Цель. Закрепление знания алфавита; выделение первого звука в слове.
Оборудование. Игрушки: кукла, мяч, утка, ведерко, барабан, ежик, обруч, юла, шары, зайка, лодка, ружье, пирамида, совок, гармошка, дудочка. (Возможна замена игрушек предметными картинками.)
Ход игры. Учитель говорит: «Жила-была девочка Таня. У нее было много игрушек. Играть Таня любила, а порядок наводить не умела. Когда девочка ложилась спать, игрушки начинали ссориться: кому с кем на полке стоять. Наконец им это надоело и решили они уйти от Тани. Испугалась девочка и обещала игрушкам, что всегда будет убирать их на место. А чтобы не забыть, где чье место, Таня расставила игрушки на полке в порядке алфавита. Сделайте, ребята, и вы так же, как Таня».
Ученик выходит к доске, берет игрушку, с которой надо начать, называет ее, определяет первую букву и ставит на место. Если игрушка выбрана неверно, ученик садится на место без поощрения. Игру продолжает другой ученик.
Комментарий для учителя. Игру можно усложнить: ребята называют дополнительно игрушки, которых нет у Тани, и указывают их место среди других.
МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Лото.
Цель. Развитие фонематического слуха; умение определять в слове последний согласный по твердости и мягкости.
Оборудование. У каждого ученика карточки лото с буквами в шести квадратиках; пять фишек.
н | нь | РЬ |
л | ль | р |
Ход игры. Учитель называет слова с мягким и твердым согласным на конце. Учащиеся закрывают соответствующие квадратики. После того как карточка лото (кроме одного квадрата) закрыта фишками, учащиеся вспоминают, какие слова названы учителем, определяют, какой квадратик не нужно было закрывать. Называются победители, т. е. те, кто правильно закрыл пять квадратиков.
Примерный материал. Слова: пень, пыль, сухарь, комар, пенал, кран.
Найди картинке место.
Цель. Развитие фонематического слуха; умение определять в слове последний согласный по твердости-мягкости.
Оборудование. В каждом ряду карточка лото с твердыми и мягкими согласными в квадратиках и набор предметных картинок с конечным твердым или мягким согласным в их названии. (У каждого ученика по одной картинке.)
Ход игры. По команде учащиеся берут каждый свою картинку и кладут ее на квадратик с буквой (или буквами, например пь), соответствующей конечному согласному в названии картинки. При этом каждый ученик имеет право переложить любую картинку на карточке лото своего ряда, если считает, что место ей выбрано неправильно.
Выигрывает ряд, который быстрее закончил работу и правильно ее выполнил.
Пять названий.
Цель. Закрепление написания слов с мягким знаком; развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные.
Оборудование. Таблица с изображением животных.
Ход игры. Учащиеся называют животных, затем записывают в тетрадь только пять из этих названий. Слова нужно выбрать такие, в которых звуков меньше, чем букв (только те, что оканчиваются на мягкий согласный).
Представители каждого ряда проверяют правильность выполнения правил игры рядом-соперником. Правильное выполнение поощряется индивидуальным игровым жетоном. Выигрывает ряд, получивший больше жетонов.
Примерный материал. Лось, волк, хорь, слон, крот, олень, рысь, лев, медведь, тигр, гусь, конь, лань, носорог.
Картинное лото.
Цель. Активизация словаря учащихся; развитие умения писать слова с ь на конце.
Оборудование. У каждого ученика карточка лото с картинками (гусь, конь, мальчик, деньги, цепь, пальто, морковь, кисть, будильник, коньки, кольцо, фасоль, пальцы, ель, альбом), сгруппированными в различных сочетаниях по три на каждой карточке: предметные картинки с названиями для ведущего; по три фишки у каждого ученика. (См. Приложение.)
Ход игры. Ведущий берет маленькую картинку и называет предмет, изображенный на ней, или читает подпись. Ученики ищут соответствующую картинку на своих карточках лото. Кто нашел, поднимает руку. Отвечающий четко произносит слово, выделяет мягкий согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. После правильного ответа все ученики, нашедшие у себя на карточке названный предмет, закрывают его фишкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл всю карточку лото. Выигравшему предоставляется право в следующей игре быть ведущим.
Заполни квадраты.
Цель. Активизация словаря учащихся; развитие умения писать слова с ь на конце.
Оборудование. Прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки картинка.
Ход игры. Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу ученики, сидящие на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строчки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т. д. Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который проверяет ее, исправляет ошибки и передает учителю.
Очки начисляются: за каждое верно написанное слово — по одному очку, за безошибочную работу представителя (либо исправившего, либо подтвердившего правильность заполнения карточки) — два очка, за выполнение работы первыми — одно очко.
Ромашка.
Цель. Закрепление умения объяснить орфограмму. Оборудование. Ромашка, сделанная из цветной бумаги и картона. С обратной стороны лепестков приклеены предметные картинки, в названиях которых пишется мягкий знак (на конце и в середине слова). Лепестки легко отрываются.
Ход игры. Ромашка прикрепляется к доске. Ученики по порядку выходят к доске, отрывают один лепесток ромашки, называют картинку, проговаривают слово по слогам и объясняют орфограмму.
При правильном выполнении задания ответивший ученик забирает лепесток к себе на парту. Выигрывает тот ряд, у которого больше лепестков.
Домино.
Цель. Закрепление умения объяснить орфограмму.
Оборудование. Домино с картинками (пластинки сделаны из картона так, чтобы их можно было вставить в наборное полотно): конь — альбом, альбом — лось, лось — мальчик, мальчик — олень, олень — коньки, коньки — дверь, дверь — письмо, письмо — ель, ель — пальто, пальто — букварь, букварь — пусто. (См. Приложение.)
Ход игры. Учитель вставляет в наборное полотно первую пластинку домино «конь — альбом», а остальные, перемешав, раздает по три штуки каждому ученику. Дети ищут у себя пластинку, которую можно приставить к первой на наборном полотне, то есть ту, где есть картинка «альбом». Кто нашел, поднимает руку. Отвечающий объясняет правописание слова альбом и ставит пластинку на наборное полотно. Получается цепочка «конь — альбом, альбом — лось». Ученики ищут картинку «лось» и т. д. Выигрывает тот ученик, у которого к концу игры осталось на парте меньшее количество пластинок домино.
Укрась елку.
Цель. Закрепление умения объяснить орфограмму.
Оборудование. Две синтетические объемные или картонные плоские елки; елочные игрушки (два комплекта), сделанные ребятами на уроках труда из бумаги, картона, ниток, пластилина, природного материала: гусь, конь, рысь, олень, карась, медведь, морковь, фасоль, будильник, сосулька, апельсин, мальчик, кровать.
Ход игры. Ученики по порядку, от каждой из двух команд выходят, берут со стола игрушку, называют ее и объясняют, после какой согласной пишется мягкий знак в данном слове. Если объяснение верное, ученик вешает игрушку на елку. Выигрывает команда, первой украсившая елку.
Пешеходы.
Цель. Закрепление умения объяснить орфограмму.
Оборудование. Прикрепленный к доске лист бархатной бумаги, на которой отмечено место перехода улицы; две-три человеческие фигурки разного цвета, также вырезанные из бархатной бумаги; у учителя набор предметных картинок, имеющих в названиях мягкие согласные, мягкость которых на письме обозначается ь.
Ход игры. К доске выходят представители команд для передвижения фигур по пешеходной дорожке. Учитель показывает предметные картинки каждой команде по очереди. Ученики должны назвать их и объяснить изучаемую орфограмму. Если ответы правильные, представители передвигают фигурки на одну полоску вперед. Неточный ответ лишает команду права передвинуть фигурку по переходу. Выигрывает та команда, которая быстрее перейдет улицу.
Комментарий для учителя. Игра может быть использована на уроках по другим темам, где требуется объяснение любой изучаемой орфограммы.
Сажаем деревца.
Цель. Активизация словаря на изучаемое правило.
Оборудование. У каждого ряда наборное полотно и плоские фигурки елочек (можно использовать для этого счетный материал).
Ход игры. Учитель объявляет условия игры: «Чтобы посадить деревце, нужно назвать слово, которое пишется с мягким знаком».
Сидящий впереди ученик первого ряда называет слово, выделяет мягкий согласный и ставит фигурку елочки на наборное полотно своей команды. Затем идет первый ученик второго ряда, затем — третьего. Дальше работу продолжают ребята, сидящие за второй партой каждого ряда, и т. д. Если ученик затрудняется назвать слово, команда пропускает свой ход. Игра продолжается до заранее назначенного времени или до тех пор, пока не ответят все желающие в порядке очереди. Выигрывает ряд, «посадивший» больше елочек.