В период с 14 по 23 марта 2017г. в пяти образовательных учреждениях г. Барнаула авторами работы было проведено анонимное анкетирование школьников по проблеме экстремистских проявлений в подростковой и юношеской среде.
Базовым нормативным актом, регламентирующим вопросы борьбы с экстремизмом и дающим перечень его юридически значимых признаков, является Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Проблема профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде актуальна. Экстремистская деятельность - деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций по планированию, организации и совершению противоправных действий. Особенно остро на проявления экстремисткой деятельности реагируют подростки в силу своих психологических особенностей, социальной и эмоциональной незрелости.
Цель исследования: изучение потенциала, причин и форм экстремистских проявлений учащихся в образовательных учреждениях г. Барнаула.
|
|
Задачи исследования:
1. Исследовать факторы, способствующие проявлению экстремистских проявлений учащихся ОУ г. Барнаула
2. Исследовать формы экстремистских проявлений учащихся ОУ
г. Липецка.
3. Исследовать отношения старшеклассников к проблеме межнациональных отношений в ОУ г. Барнаула
4. Исследовать общественное мнение старших школьников о проблемах и причинах, способствующих возникновению экстремистских проявлений и правонарушений экстремисткой направленности и участию несовершеннолетних в объединениях экстремисткой направленности, в ОУ г. Барнаула
5. Создать и апробировать инструментарий (опросник) для проведения мониторинговых исследований по данной проблеме.
В анонимном анкетировании приняли участие 100 респондентов 15-17 лет пяти школ школьного округа №3 города Барнаула Ленинского района.
Анализ результатов анкетирования показывает, что большинство респондентов знакомы с понятием «экстремизм» - 87%). Лишь 13% опрошенных указали на то, что данное понятие им не знакомо. В то же время анализ данных, полученных на вопрос «Отметьте предложения, которые, на Ваш взгляд, подходят к определению экстремизма» показывают, чтов содержании определения идет смешение понятий: 38% школьников не видят состава уголовно-наказуемого или общественно опасного деяния. Кроме того, большинство опрошенных (64%) считают, что ответственность за совершение деяний экстремистской направленности наступает не ранее 18 лет. Полученная информация позволяет сделать вывод обактуальностии, как следствие, недостаточной информированности школьников по данному направлению.
|
|
Результаты ответов респондентов на вопрос «Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?» выглядит следующим образом:
- Был свидетелем унижений, оскорблений из-за национальности или вероисповедания 46%
- Не сталкивался 38%
- Сталкивался с пропагандой: видел листовки, призывы экстремистского содержания 23%
- Был свидетелем осквернения, разрушения памятников, могил 0%
- Был свидетелем акций протеста с применением насилия. 0%
- Участвовал в экстремистских деяниях 0%
На вопрос «Приходилось ли Вам участвовать в конфликтах на национальной почве?» 24% опрошенных (почти каждый 4!) ответили утвердительно.
Иерархия ответов на вопрос «Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?» выглядит следующим образом:
- Не приходилось сталкиваться – 71%
- Сталкивался однажды - 22%
- Сталкивался несколько раз 7%
- Сталкиваюсь достаточно часто – 0%
Для большей части опрошенных национальность человека в отношениях значения не имеет (56%), не одобряют плохого отношения по национальному признаку 39%, и лишь 5% придают значение национальности в общении. В то же время 61% старшеклассников считает, что учащиеся других национальностей не должны публично демонстрировать свои обычаи.
Названные факторы свидетельствуют о том, что учащихся нередко сталкивались с проявлениями экстремизма в повседневной жизни, особенно в русле нетерпимости по национальному признаку. Показатели опрошенных респондентов указывают на определенную сопричастность к экстремистским взглядам и свидетельствует о существовании потенциальной возможности развития экстремизма на национальной почве в образовательных учреждениях. Данные показатели позволяют говорить о необходимости усиления в школьной среде норм толерантного поведения по отношению к людям иной национальности или вероисповедания.
Влияние организаций экстремистского толка на молодежь можно пока считать незначительным. Тем не менее, такие организации и их деятельность привлекают внимание учащихся, о чем свидетельствуют приведенные данные. Чаще всего с экстремистским материалами учащиеся сталкиваются в сети Интернет - 84%, в фильмах - 64%, в листовках, газетах, журналах – 8%, телевизионных передачах – 8%. Малый показатель последних двух позиций может объясняться тем, что школьники старших классов не проявляют интереса к просмотру телепередач и чтению СМИ в печатном варианте. В основном, в этом возрасте информацию получают от общения со сверстниками и в сети Интернет. Из других источников указывают – разговоры со старшими (2%).
На вопрос «Как вы поступите, встретив в социальных сетях заинтересовавшую вас информацию экстремистского характера?» ответы опрошенных распределились следующим образом:
А. Сделаю репост – 4%
Б. Поставлю лайк – 11%
В. Сохраню на своей странице – 14%
В других вариантах отметили, что не интересуются данной темой. Тем не менее, обозначенные 29%, отреагировавшие на информацию экстремистского содержания в судебной практике являются преступниками, что рассмотрено нами подробно в гл.3 настоящей работы. Мы предполагаем, что данные нарушения старшеклассники совершают, не имея знаний о понятии «экстремизм» и мерах уголовной ответственности за совершенные деяния. На вопрос «Знаете ли Вы о какой-либо экстремистской организации (группе) в нашем городе?» все опрошенные ответили отрицательно. Однако, 18% учащихся указывают, что имеют знакомых, разделяющих экстремистские взгляды. Не имеют таких знакомых – 54%, не интересовались данным вопросом – 28%. Окружающий социум является важным вектором при определении ребенком выбора его друзей, увлечений, взглядов. В связи с этим 18% из числа опрошенных, ответивших положительно на представленный вопрос, потенциально могут способствовать появлению и активации экстремистских проявлений в подростковой среде.
|
|
Большинство старшеклассников сегодня не относят себя к участникам неформальных молодежных организаций – 84%. Это не может оцениваться однозначно «хорошо» или «плохо». С одной стороны, это показывает невысокую заинтересованность большинства респондентов в участии в деятельности неформальных молодежных объединений. С другой стороны, «новизна» идей некоторых неформальных организаций может вызвать отдельный интерес к ним у части старшеклассников. Среди неформальных объединений, к которым относят себя респонденты, были указаны следующие: футбольные фанаты- 7%; религиозные объединения – 1%, паркуристы – 2%, музыкальные и танцевальные субкультуры – 4%. Не указали – 2%. Следует взять во внимание, что представители футбольных фанатов и нетрадиционных религиозных объединений зачастую ведут себя агрессивно, некоторые их действия могут быть расценены как проявления экстремизма. В данном случае, мы считаем, необходимы профилактические мероприятия с несовершеннолетними, как со стороны образовательных учреждений, так и со стороны межведомственных структур.
Основные причины экстремизма старшеклассники видят:
- в недостаточной терпимости людей – 42%,
- целенаправленной деятельности экстремистских организаций – 28%
- в многонациональности населения, проживающего на территории Российской Федерации – 37%,
- недостаточном правовом просвещении граждан в сфере противодействия (профилактики) экстремизма – 18%,
- в деформации системы ценностей в современном обществе – 9%.
Среди иных причин указывают: большое количество мигрантов из стран Азии – 14%, недоверие людей к действующей власти – 7%
Большинство учащихся – 87% - осуждают проявления деяний экстремистской направленности, ещё 13% школьников безразличны указанные действия, никто из опрошенных не поддерживает экстремизм.
|
|
Учащимися озвучены различные способы борьбы с экстремизмом. Проанализировав варианты, можно выделить следующие направления борьбы с терроризмом:
Первое - проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде. В частности, этому могло бы способствовать существенное расширение юридической составляющей в воспитании и образовании. Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.
Второе - воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.
Третье - совершенствование вопросов досуга и отдыха молодежи, активная пропаганда в молодежной среде здорового образа жизни, занятия спортом и физической культурой. Важно заметить, что перечисленные мероприятия должны быть доступны всей молодежи и в материальном плане.
Данные меры помогут молодым людям осознать, что государство заботится о них, и нет необходимости совершать противозаконные действия.
На вопрос «Готовы ли Вы оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов по противодействию экстремизму?» ответы распределились следующим образом:
- Готов – 61%
- Не готов – 12%
- Затрудняюсь ответить - 27%
Считаем, что данные цифровые показатели позволяют подчеркнуть необходимость объединения усилий всех участников образовательных отношений для решения проблем молодежного экстремизма. Представленная аналитика свидетельствует о необходимости актуализации внимания школьников со стороны различных институтов образования и воспитания, объединения усилий всех структур для повышения эффективности профилактики экстремизма.
Результаты анонимного анкетирования старших школьников указывают, что большинство учащихся знакомы с понятием терроризма, не одобряют его проявления, не связаны с экстремистскими организациями, довольно терпимо относятся к лицам иной национальности или вероисповедания. Среди факторов можно выделить недостаточное правовое воспитание школьников в вопросах экстремизма, информация, распространяющаяся в сети Интернет, положительно выраженное отношение взрослых к проявлениям экстремизма, недостаточная организованность досуга учащихся. Среди форм настораживает проявление интереса к указанному материалу в сети Интернет.
