Становление домината: Диоклетиан и его реформы

Домина́т — форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату, установленная Диоклетианом (284—305 гг.). В доминат включают период тетрархии.

Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью». Полагают, что термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору — «господин и бог». Впервые так себя назвал Домициан. Слово dominus также может переводиться как «государь».

Доминат стал следующим этапом постепенной трансформации Римской республики в монархию с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись, и формально продолжали действовать, а глава государства, принцепс («первый») считался лишь первым гражданином республики.

В период домината сенат города Рима превращается в сословие с декоративными функциями. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» (первый гражданин) и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» («священный») и «доминус» («господин», что подразумевало, что все остальные являются его рабами).

Основателем системы домината обычно считается император Диоклетиан. Он установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот».

Император принимал законы империи, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.

Хронология. 284-476. Доминат продолжался с момента вступления на престол Диоклетиана (284) до свержения последнего римского императора Ромула Августула (476). Именно в этот период происходило разложение и перерождение античных структур, зарождение новых.

Предпосылки реформ Диоклетиана. После кризиса III в., когда Диоклетиан пришел к власти, ситуация в империи была очень сложна и нестабильна, бушевали восстания. Диоклетиану предстояло провести реформы.

Тетрархия. Для подавления галльского восстания был послан опытный полководец Максимиан, который добился успеха и в 286 г. стал соправителем Диоклетиана. Это была его первая реформа. Теперь управление империей осуществлялось из двух центров – Никомедии и Медиолана. Позже в 293 и этого разделения оказалось недостаточно и Диоклетиан назначил обоим августам по Цезарю: себе Галерия (Сирмиум; Балканы кроме Фракии), Максимиану – Хлора (Трир; Галлия и Британия). Все это было скреплено династическими браками. Преимущество имел старший август. Через 20 лет оба августа должны были отречься в пользу цезарей, а те – назначить себе цезарей и т.д. Эта система называется тетрархией.

Культ августов. Был создан императорский культ, что повысило авторитет власти и затруднило покушения. 

Денежная реформа. Попытался нормализовать денежное обращение и выпустил хорошую золотую монету, но ее реальная стоимость не соответствовала номиналу, она быстро исчезла из обращения. Денежная реформа не удалась.

Реформа налогообложения. Вместо косвенного налога Диоклетиан ввел прямой. Все население кроме приписанного к Риму предполагалось регулярно переписывать (кадастры), и на основе этих переписей взимать в основном натуральный налог: в городах с помощью куриалов и подушный, в деревне – поземельный. Налоговая реформа удалась и привела к закреплению большей части населения на месте и профессии.

Военная реформа. При сложившейся опасной обстановке оседлой и иммобильной римской армии не было достаточно, а реформировать ее было нельзя, так как это грозило переворотом. Диоклетиан создал новые мобильные отряды, расквартированные по городам, которые по приказу его могли собираться в мелкие и крупные армии. Условия службы ухудшились, добровольцев не хватало, а потому он обязал землевладельцев поставлять в армию рекрутов, которые как правило оказывались варварами (окраины империи). В связи с этой реформой произошла варваризация армии и еще большее закрепление колонов – магнаты более жестоко подавляли попытки восстать. Успокоились и начальники пограничных военных поселений – они перестали почем зря провозглашать себя императорами. Центральная власть укрепилась.

Территориально-административная реформа. Исторически сложившиеся римские провинции были переразделены на 100 частей и объединены в 12 диоцезов, 101 особую часть составлял Рим. Была введена новая бюрократическая административная система, позволявшая лучше следить за местным населением и собирать налоги. Ломка исторически сложившихся границ предотвратила развившийся во время кризиса III в. сепаратизм. Административная власть была отделениа от военной. Ректоры, стоявшие во главе каждой провинции, подчинялись викариям (диоцез), особо важные – самим императорам. Реформа удалась.

Эдикт о твердых ценах 301. В связи с результатами военной и административной реформ увеличился военно-бюрократический аппарат, а значит и расходы на его содержание. Кроме того, росли цены, населению было трудно платить налоги, в связи с чем проблема финансирования вставала еще острее, а цены росли еще больше. Для стабилизации экономики в 301 Диоклетиан принял эдикт о твердых ценах и заработной плате. За нарушение закона – смертная казнь (для этого на некоторых рынках были сооружены плахи, на которых приговоры приводились в исполнение). Соотношение цен и заработной платы были вычислены не точно и не могли быть одинаковыми для всей империи, а потому реформа сразу была обречена на провал – после Диоклетиана эдикт отменили.

Религиозная политика. При Диоклетиане христианство уже укрепилось в городах и имело хорошо организованную церковную администрацию, появились епископы. Даже некоторые высокопоставленные лица (жена и дочь Диоклетиана) приняли христианство. Христиане оказывали пассивное сопротивление культу двух августов, а потому подвергались гонениям, которые еще больше укрепляли их веру в собственную правоту. Диоклетиан усмотрел в столь мощной и структуризованной административной системе, развивавшейся на его глазах, угрозу собственной власти. В 303 был принят первый эдикт против христианства, вскоре последовали еще три. Запрещалось отправление христианского культа, имущество конфисковывалось, церкви и предметы культа уничтожались, каждый христианин должен был публично отречься, остальные подвергались пыткам и казни. Христианство не было сломлено – именно оно, а не устаревшая римская религия больше соответствовали новой ментальности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: