Ф. Бродель о структуре социального времени

Бродель предложил новую методологию синтеза социальных наук, выделив структуры социального времени. Критикуя традиционную историографию, основанную на описании исторических событий, измеряемых короткими хронологическими единицами, Бродель вводит понятие «времени больших длительностей». Именно с помощью этого понятия историческое исследование может сделать своим предметом демографические процессы, изменения экономических и социальных конъюктур, цикличные колебания производства, обмена и потребления. Субъектом истории при подобном подходе оказываются не отдельные исторические индивиды, а медленно изменяющиеся во времени структуры – «системы достаточно устойчивых отношений между социальной реальностью и массами». Выделение нового измерения истории и специфического исторического субъекта в виде структур позволило Броделю создать оригинальную модель исторического исследования, широко используемую историками во 2-й пол. 20в. Сначала рассматриваются географические, демографические, агротехнические, производственные и потребительские условия материальной жизни, или, как называет их Бродель «структуры повседневности». Затем анализируются собственно экономические структуры общества, связанные со сферой обмена (рынка и ярмарки, биржи и кредиты, торговля и промышленность) и возникающие на их основе социальные структуры, начиная с простейших торговых иерархий и заканчивая, если того требует предмет исследования, государством. Наконец, в последней части исследования показывается, как в результате взаимодействия выявленных ранее структур возникает собственно предмет исследования. [интернет источник] что-то вроде краткого содержания. Для того чтобы шире рассмотреть предлагаю источник прочитать.

«Введя в научный оборот концепт «lalonguedurée», Бродель не только раскрыл возможности многоуровневого (тотального) подхода к исследованию социально-исторической реальности, но и, говоря словами П. Берка, «сделал больше, чтобы изменить наши представления о времени и пространстве, чем любой другой историк столетия»». (К.А. АгирреРохас)

 

Всей своей логикой новый тип исторического повествования, охватывающий все новые области истории, подводит нас к понятию исторической долговременности. Но существует целый ряд причин, препятствующих "внедрению этого подхода к истории, и на наших глазах происходит возвращение к кратковременным хронологическим масштабам. Может быть, это происходит потому, что представляется более необходимым (или более насущным) создать некоторый синтез "циклической" истории и истории традиционной, чем идти вперёд, в неизвестное; Иначе говоря, закрепить завоеванные позиции.

ПРИМЕР:Первая великолепная книга Эрнеста Лабрусса, вышедшая в 1933 году (E. Labrousse. Esquisse du mouvement des prix et des revenus en France au XVIIIesiecle, v. 2. Paris, 1933), исследована общее движение под во Франции XVIII века, то есть на протяжении целого столетия.В 1948 г. в самой значительной книге, появившейся во французской историографии а" последние двадцать пять лет, тот же Эрнест Лабрусс был вынужден ограничиться менее длительным промежутком времени, когда в глубокой депрессии 1774-1791 годов он усмотрел один из основных источников французской революции одну из причин ее динамизма.И тем не менее в вей он еще затрагивает вопросе экономических циклов больших хронологических масштабов. [http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=63&Itemid=52 Хакимов Г.А. «Время большой длительности»]

Суть, к которой ведет автор, если можно так сказать, концепции «время большой длительности»

«в сопоставлении с другим формами исторического времени та форма, которую мы называем "большой длительностью", оказывается чем-то довольно сложным. Ввести ее в нашу науку очень непросто. Здесь меньше всего речь идет о простом расширении предмета исследования или области наших интересов. Да и само введение новых временных параметров отнюдь не сулит одни лишь блага. Оно влечет за собой готовность историка изменить весь стиль и установки, направленность мышления, готовность принять новую концепцию социального. Это значило бы привыкнуть ко времени, текущему медленно, настолько медленно, что оно показалось бы почти неподвижным. Только тогда мы сможем вырваться из плена событий, чтобы снова вернуться к ним и посмотреть на них другими глазами, задать им другие вопросы. Во всяком случае, историю, в целом можно понять только при сопоставлении ее с этим необозримым пространством медленной истории. Только так можно выявить действительный фундамент исторических событий. И тогда все этажи общей истории, все множество ее этажей, все взрывы исторического времени предстанут перед нами вырастающими из этой полунеподвижной глубины, центра притяжения, вокруг которого вращается все.»»

Источник.

1.       Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М., 1977 или М., 2000 или [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер – История. – Электрон.текст. дан. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Brod/index.php (дата обращения 08.05.12).

Вопрос 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: