Христианство и возникло первоначально как своеобразное движение масс, пытающихся в религии найти спасение от окружающей действительности. Конечно, спасение было иллюзорным. Религия не спасала человека, она только играла роль наркотика, притупляющего боль. И однако столь тяжело было положение низших слоев римского общества и столь мала их классовая сознательность, что новая религия в течение двух столетий завоевала империю.
Почему же нужна была новая религия? Разве старые культы греко-римского мира не годились для этой цели? Этот вопрос подводит нас к идеологическим корням христианства. Старая римская религия возникла тогда, когда Рим еще был маленьким городом-государством с населением, которое занималось, главным образом, сельским хозяйством. Религиозные потребности этого населения хорошо удовлетворялись поклонением родовым и семейным богам, а также мелким божествам природы, «заведывавшим» всем распорядком сельскохозяйственных работ. Позднее римская религия подверглась сильному греческому влиянию. Местные италийские божества — Юпитер, Юнона, Миневра, Диана, Марс — были сопоставлены с греческими богами и приобрели их черты. Однако даже такая эллинизованная религия оставалась наивным политеизмом, соответствующим примитивным общественным отношениям ранней республики.
|
|
В процессе формирования христианства оно испытало также сильное влияние гностицизма (от греческого слова «гносис» (знание)). Это было синкретическое религиозно-философское течение, сформировавшееся ко II в. н. э. из самых разнообразных элементов античной религии и философии. Оно отражало, по-видимому, идеологию торговых городских слоев. Сущность учения гностиков сводилась к тому, что человек путем мистического познания (гносиса), подготовленного умерщвлением плоти, чистотой, воздержанием, может постичь божественную сущность мира. Материальный мир греховен и представляет результат отпадения от бога. Конечной целью мирового процесса является слияние мира с богом. Это выполнит логос (разум), который христианские гностики отождествляли с Христом. На этой схеме гностицизм строил сложную и фантастическую систему, где элементы античной идеалистической философии сливались с учениями различных восточных религий.
Христианство во II в. принуждено было выдержать с гностицизмом ожесточенную борьбу, так как он проник внутрь христианской церкви, где и развивался в качестве одной из первых ересей. Но, разгромив гностицизм, христианство должно было принять много гностических элементов в свою догматику и культ.
Религиозные настроения низов римского общества начала нашей эры ярко выступают в своеобразных произведениях, известных под названием «сивиллиных пророчеств». Большинство их приписывали древней пророчице Сивилле из г Кум в Италии. В действительности — это произведения безымянного народного творчества, они для нас тем более ценны как показатель общественных настроений.
|
|
Для сивиллиных пророчеств характерны мессианские чаяния, пронизанные социальными моментами. Они рисуют грозную картину страшного суда. Сын божий явится во всей своей славе и учинит суд над живыми и мертвыми. Все общественные отношения будут перевернуты господа превратятся в рабов, а рабы станут господами. Пророчества переполнены нападками на Рим, на имущественное неравенство, на богачей. Самый ранний памятник христианской литературы — «Апокалипсис» Иоанна — адресован семи малоазийским христианским общинам. Связь раннего христианства с иудейством заставляет предположить, что новая религия впервые начала оформляться среди еврейских общин крупных городов Востока. Перенесение места возникновения христианства в Палестину (в частности, в отсталую Галилею) является результатом позднейших конструкций.
Однако, возникнув в иудейской среде, христианство быстро начало впитывать в себя наиболее общие религиозные представления эпохи, порвало с иудейством и стало совершенно новой религией, носящей универсальный характер. Причиной быстрого распространения христианства являлось не только то, что оно сумело удачно объединить все основные религиозные идеи своей эпохи и придать им наиболее общий характер, свободный от всех местных особенностей. Успехи новой религии не в меньшей степени были вызваны ее организационными формами. Христиане в каждом городе составляли общину верующих. Это было не только объединение единоверцев, но и своеобразный союз взаимопомощи и благотворительности.* Так как большинство членов общины первоначально принадлежало к неимущим и малоимущим слоям городского населения, то этот момент играл огромную роль. В каждой общине существовала касса, из средств которой раздавались по- собия и устраивались общие трапезы Эта касса пополнялась за счет взносов.
Идеология, господствовавшая в ранних христианских общинах, была идеологией социальных низов, напоминающей настроения сивиллиных пророчеств уравнительные стремления, нападки на богатых, восхваление бедности, ненависть к всеобщему угнетателю — Риму.
53. Рымскае грамадства і дзяржава ў IV ст. Сістэма даміната.
Реформы Диоклетиана (284–305). Кутерьма на престоле прекратилась с приходом Диоклетиана в 284 г., последнего императора-реформатора, правившего до 305 г. Он был сыном вольноотпущенника, дослужившимся до высших армейских чинов, то есть, как и его предшественники, являлся выдвиженцем из военной среды. С его именем связано начало нового этапа в истории Римской империи – домината (от слова dominus – хозяин), когда император отбросил последние внешние остатки республиканской системы и полностью сосредоточил в своих руках государственную власть. Диоклетиан провел ряд реформ.
Административные преобразования свелись к тому, что отныне империя разбивалась на четыре части: две крупные – Восточную (столица Никомедия) и Западную (столица Медиолан), каждая из которых делилась пополам. Так возникла тетрархия, правление четырех человек. Диоклетиан, оставаясь на западе государства, назначил правителя в Восточной части империи – Максимиана. Оба, в свою очередь, выбрали соправителей, каждый в своей области. Создание тетрархии, с одной стороны, являлось формальным актом, так как никакого равенства властителей не было, поскольку всеми делами заправлял Диоклетиан. С другой стороны, рассредоточение власти было необходимо, так как империя давно из центра не управлялась, настолько огромной и беспокойной она была.
|
|
Создание тетрархий привело к разукрупнению провинций и сокращению их территорий. Административная реформа была направлена на то, чтобы абсолютизм сочетался с управлением на местах. Империя дробилась на сто провинций, и Рим являлся 101-й. В этом выразилось сочетание абсолютизма и военно-административной системы. Новые провинции не совпадали с границами этно-исторических областей. Во главе каждой стоял ректор, несколько провинций составляли диоцез, управлявшийся викарием. Сенат превращался в городской совет Рима, утратив ведущее положение в общегосударственных делах. Диоклетиан не признал принципа наследственности власти и, согласно собственному решению, обязывался через двадцать лет сложить с себя полномочия императора и передать власть назначенному преемнику. То же обещали сделать и соправители.
Денежная реформа Диоклетиану не удалась. Финансовый кризис по-прежнему был связан с падением стоимости денег и чеканкой монет, стоимость которых не отвечала золотому запасу государства. Диоклетиан попытался исправить ситуацию и стал с 286 г. выпускать полноценные серебряные и золотые монеты, быстро исчезнувшие из обращения. Поэтому император вернулся к чеканке прежних монет, не отвечавших своей стоимости из-за добавок низкопробных металлов.
Налоговая реформа находилась в тесной связи с неудачей в области финансов. Деньги перестали играть значительную роль в экономике, и налоги собирались натурой: продуктами или изделиями ремесленного производства. Основой налогообложения (капитации) стали земля и работники – система, заимствованная из Египта, согласно которой работники прикреплялись к земельным участкам.
Для составления равномерной раскладки между налогоплательщиками Диоклетиан в 289–290 гг. провел перепись населения. Получил широкое распространение вышеупомянутый вид экономических отношений между владельцами и пользователями земли – колонат. Колоны, арендуя земельные участки, фактически лишались права их покидать.
|
|
Диоклетиан пытался исправить экономическую ситуацию принудительными мерами и в 301 г. издал «Эдикт о твердых ценах и заработной плате». Цены росли, а оплата труда не повышалась и чтобы ликвидировать этот разрыв, император повсеместно ввел одинаковые цены, рассчитывая на поддерживаемое государством производство. Однако подобная политика не принесла положительных результатов, потому что хлеб в Египте стоил одну сумму, а в Германии – другую. Реализация постановления проводилась жестокими мерами, когда прямо на рынках возводились эшафоты и спекулянты оказывались на них сразу после совершенной сделки. Эдикт не имел далеко идущих последствий, поскольку не был экономически обоснован, равно как и приводился в действие не экономическими методами.
Диоклетиан провел военную реформу. Были созданы подвижные маневренные войска, расквартированные в различных городах. Набор в армию производился принудительным образом, поскольку добровольцев оказывалось недостаточно, и землевладельцы обязывались поставлять солдат из числа колонов. Военная служба в глазах жителей империи окончательно утратила привилегированный статус. Войска пополнялись за счет варваров, в связи с чем шла постепенная варваризация армии, сыгравшая свою роль в падении римского государства.
При Диоклетиане имело место одно из последних крупных и жестоких гонений на христиан. В 303 г. император издал эдикт против них, а вслед за ним – еще три. Гонение выразилось в проведении многочисленных казней отказавшихся подписать акт о принесении жертв гению императора, в запрете богослужений, сожжении канонических книг, в конфискации имущества, которым Церковь обладала незаконно, поскольку не была признана государством.
В 305 г. Диоклетиан и Максимиан, как и обещали, торжественно передали власть преемникам и отправились на покой. Диоклетиан поселился в Салоне (современный Сплит, Югославия), где воздвиг себе роскошный дворец и возвратился к мирным делам. В 313 г. он покончил с собой из страха перед возможной казнью, так как ему неожиданно пришло извещение прибыть ко двору нового императора.
54. Распад Рымскай імперыі. Асаблівасці гістарычнага развіцця Заходняй і Ўсходняй Рымскіх імперый.
Падение Римской империи. В 476 г. командующий императорской гвардией германец Одоакр низложил малолетнего императора Ромула Августула (по иронии судьбы в конце римской истории оказался опять Ромул) и отослал царские регалии в столицу Восточной империи, упразднив императорскую власть на Западе.
476 г. стал формальным концом Западной Римской империи, равно как и концом античной истории. Нельзя сказать, что после этой даты сразу начались Средние века, поскольку само деление на эпохи Древнего мира, средних веков и Новой истории несовершенно, так как в полной мере не отражает всех исторических реалий. Падение империи явилось логичным завершением одряхлевшего античного общества, постепенно прошедшего периоды рождения, становления, развития, зрелости и упадка. Скончавшись, античность в то же время дала жизнь христианской и культурной традиции Европы.
Упадок Рима был обусловлен и экономическими, и политическими, и социальными причинами, но в первую очередь, кризис начался в сфере духовной и первые его симптомы возникли не в V и не в IV в., а гораздо раньше, когда был утрачен идеал гармонически развитого человека, рухнула полисная религия и идеология, воплощавшая реальное мировоззрение античного человека, после упразднения республики и установления фактической монархии. То есть реальный кризис берет начало с эпохи Августа, когда римское государство достигло вершины своего могущества и начался постепенный откат назад, как в случае с маятником, который, максимально отклонившись в сторону, начинает движение в противоположном направлении. Римское государство не развалилось после Августа и не только существовало, но даже благоденствовало, о чем свидетельствовало правление Антонинов (II в.), названное «золотым веком», однако его духовный остов уже был сломан: римская история лишилась цементировавшей ее духовной основы.
Создание варварских королевств в V в. Весь V в. превратился в период нашествий варваров на территорию империи. В 410 г. произошло знаменательное событие античной истории, когда Рим впервые за много столетий был взят вестготами во главе с Аларихом и жестоко разграблен.
У варваров не было намерения разрушить империю, так как они сохраняли пиетет по отношению к императорской власти и не мыслили себя вне ее. Варвары стремились найти свое место в империи, разрывая ее на части и этим способствуя ее будущему крушению.
В Западной империи политика по отношению к варварам развивалась в русле начатого Феодосием направления, поскольку все иноземцы теперь рассматривались как федераты, что происходило в силу необходимости, когда римляне смирялись с созданием новых государственных образований на своей территории. Наиболее ранним из них стало Вестготское королевство (418), возникшее в юго-западной части Галлии, Аквитании, и впоследствии присоединившее к себе земли Испании. Вестготы строили отношения с местным населением на мирной основе. Следующее, Вандальское королевство было основано в Северной Африке в 429 г. Вандалы прославились своей жестокостью, в частности, в 455 г. взяли Рим вторично и подвергли его наиболее опустошительному, сознательному и тем более ужасному разорению, когда памятники культуры уничтожались осмысленно. Отсюда слово вандализм стало нарицательным. Королевство Бургундское возникло в 443 г. в юго-восточной Франции, Сабаудии, а Англо-сакское – в 451 г. в юго-восточной части Британии.
Формально зависимость королевств от Равенны выразилась в том, что варвары платили дань и защищали интересы императора, но реально только тогда, когда находили нужным. Империя окончательно разваливалась. Вернуться к централизованному управлению оказывалось невозможным, и если Диоклетиан, Константин, Феодосий еще проводили реформы, то теперь никто из императоров уже не пытался повернуть вспять колесо истории.
Единственным событием, временно объединившим римлян и варваров, стало нашествие гуннов. Последние уже давно входили в состав наемных войск Рима, но с 40-х годов V в. начали совершать набеги на Балканский полуостров и даже дошли до Галлии. В результате гунны стали ненавистны всем, поэтому в 451 г. была создана коалиция военных сил римлян, франков, бургундов, вестготов и саксов, давших гуннам знаменитое сражение на Каталаунских полях. Гунны во главе с Атиллой, прозванным «Бичом Божиим», потерпели поражение, и их продвижение на запад было остановлено. Тем не менее коалиция оказалась временным явлением, вызванным внешней опасностью, поэтому быстро развалилась.
Падение Римской империи. В 476 г. командующий императорской гвардией германец Одоакр низложил малолетнего императора Ромула Августула (по иронии судьбы в конце римской истории оказался опять Ромул) и отослал царские регалии в столицу Восточной империи, упразднив императорскую власть на Западе.
476 г. стал формальным концом Западной Римской империи, равно как и концом античной истории. Нельзя сказать, что после этой даты сразу начались Средние века, поскольку само деление на эпохи Древнего мира, средних веков и Новой истории несовершенно, так как в полной мере не отражает всех исторических реалий. Падение империи явилось логичным завершением одряхлевшего античного общества, постепенно прошедшего периоды рождения, становления, развития, зрелости и упадка. Скончавшись, античность в то же время дала жизнь христианской и культурной традиции Европы.
55.Падзенне Заходняй Рымскай імперыі.
Создание варварских королевств в V в. Весь V в. превратился в период нашествий варваров на территорию империи. В 410 г. произошло знаменательное событие античной истории, когда Рим впервые за много столетий был взят вестготами во главе с Аларихом и жестоко разграблен.
У варваров не было намерения разрушить империю, так как они сохраняли пиетет по отношению к императорской власти и не мыслили себя вне ее. Варвары стремились найти свое место в империи, разрывая ее на части и этим способствуя ее будущему крушению.
В Западной империи политика по отношению к варварам развивалась в русле начатого Феодосием направления, поскольку все иноземцы теперь рассматривались как федераты, что происходило в силу необходимости, когда римляне смирялись с созданием новых государственных образований на своей территории. Наиболее ранним из них стало Вестготское королевство (418), возникшее в юго-западной части Галлии, Аквитании, и впоследствии присоединившее к себе земли Испании. Вестготы строили отношения с местным населением на мирной основе. Следующее, Вандальское королевство было основано в Северной Африке в 429 г. Вандалы прославились своей жестокостью, в частности, в 455 г. взяли Рим вторично и подвергли его наиболее опустошительному, сознательному и тем более ужасному разорению, когда памятники культуры уничтожались осмысленно. Отсюда слово вандализм стало нарицательным. Королевство Бургундское возникло в 443 г. в юго-восточной Франции, Сабаудии, а Англо-сакское – в 451 г. в юго-восточной части Британии.
Формально зависимость королевств от Равенны выразилась в том, что варвары платили дань и защищали интересы императора, но реально только тогда, когда находили нужным. Империя окончательно разваливалась. Вернуться к централизованному управлению оказывалось невозможным, и если Диоклетиан, Константин, Феодосий еще проводили реформы, то теперь никто из императоров уже не пытался повернуть вспять колесо истории.
Единственным событием, временно объединившим римлян и варваров, стало нашествие гуннов. Последние уже давно входили в состав наемных войск Рима, но с 40-х годов V в. начали совершать набеги на Балканский полуостров и даже дошли до Галлии. В результате гунны стали ненавистны всем, поэтому в 451 г. была создана коалиция военных сил римлян, франков, бургундов, вестготов и саксов, давших гуннам знаменитое сражение на Каталаунских полях. Гунны во главе с Атиллой, прозванным «Бичом Божиим», потерпели поражение, и их продвижение на запад было остановлено. Тем не менее коалиция оказалась временным явлением, вызванным внешней опасностью, поэтому быстро развалилась.
Падение Римской империи. В 476 г. командующий императорской гвардией германец Одоакр низложил малолетнего императора Ромула Августула (по иронии судьбы в конце римской истории оказался опять Ромул) и отослал царские регалии в столицу Восточной империи, упразднив императорскую власть на Западе.
476 г. стал формальным концом Западной Римской империи, равно как и концом античной истории. Нельзя сказать, что после этой даты сразу начались Средние века, поскольку само деление на эпохи Древнего мира, средних веков и Новой истории несовершенно, так как в полной мере не отражает всех исторических реалий. Падение империи явилось логичным завершением одряхлевшего античного общества, постепенно прошедшего периоды рождения, становления, развития, зрелости и упадка. Скончавшись, античность в то же время дала жизнь христианской и культурной традиции Европы.
56. Культура Рыма ў эпоху Позняй імперыі (III – V стст.).