Считаем, что сформированный нами опросный лист (анкета) позволяет проводить мониторинговые исследования по данной проблеме.
Заключение
Данные изучения специальной литературы, законодательства, следственной и судебной практики, а также результаты проведённых опросов молодежи позволяют сделать выводы о том, что гипотеза исследования подтвердилась: формирование правосознания в области преступлений экстремистской направленности у старших школьников является действенной профилактикой проявлений экстремизма среди молодежи.
Экстремизм – явление международного масштаба, преступления экстремистского характера – исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.
Учитывая многонациональный состав нашей Родины, одной из приоритетных задач нашего государства является воспитание молодежи в духе патриотизма, который воспитывает главный нравственный принцип, который выражается в любви к Отечеству, преданности ему и стремлению защищать интересы Родины. Преступления экстремистской направленности подрывают идеи единства, равенства, уважения кдруг другу в независимости от расовой, национальной и религиозной принадлежности.
Предупреждение преступлений экстремисткой направленности является одной из главных политических задач нашего государства.
Очевидно, что государство одно не может справиться с этой задачей, поэтому каждый гражданин должен стать его единомышленником в борьбе с экстремистскими настроениями.
Результаты анонимного анкетирования указывают на необходимость проведения системной работы по формированию у учащихся общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения, правового воспитания в вопросах экстремизма.
В данной работе мы не стремились дать исчерпывающую характеристику преступлениям экстремистской направленности, здесь мы говорили об отдельных особенностях проявления экстремизма среди старших школьников, а также предлагали своё видение решения выявленных проблем.
Список использованной литературы и интернет - ресурсов
Нормативно – правовые акты и другие официальные документы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – Новосибирск: Норматика, 2017. – 64 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой 24 мая 1996 года № 63–ФЗ (с изм. и доп. на 17 апреля 2017 г.). – М.: Эксмо, 2017. – 208 с.
3. О противодействии экстремистской деятельности от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // Консультант Плюс: Справочно – правовая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 18.12.2016).
Специальная научная и учебная литература
4. Валеев, А.Х. Борьба с проявлением экстремизма в сети Интернет / А.Х. Валеев // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2011. – №6. – С. 125-127.
5. Голубых, Н.В., Леготина, М.П. О сущности понятия «экстремизм» / Н.В. Голубых, М.П. Леготина // Адвокат. – 2013. – № 6. – С.60-63.
6. Давыдов, В.О. Выявление информации экстремистской направленности в электронных информационных сетях в целях раскрытия и расследования преступлений / В.О. Давыдов // Известия Тульского государственного университета. – 2011. – №2-2 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-informatsii-ekstremistskoy-napravlennosti-v-elektronnyh-informatsionnyh-setyah-v-tselyah-raskrytiya-i-rassledovaniya (дата обращения: 15.03.2017).
7. Родина, М.Е. Экстремизм и экстремистская деятельность / М.Е. Родина // Российский следователь. – 2016. – №20. – С. 26-29.
8. Два года за репост: как власти борются с экстремизмом в Рунете // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/technology_and_media/07/05/2016/572ca7d09a794742dedc645c (дата обращения 10.04.17).
9. Репосты от полиции, лайки от ФСБ // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://meduza.io/feature/2016/03/21/reposty-ot-politsii-layki-ot-fsb (дата обращения 10.04.17).
Материалы судебной и следственной практики
10. Архив Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края. – 2016. - Уголовное дело №472070 по обвинению Киреева В.Е. по ст. ст.282 ч.1, ст.280 ч.2 УК РФ.
11. Архив Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края. – 2016. – Уголовное дело №458904 по обвинению Колпакова В.А. по ст.282 ч.1 УК РФ.
12. Архив Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края. – 2016. – Уголовное дело №472287 по обвинению Пельца Е.В. по ст.282 ч.1, ст.280 ч.2 УК РФ.
13. Архив первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Алтайскому краю. – 2017. – Материалы контрольного производства по уголовному делу №632183 по обвинению Андрюхина Ф.А. по ст.280 ч.2, ст.282 ч.1 УК РФ.
14. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 №11 // Консультант Плюс: Справочно – правовая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115712 (дата обращения 12.02.17).
15. Приговор Мирового судьи судебного участка №7 г. Бийска Алтайского края №1-5/2013 11.06.2013 // Сайт судебных и нормативных актов РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudact.ru (дата обращения 13.12.2016).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
Уважаемые респонденты, просим Вас заполнить эту анкету. Цель анкеты – выявить отношение молодежи к экстремизму. Анкета анонимна. Полученные результаты будут использоваться в статистических целях. Пожалуйста, внимательно читайте каждый вопрос и инструкцию по ответу на него. Благодарим Вас!