Лоббизм как вид полит.деятельности

Лоббизм – политическое давление, оказываемое на органы власти и их руководителей с целью продвижения особых интересов различных экономических, социальных, культурных, политических групп.

Если лоббизм преобладает в деятельности какой-либо группы, то ее скорее всего можно назвать группой давления.

Термин «лоббист» употребляется в 2ух значениях:

•        В широком смысле он применяется равнозначно с термином «группа давления».

•        В более узком смысле лоббистом считается любая организация (юридическое агенство, служба полит.консалдинга), оказывающая, обычно за плату, воздействие на законодательный процесс в пользу какого-либо лица или группы лиц посредством прямого обращения к членам парламента.

Для обозначения сил, стоящих за лоббисткими организациями существуют понятия «заинтересованная группа» («группа интересов») и «группа давления».

Заинтересованная группа – группировка, преследующая интересы в той или иной деятельности правительства и готовая оказать на него давление в случае необходимости.

Группа давления – по существу, та же заинтересованная группа, но приступившая к активным практическим действиям.

Таким образом, группа интересов – это потенциальная группа давления.

Группа давления – организация, которая осуществляет давление на органы гос. власти, с целью законодательного или административного обеспечения и защиты своих материальных, социальных, духовных и др. интересов.

Таким образом, выстраивается цепочка:

Заинтересованная группа – группа давления – лоббисткая организация

Группа давления может быть одновременно собственным лоббистом, если сама осуществляет давление.

Т.о. лоббизм – явление полит.жизни, при котором заинтересованные экономические, полтитические, религиозные, этнические и т.д. группировки прямо или косвенно оказывают на парламент и правительство давление с целью как можно выгоднее отразить свои интересы в законодательных актах и конкретных мероприятиях гос. исполнительных органов.

Функции лоббистких группировок:

•        Сбор информации. Задача лоббиста – организовать постоянный поток информации о всей соответствующей приминительно к интересам группы, деятельности органов гос. власти.

•        Обеспечение информацией внешних потребителей. Т.о. 1ая и 2ая функции обеспечивают того, что между гражданским обществом и государством происходит непрерывный коммуникационный обмен.

•        Связь с законодательными и исполнительными органами (т.е. собственно лоббизм).

•        Функция продажи правительству своей продукции (это относится к торговым и предпринимательским корпорациям).

Ресурсы (средства, которые позволяют влиять на процесс принятия полит.решений):

•        Утилитарные ресурсы (знаменитые три «Б» - банкноты, банкеты, блондинки)

•        Ресурсы сили (шантаж, физическая расправа, использование «темных» страниц биографии)

•        Ресурсы убеждения (воздействие на эмоции)

Прямой вид лоббизма – непосредственный личный контактлоббистов с законодателем.

Косвенный вид лоббизма – через общественное мнение.

Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции современные виды // Вестник Московского ун-та. Сер.12. 2004. №4

Полит.коммуникация

Теория полит.коммуникации складывается в середине 20 в.

Полит.коммуникация – процесс передачи информации между элементами полит. системы и между системой и обществом.

Г. Ласлоу полит.коммуникацию рассматривал через такие вопросы:

•        Кто говорит?

•        Что говорит?

•        Кому говорит?

•        По какому каналу?

•        С каким эффектом?

Дж. Томсон выделял три уровня полит.коммуникации:

1.       Семантический – зависимость процесса коммуникации от употребления знаково-звуковых форм. Официальные структуры должны использовать такие формы, которые бы позволяли понимать суть высказываний.

2.       Технический – кадровые центры, базы данных, технологии хранения информации.

3.       Инфлуентальный – на этом уровне достигается определенная степень влияния информации на сознание и поведение. (Источники, способ подачи информации)

3 способа полит.коммуникации:

1.       Через СМИ

2.       Через организации

3.       Неформальная полит.коммуникация (слухи, сплетни – негативная оценка)

Решающую роль играет СМИ:

•        Образовательная функция

•        Социализация

•        Контрольная функция

•        Артикуляция интересов

•        Мобилизация интересов

Ребят, вопрос по теме из лекции, семинаров по ней не было, поэтому без источников. Если что, тема лекции: полит.субпроцессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: