Общая характеристика организации, анализ ее основных экономических показателей
Данный раздел предусматривает выполнение студентами следующих видов работ:
- уточнить полное наименование предприятия, вид собственности, время его создания, местонахождение;
- изучить цели и задачи предприятия, основные направления деятельности организации, её специализацию, а также изменения, произошедшие в организации за последние три года.
- изучить перспективы развития организации, её место на региональном рынке товаров (услуг).
Изучение и анализ системы управления в организации
Для выполнения данного раздела студент должен выполнить следующие задания:
- изучить организационную структуру органов управления, дать её анализ;
- показать роль и место отдельных служб в системе управления организацией, их численный и профессиональный состав. При отсутствии специальных служб рассматриваются отдельные исполнители, занимающиеся теми или иными функциями управления;
- раскрыть функции, выполняемые отдельными органами управления, их права, формы и виды ответственности.
Изучение и анализ состава и структуры персонала организации
В ходе выполнения данного раздела студенту необходимо изучить и проанализировать следующие вопросы:
- рассмотреть функциональное разделение труда, т.е. распределение и закрепление работ между отдельными службами (отделами);
- изучить организацию службы управления персоналом, её состав, функции и направления работ. При отсутствии специальной службы показать, кто занимается решением вопросов, связанные с управлением персонала;
- проанализировать состав и структуру персонала. Для этого изучить динамику изменения общей численности персонала и состава работающих (по категориям персонала) за три последних года. Рассчитать и проанализировать структуру персонала (удельный вес отдельных категорий в общей численности) в динамике. Изучить профессионально-квалификационный состав персонала; наличие скрытой занятости работников (неполного использования рабочего времени), а также распространение дополнительной занятости работников (совместительства).
Основные направления социально-трудовых отношений в организации
В процессе выполнения раздела студенту необходимо изучить такие вопросы, как:
- содержание и порядок заключения коллективного договора на предприятии, его разделы, так как в нем отражаются основные вопросы в области социально- трудовых отношений в организации. Кроме того, качество (полнота) разработки коллективных договоров, контроль и исполнение всеми сторонами принятых обязательств является важными компонентами социально-трудовой политики предприятия;
- изучить социально-трудовые отношения занятости. Для этого необходимо рассмотреть вопросы комплектования кадров (отбор, подбор, наем персонала) и их использование (высвобождения, подготовки (переподготовки) персонала и т.д.);
- изучить социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда. Для этого проанализировать основные направления работы по организации труда, а также изучить уровень и динамику производственного труда за последние три года (указать, какой измеритель объема продукции (услуг) используется для расчета производительности труда). Для получения необходимых данных следует использовать статистическую отчетность и формы первичного учета в организации. Обобщение показателей производительности труда рекомендуется оформить в виде таблицы;
- изучить социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд: организацию тарифного нормирования заработной платы различных групп работников. Тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов служащих, а также действующие формы и системы заработной платы, их распространенность на момент прохождения практики и динамику за последние три года, применения новых систем оплаты труда; организацию материального стимулирования работников (в разделе отдельных категорий – рабочих и служащих): показатели, условия, размеры премирования.
Организация службы маркетинга. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия
Студент должен в данном разделе изучить и проанализировать следующие вопросы:
- задачи службы маркетинга, систему организации службы маркетинга, организацию практического взаимодействия службы маркетинга с основными структурными подразделениями предприятия. Содержание положения о службе маркетинга, должностные инструкции сотрудников службы (по возможности приложить к отчету), сильные и слабые стороны организации службы маркетинга на предприятии;
- организацию маркетинговой информационной системы на предприятии:
внутренняя и внешняя информация: состав, источники, способы сбора, обработки и хранения информации о социально-экономических, демографических, правовых, культурных и иных процессах, о конъюнктуре товарных рынков, состоянии фондовых, трудовых, финансовых рынков, о конкурентах, партнерах, контактных аудиториях;
- задачи и механизм действия маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы, сегментирование рынка, целевые и потенциальные потребители;
- анализ маркетинговой среды фирмы: влияние и взаимосвязь факторов микросреды и макросреды на деятельность предприятия (поставщики, посредники, клиентура, конкуренты, контактные аудитории, экономические и политические факторы и т.д.).