Концепции постсовременности и политический процесс

(Источники: 1) лекция; 2) Соловьев А.И. Политический облик постсовременности: очевидность явления // Общественные науки и современность. 2001. №5 (есть в интернете); 3) Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. Гл.12 (12.3))

 

Современное общество уступает обществу нового типа (информационное, постсовременное, постмодернистское, постиндустриальное).

Дискуссии о постсовременности и постмодернизме развернулись на Западе с конца 60х гг. (в России развернулись в кон. 80х). У Современности оказалось множество проблем, на которые обратили внимание представители нового направления в политической мысли.

Постиндустриальное общество: Д.Бэлл: социум, где индустриальный сектор потеряет свою ведущую роль под воздействием технологизации, основной производственной силой станет наука, потенциал общества будет измеряться масштабами той информации и тех знаний, которыми оно располагает. Переход от производства вещей к производству услуг, рост численности технич.класса, интеллигенции.

Информационное общество: термин - Хаяши (Япония). значение информации как основы соц.структуры, основной ресурс, информатизация, нарастающее использование информационных технологий. Меняется политическая реальность, меняется классовая структура общества, новые критерии соц-политич.дифференицирования. Структура информационного потребления - основа дифференцированного отношения людей к политике. Важна доступность, умение эффективно распоряжаться информацией. Проблемы противоречия национального и религиозного сознания, противоречия между интересами налогоплательщиков и получателями бюджетных средств. Разделение по половому признаку может привести к политическим противоречиям. Плюрализм, не являющийся классовой принадлежностью. Перемены приобретают качественный характер.

Эпоха Модерна закончилась → приходит новая.

«Постмодерн», «постсовременность»: большое разнообразие взглядов теоретиков-постмодернистов. Основные идеи, с которыми он появился на теоретической сцене науки: 1. Радикальный переворот, в результате которого общество Модерна сменяется обществом Постмодерна (Бодрийяр, Крокер). 2. Несмотря на большие перемены, постмодерн вырос из Модерна, является его продолжением (неомарксисты, например Джемесон, Лаклау, Муффе, а также постмодернистские феминистки Фрэзер, Николсон и др.). 3. Модерн и Постмодерн не следует рассматривать как отдельные эпохи, а как продолжительные во времени взаимоотношения, причем постмодернизм всегда выступает с критических позиций по отношению к модернизму (Смарт).

Гидденс считает, что модерн никуда не делся, а перешел в новую фазу.

Вагнер: 3 этапа трансформации: 1. 1968-1974: начало студенческих движений до начала всемирного экономического кризиса. 2. 1975-1980: исламская революция в Иране (консервативная реакция), приход в Англии к власти Маргарет Тетчер, рефлексия по поводу возникновения постмодерна. «Условия постмодерна» Лиотар. 3. 1986-1992: перестройка в СССР.

Лиотар: Постмодернистское знание — это не просто инструмент власти, оно оттачивает наше внимание к различиям, способность терпеть несовместимое. Политическая теория уже вышла из периода Модерна и вошла в постмодернизм. Основная цель постмодернизма — деконструкция проекта Просвещения (было - нарратив Просвещения - мыслитель выступает от имени универсальной истины и всего человечества, просвещенное государство осуществляет просвещение и свободу людей через познание истины, государство легитимируется самими людьми, т.о. власть, знание и эмансипация тесно взаимосвязаны). В мире произошло нечто новое, что не позволяет описывать его сегодня в терминах и традициях, присущих эпохе Модерна.

В.Малинкович: процесс ряда явлений истории, развитие новых информационных технологий, формирование технологий глобализма, поражение всех больших проектов модерна, падение тоталитаризма. Мировое сообщество пересмотрело «гос.суверенитет». Суверенитет гос-ва – суверенитет бюрократического аппарата управления. Люди вынуждены реагировать, строить защиту. Гос-во трансформируется и адаптируется в новых условиях. Гос-во в Современности – сетевое гос-во, создающее сложную структуру распределения власти и принятия решений. Возникновение сетевого общества означает рост суверенитета личности за счет ослабления суверенитета гос-ва, его функции минимизируются.

Тоффлер: существование партий – противоречие с деколлективным сознанием и тенденции унификации общества. Граждане все меньше чувствуют себя членами каких-либо коллективов, но участвуют в тех или иных мероприятиях. Массовое потребление.

Партии лишние. Участвовать в политике можно и без них. Партии перестают выполнять ряд своих функций, утрачивают политико-образовательные функции, исчезли трансформирующие и транслирующие функции (обратная связь). Ставит под вопрос существование классических партий. Существование переменных ценностных ориентаций. Качество жизни, доступность информации, уровень жизни – новые ценности. Постматериальные ценности. (Инглкарт) Меняются идеологии контекстуальной политики. Возникают новые течения, ориентированные на сегодняшние проблемы. Неоконсерватизм. Коммунитаризм. Антиглобализм. Религиозный фундаментализм. Феминизм. Сама идеология уступает место в политике (напр., полит.пиар, полит.рекламистика).Разрыв связи пространства и времени. Контроль над пространством не обеспечивает власти над людьми как физически, так и сознанием. Все больше приобретает контроль над временем. Скорость принятия и реализации решений – важнейший фактор в политике. Ось «быстро - медленно». Время все больше преобладает над пространством.       

Ж.Бодрийяр: радикальный постмодернизм. В 80е г. пришел к выводу, что в современном обществе доминирует не производство, а средства массовой информации, кибернетические модели и вычислительные системы, компьютеры, информационные процессоры, развлечения и индустрия знаний. Теперь господствуют коды (знаки производства). Они стали саморефлексирующимися. Границы между знаками и реальностью стерлись. Описывает мир как гиперреальность (СМИ перестали быть зеркалом реальности, сами превратились в реальность). Происходит ускорение инерции, растворение смыслов в СМИ и растворение самих масс (людей) в «черной дыре» нигилизма и бессмысленности. Нет выхода: мы обречены жить среди симуляций и гиперреальности.

Джемесон: Постмодернизм - силовое поле, на которое воздействуют различные культурные импульсы. Характеристика постмодернизма: 1. Отсутствие глубины, поверхностность. 2. Утрачиваются эмоции. 3. Потеря историчности (не можем познать прошлое, у нас есть лишь тексты о нем. Есть идеи и стереотипы относительно прошлого.Переплетение прошлого и настоящего). 4. Новые технологии (репродуктивные – компьютер, телевизор). Люди не могут понять парадигму этого мира и место в нем человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: