даже идея о сошествии Митры с небес и гибели всего живого – Судный День). В среде этого – иудеи. Уже тогда – довольно многочисленная диаспора в Риме и около него. Торговцы, вообще сплочённый народ. Вера в Яхве. К рубежу тысячелетий уже сформировалась Тора, вера цветёт (особенно сильно из-за постоянного угнетения: Птолемеи, Селевкиды etc.). Иудея захвачена Римом руками Помпея, которого позвали сами иудеи, ссорясь внутри государства. Рим сохранил свободу вероисповедания, но во главе стоял ставленник Ирод, ему в помощь римский легат Сирии + прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Три группировки в Иудее: саддукеи (первосвященники), фарисеи и ессены (сектанты, не любят первых двух). Источник по этому периоду – Иосиф Флавий.

Восстание 66 г. Особо проявила себя диаспора, говорящая о «мессии», «конце света», пришествии Бога и его 1000-летнем царствовании. Того же времени – «Откровение» Иоанна Богослова. К 73 году – Иерусалим сожжён и восстание полностью раздавлено. Новое учение как раз для униженных и оскорблённых. Кумранские пещеры, 66-73 год упоминания о Христе в рукописях ессенов. Божий Сын Христос, проповедовавший в конце правления Тиберия (30-33 годы). Поскольку послания мы не трогаем, Евангелий было около 10. Каноническими стали 4: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. «Изречения Христа», «Акты Пилата» - стали апокрифами.

Создание христианской церковной организации.

«Где один или двое соберутся во имя моё – там и я среди них». Известное дело, у апостолов есть «преемство» идей Христа, они получают право проповедовать от его имени. Потенциал к созданию Церкви.

Это путь исканий и поиск канона. Разные идеи околомессианского толка + проблемы с иудеями, которые видят в христианстве подмену идей иудаизма. В Сирии, Египте выступают гностики. Очень восточный дуализм. Противопоставление духовного и телесного. Борьба возвышенного творческого духа с «демиургом» плоти. Христос – эон, духовный посланец. Известнейшие гностики: Василид, Валентин, Сатурнин. К концу II-го века усилиями Павла один вариант устаканивается как ортодоксальный, остальные постепенно приобретают статус еретических.  

Что такое тогда собственно христианство:

- это сходки ночью или рано утром в укромных местах, очень часто в подземных кладбищах (катакомбах).

- Там проповедают, пьют разбавленное вино

- Это постепенно упорядочивается: есть старшина – пресвитер, ему помогают диаконы и диаконессы. Особенно крупный хозяйственный управленец – епископ.

С конца II века – первые изображения Христа, его символика. Выдвигаются епископы – они лидеры общин, диаконы их помощники. Появляется название – клирики и общепринятые белые одежды. Из разрозненных сект – в единое целое. Общие праздники (особо – Пасха). Первые таинства – пресуществление.

Взаимоотношения с властью. 

– эдикт Траяна против тайных сборищ.

- Обычные слухи: оргии, «Божество с ослиной головой», непотребства всякие. Особенно неприятно, что нет там социальных критериев – все со всеми.

– Два христианских послания Антонину Пию (Юстин и Аристид): апология христиан, пишут о клеветниках, хотят признания как силы, отдельной от евреев.

– Разрабатываются первые догмы: Тертуллиан и Киприан.

– Ориген – философ апологет христианства. Считает возможным некоторые его идеи связать с Платоном и Аристотелем.

– Гонения: при Нероне, Домициане.

– 257 г. Валериан решил постричь купоны с христианских общин, объявил их врагами. Разграбил, многих убил (на мученичество идут охотно – за веру).

– Фактическая остановка преследований: 260 год, Галлиен. Путь к признанию.

– Дальше – две вехи: гонения при Диоклетиане и признание при Константине, но – особо ереси, осуждённые Никейским собором. Донатизм. Донат – лидер нонконформистов, он считает, что не должно быть никаких контактов с властью. Арианство. Очень сильно. Разделили Бога-Отца и Бога-Сына («единоподобен», а не «единосущен»). Это легко усваивается, сделали всё понятнее. Много последователей. Резкий протест ортодоксов. Константин принял христианство в самом конце жизни, и есть версия, что в арианском обряде. На том же соборе в Никее (325 год) установлен церковный календарь. Три главных иерарха: Рим и Александрия (папы) и Антиохия (патриарх). Чуть ниже – архиепископы, ещё ниже – епископы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: