Глава 5. Анализ отношения учащихся старшего звена общеобразовательных учреждений города Барнаула к экстремизму

В период с 14 по 23 марта 2017г. в пяти образовательных учреждениях г. Барнаула авторами работы было проведено анонимное анкетирование школьников по проблеме экстремистских проявлений в подростковой и юношеской среде.

Базовым нормативным актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом и дающим перечень его юридически значимых признаков, является Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Проблема профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде актуальна. Экстремистская деятельность - деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций по планированию, организации и совершению противоправных действий. Особенно остро на проявления экстремисткой деятельности реагируют подростки в силу своих психологических особенностей, социальной и эмоциональной незрелости.

Цель исследования: изучение потенциала, причин и форм экстремистских проявлений учащихся в образовательных учреждениях г. Барнаула.

Задачи исследования:

1. Исследовать факторы, способствующие проявлению экстремистских проявлений учащихся ОУ г. Барнаула

2. Исследовать формы экстремистских проявлений учащихся ОУ

г. Липецка.

3. Исследовать отношения старшеклассников к проблеме межнациональных отношений в ОУ г. Барнаула

4. Исследовать общественное мнение старших школьников о проблемах и причинах, способствующих возникновению экстремистских проявлений и правонарушений экстремисткой направленности и участию несовершеннолетних в объединениях экстремисткой направленности, в ОУ г. Барнаула

5. Создать и апробировать инструментарий (опросник) для проведения мониторинговых исследований по данной проблеме.       

В анонимном анкетировании приняли участие 100 респондентов 15-17 лет пяти школ школьного округа №3 города Барнаула Ленинского района.

Анализ результатов анкетирования показывает, что большинство респондентов знакомы с понятием «экстремизм» - 87%). Лишь 13% опрошенных указали на то, что данное понятие им не знакомо. В то же время анализ данных, полученных на вопрос «Отметьте предложения, которые, на Ваш взгляд, подходят к определению экстремизма» показывают, чтов содержании определения идет смешение понятий: 38% школьников не видят состава уголовно-наказуемого или общественно опасного деяния. Кроме того, большинство опрошенных (64%) считают, что ответственность за совершение деяний экстремистской направленности наступает не ранее 18 лет. Полученная информация позволяет сделать вывод обактуальностии, как следствие, недостаточной информированности школьников по данному направлению.

Результаты ответов респондентов на вопрос «Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?» выглядит следующим образом:

- Был свидетелем унижений, оскорблений из-за национальности или вероисповедания 46%

- Не сталкивался 38%

- Сталкивался с пропагандой: видел листовки, призывы экстремистского содержания 23%

- Был свидетелем осквернения, разрушения памятников, могил 0%

- Был свидетелем акций протеста с применением насилия. 0%

- Участвовал в экстремистских деяниях 0%

На вопрос «Приходилось ли Вам участвовать в конфликтах на национальной почве?» 24% опрошенных (почти каждый 4!) ответили утвердительно.

Иерархия ответов на вопрос «Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?» выглядит следующим образом:

- Не приходилось сталкиваться – 71%

- Сталкивался однажды - 22%

- Сталкивался несколько раз 7%

- Сталкиваюсь достаточно часто – 0%

Для большей части опрошенных национальность человека в отношениях значения не имеет (56%), не одобряют плохого отношения по национальному признаку 39%, и лишь 5% придают значение национальности в общении. В то же время 61% старшеклассников считает, что учащиеся других национальностей не должны публично демонстрировать свои обычаи.

Названные факторы свидетельствуют о том, что учащихся нередко сталкивались с проявлениями экстремизма в повседневной жизни, особенно в русле нетерпимости по национальному признаку. Показатели  опрошенных респондентов указывают  на определенную сопричастность к экстремистским взглядам и свидетельствует о существовании потенциальной возможности развития экстремизма на национальной почве в образовательных учреждениях. Данные показатели позволяют говорить о необходимости усиления в школьной среде норм толерантного поведения по отношению к людям иной национальности или вероисповедания.

Влияние организаций экстремистского толка на молодежь можно пока считать незначительным. Тем не менее, такие организации и их деятельность привлекают внимание учащихся, о чем свидетельствуют приведенные данные. Чаще всего с экстремистским материалами учащиеся сталкиваются в сети Интернет - 84%, в фильмах - 64%, в листовках, газетах, журналах – 8%, телевизионных передачах – 8%. Малый показатель последних двух позиций может объясняться тем, что школьники старших классов не проявляют интереса к просмотру телепередач и чтению СМИ в печатном варианте. В основном, в этом возрасте информацию получают от общения со сверстниками и в сети Интернет. Из других источников указывают – разговоры со старшими (2%).

На вопрос «Как вы поступите, встретив в социальных сетях заинтересовавшую вас информацию экстремистского характера?» ответы опрошенных распределились следующим образом:

А. Сделаю репост – 4%

Б. Поставлю лайк – 11%

В. Сохраню на своей странице – 14%

В других вариантах отметили, что не интересуются данной темой. Тем не менее, обозначенные 29%, отреагировавшие на информацию экстремистского содержания в судебной практике являются преступниками, что рассмотрено нами подробно в гл.3 настоящей работы. Мы предполагаем, что данные нарушения старшеклассники совершают, не имея знаний о понятии «экстремизм» и мерах уголовной ответственности за совершенные деяния. На вопрос «Знаете ли Вы о какой-либо экстремистской организации (группе) в нашем городе?» все опрошенные ответили отрицательно. Однако, 18% учащихся указывают, что имеют знакомых, разделяющих экстремистские взгляды. Не имеют таких знакомых – 54%, не интересовались данным вопросом – 28%. Окружающий социум является важным вектором при определении ребенком выбора его друзей, увлечений, взглядов. В связи с этим 18% из числа опрошенных, ответивших положительно на представленный вопрос, потенциально могут способствовать появлению и активации экстремистских проявлений в подростковой среде.

Большинство старшеклассников сегодня не относят себя к участникам неформальных молодежных организаций – 84%. Это не может оцениваться однозначно «хорошо» или «плохо». С одной стороны, это показывает невысокую заинтересованность большинства респондентов в участии в деятельности неформальных молодежных объединений. С другой стороны, «новизна» идей некоторых неформальных организаций может вызвать отдельный интерес к ним у части старшеклассников. Среди неформальных объединений, к которым относят себя респонденты, были указаны следующие:  футбольные фанаты- 7%; религиозные объединения – 1%, паркуристы – 2%, музыкальные и танцевальные субкультуры – 4%. Не указали – 2%. Следует взять во внимание, что представители футбольных фанатов и нетрадиционных религиозных объединений зачастую ведут себя агрессивно, некоторые их действия могут быть расценены как проявления экстремизма. В данном случае, мы считаем, необходимы профилактические мероприятия с несовершеннолетними, как со стороны образовательных учреждений, так и со стороны межведомственных структур.

Основные причины экстремизма старшеклассники видят:

- в недостаточной терпимости людей – 42%,

- целенаправленной деятельности экстремистских организаций – 28%

- в многонациональности населения, проживающего на территории Российской Федерации – 37%,

- недостаточном правовом просвещении граждан в сфере противодействия (профилактики) экстремизма – 18%,

- в деформации системы ценностей в современном обществе – 9%.

Среди иных причин указывают: большое количество мигрантов из стран Азии – 14%, недоверие людей к действующей власти – 7%

Большинство учащихся – 87% - осуждают проявления деяний экстремистской направленности, ещё 13% школьников безразличны указанные действия, никто из опрошенных не поддерживает экстремизм.

Учащимися озвучены различные способы борьбы с экстремизмом. Проанализировав варианты, можно выделить следующие направления борьбы с терроризмом:

Первое - проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде. В частности, этому могло бы способствовать существенное расширение юридической составляющей в воспитании и образовании. Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.

Второе - воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.

Третье - совершенствование вопросов досуга и отдыха молодежи, активная пропаганда в молодежной среде здорового образа жизни, занятия спортом и физической культурой. Важно заметить, что перечисленные мероприятия должны быть доступны всей молодежи и в материальном плане.

Данные меры помогут молодым людям осознать, что государство заботится о них, и нет необходимости совершать противозаконные действия.

На вопрос «Готовы ли Вы оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов по противодействию экстремизму?» ответы распределились следующим образом:

- Готов – 61%

- Не готов – 12%

- Затрудняюсь ответить - 27%

Считаем, что данные цифровые показатели позволяют подчеркнуть необходимость объединения усилий всех участников образовательных отношений для решения проблем молодежного экстремизма. Представленная аналитика свидетельствует о необходимости актуализации внимания школьников со стороны различных институтов образования и воспитания, объединения усилий всех структур для повышения эффективности профилактики экстремизма.

 Результаты анонимного анкетирования старших школьников указывают, что большинство учащихся знакомы с понятием терроризма, не одобряют его проявления, не связаны с экстремистскими организациями, довольно терпимо относятся к лицам иной национальности или вероисповедания. Среди факторов можно выделить недостаточное правовое воспитание школьников в вопросах экстремизма, информация, распространяющаяся в сети Интернет, положительно выраженное отношение взрослых к проявлениям экстремизма, недостаточная организованность досуга учащихся. Среди форм настораживает проявление интереса к указанному материалу в сети Интернет.

    Считаем, что сформированный нами опросный лист (анкета) позволяет проводить мониторинговые  исследования по данной проблеме.

Заключение

Данные изучения специальной литературы, законодательства, следственной и судебной практики, а также результаты проведённых опросов молодежи позволяют сделать выводы о том, что гипотеза исследования подтвердилась: формирование правосознания в области преступлений экстремистской направленности у старших школьников является действенной профилактикой проявлений экстремизма среди молодежи.

Экстремизм – явление международного масштаба, преступления экстремистского характера – исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.

Учитывая многонациональный состав нашей Родины, одной из приоритетных задач нашего государства является воспитание молодежи в духе патриотизма, который воспитывает главный нравственный принцип, который выражается в любви к Отечеству, преданности ему и стремлению защищать интересы Родины. Преступления экстремистской направленности подрывают идеи единства, равенства, уважения кдруг другу в независимости от расовой, национальной и религиозной принадлежности.

Предупреждение преступлений экстремисткой направленности является одной из главных политических задач нашего государства.

Очевидно, что государство одно не может справиться с этой задачей, поэтому каждый гражданин должен стать его единомышленником в борьбе с экстремистскими настроениями.

Результаты анонимного анкетирования указывают на необходимость проведения системной работы по формированию у учащихся общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения, правового воспитания в вопросах экстремизма.

В данной работе мы не стремились дать исчерпывающую характеристику преступлениям экстремистской направленности, здесь мы говорили об отдельных особенностях проявления экстремизма среди старших школьников, а также предлагали своё видение решения выявленных проблем.

 

 

Список использованной литературы и интернет - ресурсов

Нормативно – правовые акты и другие официальные документы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – Новосибирск: Норматика, 2017. – 64 с.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой 24 мая 1996 года № 63–ФЗ (с изм. и доп. на 17 апреля 2017 г.). – М.: Эксмо, 2017. – 208 с.

3. О противодействии экстремистской деятельности от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // Консультант Плюс: Справочно – правовая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 18.12.2016).

Специальная научная и учебная литература

4. Валеев, А.Х. Борьба с проявлением экстремизма в сети Интернет / А.Х. Валеев // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2011. – №6. – С. 125-127.

5. Голубых, Н.В., Леготина, М.П. О сущности понятия «экстремизм» / Н.В. Голубых, М.П. Леготина // Адвокат. – 2013. – № 6. – С.60-63.

6. Давыдов, В.О. Выявление информации экстремистской направленности в электронных информационных сетях в целях раскрытия и расследования преступлений / В.О. Давыдов // Известия Тульского государственного университета. – 2011. – №2-2 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-informatsii-ekstremistskoy-napravlennosti-v-elektronnyh-informatsionnyh-setyah-v-tselyah-raskrytiya-i-rassledovaniya (дата обращения: 15.03.2017).

7. Родина, М.Е. Экстремизм и экстремистская деятельность / М.Е. Родина // Российский следователь. – 2016. – №20. – С. 26-29.

8. Два года за репост: как власти борются с экстремизмом в Рунете // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/technology_and_media/07/05/2016/572ca7d09a794742dedc645c (дата обращения 10.04.17).

9. Репосты от полиции, лайки от ФСБ // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://meduza.io/feature/2016/03/21/reposty-ot-politsii-layki-ot-fsb (дата обращения 10.04.17).

Материалы судебной и следственной практики

10. Архив Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края. – 2016. - Уголовное дело №472070 по обвинению Киреева В.Е. по ст. ст.282 ч.1, ст.280 ч.2 УК РФ.

11. Архив Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края. – 2016. – Уголовное дело №458904 по обвинению Колпакова В.А. по ст.282 ч.1 УК РФ.

12. Архив Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края. – 2016. – Уголовное дело №472287 по обвинению Пельца Е.В. по ст.282 ч.1, ст.280 ч.2 УК РФ.

13. Архив первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Алтайскому краю. – 2017. – Материалы контрольного производства по уголовному делу №632183 по обвинению Андрюхина Ф.А. по ст.280 ч.2, ст.282 ч.1 УК РФ.

14. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 №11 // Консультант Плюс: Справочно – правовая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115712 (дата обращения 12.02.17).

15. Приговор Мирового судьи судебного участка №7 г. Бийска Алтайского края №1-5/2013 11.06.2013 // Сайт судебных и нормативных актов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru (дата обращения 13.12.2016).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Уважаемые респонденты, просим Вас заполнить эту анкету. Цель анкеты – выявить отношение молодежи к экстремизму. Анкета анонимна. Полученные результаты будут использоваться в статистических целях. Пожалуйста, внимательно читайте каждый вопрос и инструкцию по ответу на него. Благодарим Вас!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: