Изучение развития логических операций

Для изучения уровня логических операций младших школьников удобно использовать тест, разработанный Э.Ф Замбацявичене (1984). Этот тест составлен по принципу, использованному Р. Амтхауэром, и включает 4 субтеста по 10 проб в каждом.

Первый субтест позволяет выявить осведомленность; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвертый – подбирать аналоги.

По данным Л.И Переслени и Л.Ф Чупровой, тест достаточно информативен для изучения особенностей словесно-логического мышления в начальной школе.

Тест можно проводить как индивидуально, так и в группе детей. Каждому ребенку раздают листы с заданиями, на которых он отмечает свой вариант ответа.

 

Инструкция к блоку заданий №1 «Осведомленность». Прочитай первую фразу. Из перечисленных под фразой слов выбери одно слово, которое подходит по смыслу, чтобы закончить эту фразу. Нужное слово подчеркни. Выбирай только одно слово. Например: У сапога всегда есть подошва. Переходи к чтению следующей фразы.

 

Инструкция к блоку заданий №2 «Исключение понятий». Прочитай первый ряд слов. Среди них есть одно, которое не подходит к остальным. Подчеркни его. Прочитай следующий ряд слов и тоже найди слово, не подходящее к остальным четырем словам”.

 

Инструкция к блоку заданий №3 «Обобщение». Прочитай первые два слова. Как назвать одним словом или словосочетанием те предметы, о которых идет речь? Выпиши это слово или словосочетание после двух напечатанных слов. Переходи к следующим двум словам.

 

Инструкция к блоку заданий №4 «Аналогии». Под цифрой один в первом столбике над чертой написано – огурец, а под чертой – овощ. Эти предметы находятся в определенном отношении. Чтобы лучше понять это отношение, можно между словами огурец и овощ вставить какое-либо слово (глагол, предлог). НАПРИМЕР: Огурец - это овощ. В правом столбике надо выбрать из слов под чертой такое слово, которое бы относилось к слову гвоздика, так же, как слово овощ к слову огурец.

Например: Гвоздика это… подчеркни выбранное слово и переходи к следующему заданию”.

Левый столбик: Огород – морковь (на огороде растет морковь).

Правый столбик: В саду растет… Выбери нужное слово и подчеркни его. Дальше выполняй задания самостоятельно.

 

Оценка результатов. По каждому блоку подсчитывается количество правильных ответов. Поскольку в каждом блоке по 10 заданий, максимальное количество баллов – 10. Суммируя количество баллов всех четырех блоках, получаем общий показатель развития логических операций ребенка. Средний суммарный балл для выборки детей 8 лет в нашем исследовании составил 29 баллов. Средний суммарный балл для выборки детей 9 лет составил 34 балла. Оценка может производиться по следующим таблицам:

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕТЕЙ 8 ЛЕТ

 

Количество баллов Уровень развития интеллектуальных операций:
36-40 Высокий уровень
32-35 Выше среднего
26-31 Средний уровень
20-25 Уровень ниже среднего
19 и менее Низкий уровень

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ

 

Количество баллов Уровень развития интеллектуальных операций:
------ Высокий уровень
36-40 Выше среднего
32-36 Средний уровень.
27-31 Уровень ниже среднего.
26 баллов и ниже Низкий уровень

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: