Требования к выполнению курсовой работы

План занятий по курсу «Философия и методология науки» для СРБ-М

На первый семестр 2012-2013 учебного года

 

Дата Вид занятия Тема. Вопросы для рассмотрения Примечание
04.09.12. Вторник 17.20 Лекция 1 Тема: Предмет философии науки. 1. Наука как форма общественного сознания. 2. Наука как отрасль духовного производства и социальный институт.  
  19.00 Лекция 2 3. Наука и эмпирическое знание. 4. Наука и философия.    
  20.40 Лекция 3 5. Структура науки.    
18.09.12. Вторник 17.20 Семинар 1 Тема: Основные стадии исторической эволюции науки 1. Преднаука и развитая наука. 2. Становление первых форм теоретической науки в античные времена. 3. Развитие логических форм мышления в средневековых университетах. 4. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. 5. Возникновение экспериментального метода в соединении с математическим описанием природы. 6. Формирование науки как профессиональной деятельности. Вопросы темы – это темы докладов, которые следует выполнить письменно, представить в аудитории устно, не читая, а пересказывая подготовленный текст.
  19.00 Семинар 2 Тема: Общие концепции и модели развития науки. 1. Экстерналистский и интерналистский взгляды на развитие науки. 2. Кумулятивный подход к росту научного знания. 3. Эмпирический взгляд на рост науки. 4. Эволюционная концепция роста научного знания. 5. Модель структуры научных революций Т. Куна. 6. Научные традиции и научные революции.  
  20.40 Семинар 3 Тема: Эпистемология науки. 1. Структура эмпирического знания. 2. Структура теоретического знания. 3. Идеалы и нормы научного познания. 4. Научная картина мира. 5. Основные формы рациональности. 6. Социологическая интерпретация рациональности.  
02.10.12. Вторник 17.20 Семинар 4 Тема: Гносеология (1). 1. Общие проблемы гносеологии. 2. Пределы познания. 3. Объективная истина и научная истина. 4. Истина абсолютная и относительная. 5. Дезинформация, ложь, заблуждение и достоверное знание. 6. Отграничение истины от заблуждения.  
  19.00 Семинар 5 Тема: Гносеология (2). 1. Понятие практики. 2. Взаимоотношение практики и познания. 3. Субъект и объект познания. 4. Познавательные способности человека. 5. Роль интуиции в научном познании. 6. Творчество и познание.  
  20.40 Семинар 6 Тема: Методология науки (1). 1. Этапы и уровни научного познания. 2. Приемы научного мышления. 3. Постановка и разработка научных проблем. 4. Гипотеза как форма и метод теоретического исследования. 5. Гипотетико-дедуктивный метод познания. 6. Абдукция и поиск объяснительных теорий.  
16.10.12. Вторник 17.20 Семинар 7 Тема: Методология науки (2). 1. Диалектика как логика. 2. Общие принципы диалектического мышления. 3. Специфические внутринаучные принципы. Здесь и далее до 13.11.12. включительно: Один вопрос можно готовить двум студентам
  19.00 Семинар 8 Тема: Методология науки (3). 1. Общие характеристики и структура научной теории. 2. Методологические и эвристические принципы построения научных теорий. 3. Основные функции научных теорий.  
30.10.12. Вторник 17.20 Семинар 9 Тема: Методология науки (4). 1. Типы и методы научного объяснения. 2. Дедуктивно-номологическая модель объяснения. 3. Альтернативные модели научного объяснения. 4. Методы и модели исторического объяснения.  
  19.00 Семинар 10 Тема: Методология науки (5). 1. Проблема понимания в герменевтике. 2. Понимание как семантическая интерпретация. 3. Взаимопонимание и диалог. 4. Понимание как процесс развития познания. 5. Особенности понимания в социальных науках.  
13.11.12. Вторник 17.20 Семинар 11 Тема: Методология науки (6). 1. Логическая структура научных предсказаний. 2. Основные типы предсказаний. 3. Прогнозирование как особый вид предвиденья. 4. Предвиденья и пророчества.  
  19.00 Семинар 12 Тема: Соотношение научных и вненаучных способов познания. 1. Статус эзотерических знаний. 2. Взаимосвязь науки и оккультизма. 3. Наука как «натуральная магия» в эпоху средневековья. 4. Герметизм. 5. Религия и наука.  
27.11.12. Вторник 17.20 Семинар 13 Тема: История философии науки (1). 1. Возникновение философии науки. 2. Конвенциализм А. Пуанкаре – второй этап развития философии науки. 3. Психофизика Маха. 4. Венский кружок. Анализ языка наука. Третий этап эволюции философии науки. 5. Концепция развития науки К. Поппера. 6. Концепция релятивности норм познания М. Полани. 7. Эволюционная эпистемология С. Тулмина. 8. Историко-эволюционное направление. Т. Кун. 9. Логико-нормативная модель роста знания. И. Лакатос. 10. Плюрализм в эпистемологии П. Фейерабенда. 11. Тематический анализ науки. Концепция Дж. Холтона. Для занятия 27.11.12.: Один вопрос готовит один студент
  19.00 Семинар 14 Тема: История философии науки (2). 1. Формирование российской школы философии науки. 2. Концепции К. Циолоковского и А. Чижевского. 3. Ноосферные идеи В. Вернадского. 4. Пассионарность и коэволюция как актуальные проблемы философии науки 21 века.  

 

Темы курсовых работ

1. «Биоэпистемология» Конрада Лоренца. 2. «Лингвистический поворот» как методологическая программа Венского кружка. 3. «Нейтральность» науки и «социальный заказ». 4. Амбивалентность ценностно-нормативной сферы ученого. 5. Анри Пуанкаре – основоположник концепции конвенциализма.

6. Антроподицея: самодостаточность творчества и свободы.

7. Астроном и астролог И. Кеплер. 8. Гемпель и его «Дилемма теоретика». 9. Герхард Фоллмер о постулатах «гипотетического реализма». 10. Дилемма «сциентизм – антисциентизм» как проблема социального выбора. 11. Жан Пиаже и теория генетической эпистемологии.

12. Институализация практики и теории социальной работы в России.

13. Концепции К. Циолковского и А. Чижевского.14. Концепция личностного знания М. Полани. 15. Концепция научных революций Томаса Куна.

16. Логика и методология теоретического исследования в социальных и исторических науках.

17. Логико-нормативная модель роста знания в парадигме Имре Лакатоса.18. Методологические идеи Карла Поппера. 19. Многообразие концепций современной эпистемологии. 20. Модель роста научного знания Р. Карнапа.

21. Наблюдение и эксперимент как основные методы эмпирического исследования.

22. Наука в контексте экономических, социально-психологических, идеологических, социально-организационных отношений. 23. Научная элита и интеллектуалы.24. Ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, паранаучное – формы вне-научного знания. 25. Ноосферные идеи В. Вернадского.

26. Образование, наука, философия и их роль в функционировании и развитии культуросферы.

27. Общие (универсальные) принципы диалектического мышления.

28. Объем логического критерия научности и понятие когерентности. 29. Обыденное, игровое, личностное знание и его особенности. 30. Параллели между научным и девиантным знанием.31. Плюрализм в эпистемологии Пола Фейерабенда.

32. Познавательные способности человека.

33. Приемы научного мышления.

34. Проблема добросовестности познания. «Партийность» науки.

35. Проблема исторического возраста науки.

36. Проблемы социальной работы как интегративного познания.

37. Противоречивость взаимоотношений практики и познания.

38. Психофизика Маха.

39. Пути познания в теории социальной работы.

40. Различение научного и философского познания. Вопросы оснований, метода и осмысления. 

41. Расчленяющее (аналитическое) и обобщающее (синтетическое) знание. 42. Рациональность в структуре сознания.

43. Рациональность познавательной деятельности субъекта.

44. Русская философия о недостатках науки. 45. Современная наука и проблема классификации.

46. Социальная феноменология как исследовательская парадигма.

47. Социальная философия, социология и история: пересечение, противостояние и сотрудничество.

48. Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности.

49. Специфические (внутринаучные) принципы научного мышления.

50. Становление социального образования в России.

51. Тематический анализ науки в концепции Джеральда Холтона. 52. Теорема о неполноте К. Геделя.

53. Теоретические подходы к принципам социальной работы.

54. Труд ученого и проблема достижения консенсуса. 55. Ученые-«маги»: Альберт Великий, Роджер Бэкон, Оккам.

56. Философские ценности социальной работы.

57. Ценностная ориентация субъекта и научное познание.

58. Честное и до конца последовательное мышление или О моральности философского дискурса.

59. Эволюционная программа Стивена Тулмина. 60. Эволюция научной картины мира. 61. Эвристика как решение проблем в условиях неопределенности.

62. Этапы и уровни научного познания.

 

 

Требования к выполнению курсовой работы

Курсовая работа магистранта должна продемонстрировать знание им основных теоретических и методологических положений не только изучаемой научной дисциплины, но и той сферы знаний, в которой он специализируется.

Поэтому тема курсовой работы в первую очередь должна быть связана с проблемами основной специальности, которые могут быть раскрыты с привлечением знаний, полученных магистрантом по философии и методологии науки. Курсовая работа – это научная работа малой формы, поэтому она должна отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к научной работе. Во введении следует раскрыть актуальность, цель и задачи исследования, объект и предмет рассмотрения. Заключение должно содержать выводы относительно решения поставленных задач.

Структура курсовой работы включает 2-3 основных вопроса и должна быть подчинена раскрытию заявленной темы.

Объем курсовой работы по данному предмету – около 1,5 п.л. (60 000 знаков).

В список литературы включаются монографии, научные статьи, материалы научных конференций, депонированные рукописи, ссылки на использованные сайты интернета. Все цитаты, цифры, фактические положения сопровождаются ссылками на источники. ПЛАГИАТ НЕДОПУСТИМ. Недопустимо переписывание работ, выложенных в интернете.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: