Компоненты творческой самореализации | Критерии |
Положительная мотивация к творческой деятельности | Осознанность цели деятельности Интерес к процессу творческой деятельности Стремление к успеху при решении творческих задач Стремление к лидерству в творческой деятельности Познавательные потребности Стремление к самосовершенствованию |
Самоорганизация в творческой деятельности | Умение выделять основные цели и приоритеты Способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции Умение преодолевать трудности в учении |
Творческие способности, их использование в творческой деятельности | Гибкость мышления Оригинальность мышления Критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность Способность к переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию Умение видеть альтернативу решения творческих задач Видение новой функции знакомого объекта Комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы Создание оригинальных способов решения при известности других |
Примечание: хотя автор предлагает использовать указанные признаки в процедуре самооценки, мы рекомендуем использовать их и для объективной оценки творческих способностей ребенка методом независимых характеристик.
|
|
Признаки высокого творческого потенциала у детей
В раннем детстве по К. Тэкэксу
1. Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.
2. Любопытство.
3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.
4. Отличная память.
5. Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.
6. Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).
7. Высокая избирательная концентрация внимания.
8. Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.
9. Высокий уровень притязаний в этой сфере.
Высокая креативность (творчество)
У детей дошкольного возраста по К.Тэкэксу
Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
|
|
Высокая креативность в сфере художественной деятельности. Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; чисто подпевает.
Социальные проблемы творчески одаренных детей
По Холлингуорт и Уитмору
Неприязнь к школе. Таким детям учебная программа скучна и неинтересна, учебный план не соответствует их способностям.
Сложные игровые интересы. Неинтересны игры, которые нравятся сверстникам средних способностей. Вследствие этого ребенок может оказаться в изоляции, уйти в себя.
Несклонность к конформизму. Часто отвергают стандартные требования, особенно если они идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными.
Погружение в философские проблемы. Такие дети гораздо в большей степени задумываются над такими проблемами как смерть, религиозные и философские доктрины.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Чаще предпочитают играть с детьми более старшего возраста. Из-за этого им трудно становиться лидерами, так как они уступают в физическом развитии.
Стремление к совершенству (перфекционизм). Очень рано начинает проявляться внутренняя потребность совершенства, стремятся достигнуть высшего уровня.
Ощущение неудовлетворенности. Часто, стремясь к совершенству, не удовлетворены своими достижениями, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
Нереалистические цели вследствие высокого уровня притязаний.
Сверхчувствительность. Они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, а потому склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Они нередко считаются и отвлекающимися, так как постоянно реагируют на разного рода раздражители и стимулы.
Потребность во внимании взрослых. Высокая любознательность монополизирует внимание взрослых. Это порождает трения с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
Нетерпимость. Нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в творческом развитии.