Первые шаги к знаниям

ФГБОУ ВО

«Национальный исследовательский университет
«МЭИ»


Кафедра истории и культурологи



Институт Электроэнергетики

Тема

«ОТ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ К ПЕРВОМУ КОСМИЧЕСКОМУ ПОЛЁТУ»

 

Реферат
по учебной дисциплине
«История»

 

Выполнил:



Студент группы Э-09-16

Забелин Михаил Андрееевич

 

Принял:

доцент Кровяков Е. А.

 

Москва 2017 г.



План

 

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА I.Ликвидация неграмотности…........................................................6

1.1. Первые шаги к знаниям…………………..……………………...6

1.2. Провал первого этапа ликвидации безграмотности…………..7

1.3. Второй этап ликвидации………………………………………..13

1.4. Завершение ликвидации неграмотности…………..…………..15

ГЛАВА II.

2.1 Развитие массового высшего образовании…………………..….17

2.2 Помощь советского руководства видным учёным………….…..18

2.3 Создание НИУ………………………………………………….......19

ГЛАВА III. Начало проникновения человека в космос..............................20

2.1. Запуск первого спутника …………...................................................20

2.2. Выход советской ракеты на орбиту ……..........................................22

2.3 Первый полет человека в космос………………………………….....24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................27



Введение

 

 Двадцатый век - век величайших научно-технических достижений и открытий. Даже беглое перечисление некоторых из них дает представление о гигантском прогрессе, который достигнут наукой и техникой за последнее время. Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, открывшей новый этап отечественной истории – советский. Однако, вследствие Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов, в начале 20-го века безграмотность в СССР, была настолько велика, что потребовались десятки лет упорной работы, чтобы поднять образованность в стране. После Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства, науки и культуры.

  Ещё в 1896 году журнал «Русское богатство» писал: «на сельских сходах, думских заседаниях, земских собраниях, в совещаниях ученых обществ, в кружках столичной и провинциальной интеллигенции, на страницах наших органов печати... вопрос о расширении народного образования, о всеобщности школьного обучения стоял чуть ли не на первом месте» [1, с. 65–66]

25 марта 1923 года Крупская писала в "Правде":
"Капитализм с самых первых шагов встал лицом к лицу с необходимостью дать рабочим массам хотя бы элементарную грамотность: без этого трудно было управлять массами, регулировать их труд... Капиталисты поняли, что грамотность масс — одно из условий успешного развития крупной промышленности. И, поняв это, приняли все меры к тому, чтобы добиться поголовной грамотности... А мы? Мы ведь не какая-нибудь буржуазная страна. Мы держим руль на коммунизм, хотим перестроить всю жизнь по-новому... Но поняли ли мы, что всеобщая грамотность — необходимое условие развития крупной промышленности, необходимое условие для первых шагов по пути к социализму?"[11, от 25.03.23]
Советское руководство понимало необходимость сохранения и развития научного потенциала страны. В СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН, тогда же создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И. П. Павлов, селекционер И. В. Мичурин.[2] Результатом работы советских ученых были многочисленные открытия. Возрождается историческая наука. В 30-е г. работают выдающиеся советские историки: академик Б. Д. Греков – автор трудов по истории средневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.» и др.); академик Е. В. Тарле – знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпоху революции», «Наполеон» и др.).

В то же время тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие. [2, Глава13]

 

Цель работы:

· Изучить развитие образования и науки в советский период

 

Задачи реферата:

· Раскрыть достижения Советского государства в ликвидации неграмотности

· Рассказать о достижениях Советской науки

· Осветить наиболее значимые достижения

· Показать значимость освоения космоса для Советской и современной науки

 



ГЛАВА I. Ликвидация неграмотности

Первые шаги к знаниям

«Всякая истинно демократическая
 власть в области просвещения в
стране, где царит безграмотность
и невежество, должна поставить
своей целью борьбу против этого мрака.
Она должна добиться в кратчайший
срок всеобщей грамотности…»

А. В. Луначарский (Петроград, 1917)

 

Сразу после революции партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие системы образования. В конце 1917–начале 1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви. Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с А. В. Луначарским.

В декабре 1917 г. в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности в стране. В мае 1919 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России.

26 декабря 1919 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию.

Но отношение к нему не слишком отличалось от отношения к остальным распоряжениям советского правительства первых послереволюционных лет. В условиях гражданской войны и разрухи не хватало самого необходимого, и в большинстве губерний с декретом о ликвидации неграмотности поступили так же, как и с другими распоряжениями центральных властей, шедших в губкомы и губисполкомы сплошным потоком,— положили под сукно. До того времени, когда в Москве о них вспомнят и начнут требовать исполнения.

То, что борьба с неграмотностью по сути не начиналась, Наркомпрос, а вслед за ним и Совнарком осознали летом следующего года, и 19 июля 1920 года появился новый декрет — об учреждении при Главполитпросвете Наркомпроса Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности и ее органов на местах.[2, Глава13]

В июле 1920 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ликбез), подчинённую Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали русские писатели М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, поэты В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также учёные Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев. В 1920–1924 гг. были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской. В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова и «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. [3, с.505].

Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: