Политический процесс в системной модели Д.Истона

Источник: Истон Д. Категории системного анализа политики. http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt27.htm

Правомерно начать изучение политической жизни как поведенческой системы, находящейся в определенной среде (environment), с которой эта система взаимодействует. Политические взаимодействия в обществе представляют собой систему поведения (понятие системы представляет исходную точку, двигаясь из которой можно получить множество выводов в дальнейшем анализе.) Политическую жизнь как систему не следует изучать как существующую в вакууме. Ее следует рассматривать в физическом, биологическом, социальном и психологическом окружениях (environments). Уточнение того, что представляют собой различные виды окружения, полезно и необходимо, поскольку политическая жизнь является открытой системой. Вследствие ее собственной природы как социальной системы, выделенной из других социальных систем, она подвержена их постоянному воздействию. Из этих систем исходит постоянный поток событий и акций, определяющих условия, в рамках которых элементы политической системы должны действовать.

Тот факт, что некоторые политические системы выживают, как бы на них ни воздействовало окружение, означает, что они должны обладать способностью реагировать на возмущающие воздействия (disturbences) и тем самым адаптироваться к изменяющимся условиям. Как только мы признаем, что политические системы могут быть адаптивными, а не просто пассивно воспринимающими воздействие среды, сразу появляются новые возможности теоретического анализа

Во внутренней организации политической системы ключевым свойством, характерным и для других социальных систем, является исключительно гибкая способность реакции на условия своего функционирования. Действительно, политические системы включают самые разнообразные механизмы, с помощью которых им удается справляться с возмущающими воздействиями среды. Посредством этих механизмов они могут регулировать свое поведение, трансформировать внутреннюю структуру и даже изменять фундаментальные цели. (это отличительная черта социальный систем вообще)

Рассматривает политическую систему не как стремящуюся к состоянию равновесия и стабильности. Равновесный подход создает впечатление, что элементы системы имеют только одну основную цель: путем преодоления внешних возмущающих воздействий осуществить возврат к исходной точке равновесия или двигаться к какой-либо новой точке равновесия. Обычно при этом имеют в виду стремление к стабильности, и, как если бы стабильность являлась наиболее желаемым состоянием. Также недостаточно внимания уделяется формулировке проблем, касающихся выбора конкретного пути возврата системы в исходную точку равновесия или достижения ею новой точки равновесия. А эти проблемы имеют существенное теоретическое значение.

Невозможно понять процессы, обеспечивающие способность того или иного типа политической жизни воспроизводить себя, если ее цели или форма реакции со стороны общества считаются наперед заданными. Система вполне может иметь иные цели, чем достижение той или иной точки равновесия.

Истону представляется более эффективным подход, в рамках которого признается, что отдельные элементы системы могут иногда осуществлять действия, способствующие разрушению предшествующего состояния равновесия, или даже поддерживать перманентное состояние неравновесия. Типичным случаем подобного рода является, например, тот, когда власть стремится сохранить свое положение, поддерживая внутреннюю нестабильность или преувеличивая внешнюю угрозу.

Далее, общим свойством всех систем является их способность амортизировать спектр внешних воздействий позитивного, конструктивного и инновативного плана, устранять или абсорбировать влияние любых возмущающих сил. Система отнюдь не обязательно реагирует на внешнее возмущение лишь путем колебания вблизи исходной точки равновесия или двигаясь к точке нового равновесия. Она может справляться с возмущающим воздействием, стремясь изменить свое окружение таким образом, чтобы взаимодействие между ней и этим окружением не приводило к росту напряжения; элементы подвергшейся внешнему воздействию системы могут даже настолько существенно трансформировать отношения между собой, модифицировать собственные цели и способы действий, что система сможет значительно лучше справляться с воздействием среды. С помощью этого и других способов система способна творчески и конструктивно отвечать на внешние возмущающие воздействия.

Для любых социальных систем, включая политические, адаптация представляет собой нечто большее, чем простое приспособление к меняющейся ситуации. Она включает множество разнообразных действий, ограниченное только человеческим мастерством, изобретательностью, ресурсами, с помощью которых происходит модификация, осуществляются фундаментальные изменения и контроль внешней среды, самой системы или того и другого вместе. В итоге система приобретает способность успешно парировать или амортизировать любые потенциально стрессовые для нее воздействия.

Система - некоторое множество переменных независимо от степени их взаимосвязи. Политическая система - совокупность тех взаимодействий, посредством которых ценности авторитарным способом приносятся в общество, это именно то, что отличает политическую систему от других взаимодействующих с ней систем. Окружение политической системы можно разделить на две части: интрасоциетальную и экстрасоциетальную. Первая состоит из трех систем (неполитических по выше данному определению), которые включают множества типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения. Системы, отличные от политической, выступают источником множества влияний, в совокупности определяющих условия действия политической системы. В мире, где постоянно формируются новые политические системы, мы можем найти немало примеров того, когда меняющиеся экономика, культура или социальная структура могут оказывать воздействие на политическую жизнь.

Другая часть окружения политической системы экстрасоциетальна, включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают функциональными компонентами международного сообщества, суперсистемы, элементами которой можно считать конкретные общества. Межнациональная система культуры – пример экстрасоциетальной системы.

Оба эти класса систем – интра- и экстрасоциетальные, – которые мы рассматриваем как внешние по отношению к политической системе, образуют полное окружение политической системы. Они могут служить источником стрессов политической системы. Возмущающие воздействия – понятие, с помощью которого можно эффективно описывать влияния полного окружения на политическую систему и вызываемые ими изменения этой системы. Не все возмущающие воздействия создают напряжение в политической системе: некоторые благоприятствуют выживанию системы, другие являются нейтральными в смысле способности вызывать стресс. Но многие воздействия можно считать способными приводить политическую систему к стрессу.

 

Когда же можно считать, что стресс наступил? Ответ на этот вопрос требует введения двух отличительных свойств политических систем. Все политические системы как таковые, поскольку они обладают определенной живучестью, обязательно выполняют две следующие функции. Для этого они должны быть способны предлагать обществу ценности и вынуждать большинство его членов признавать их в качестве обязательных, по крайней мере почти всегда. Эти два свойства (Истон называет их существенные переменные) выделяют политические системы среди других типов социальных систем. Итак, стресс для системы наступает именно тогда, когда  появляется опасность, что существенные переменные могут выйти за пределы своих критических значений. Это может быть связано с тем, что происходит в окружении системы – она может подвергнуться полному военному разгрому или суровый экономический кризис вызывает общую дезорганизацию политической системы и резкий рост нелояльности к ней. Предположим, что как следствие такой ситуации или власти окажутся не в состоянии принимать необходимые решения, или эти решения не будут выполняться. В этом случае внесение властью ценностей в общество окажется невозможным и, как следствие, общество взорвется из-за неспособности политической системы выполнять одну из своих важнейших функций, связанную с регулированием поведения его членов. Истон отмечает, что не всегда существенные выходят за границы допустимого диапазона изменений, они могут подвергаться стрессу, но оставаться в пределах критических точек. И до тех пор, пока политическая система способна удерживать свои существенные переменные в этих пределах, можно утверждать, что она обладает способностью к выживанию.

 Как именно потенциально способные вызывать стресс условия в окружении политической системы соотносятся и взаимодействуют с ней? – вводит инпутальный подход.

Источник: конспект с семинара Шпагина

1.       Input(вход) – внесение требований и поддержек

2.       Политическая система – конверсия. «Что внутри нее – Истон его знает» © Шпагин

3.       Output(выход) – административный процесс.

4.       Freedbackloop(обратная связь) – изменение требований и поддержек

Истон пытался «вскрыть черный ящик», понять, что внутри политической системы. Выделяется 2 уровня политических явлений: 1) политические институты (партии, парламент, правительство, вся хурма); 2) политические ориентации (знания, позволяющие описывать полит.систему, а также отношение к ней, интерпретация, оценка системы).

Функции политической системы: 3 группы

           1.Функции политического процесса (политической является лишь часть полит.системы)

1) артикуляция интересов (группы выражают интересы, предъявляют требования)

2) агрегирование интересов (функции артикуляции сводятся в целостные программы, блоки требований, которые не противоречат друг другу)

3) определение политического курса

4) реализация полит.курса (конкретные решения для его осуществления)

5) корректировка полит.курса, разрешение конфликтов

           2. Функции реализации полит.курса (на выходе)

1) регулирование поведения граждан

2) извлечение ресурсов (к примеру, в виде налогов)

3) распределение ресурсов

           3. Функции системы (для сохранения системы)

1) полит.социолизациия – обучение граждан формам, методам полит.поведения

2) полит.рекрутирование – привлечение людей к работе на государство, набор полит.персонала

3) полит.коммуникации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: