Структура содержания учебной дисциплины

«Философия и методология науки»

Изучение дисциплины «Философия и методология науки» расчитано на 136 учебных часов, из них 104 аудиторных, распределение которых по видам занятий включает 52 лекционных и 52 семинарских часов.

 Структурирование содержания учебной дисциплины осуществляется посредством выделения в нём укрупнённых дидактических единиц (разделов,модулей).

 

Тематический план

Учебной дисциплины «Философия и методология науки»

 

Разделы

 

Название разделов

 (содержание курса)

Количество часов

 

Всего часов по разделу

Аудиторные

 

 

СР

Лекции Семинары и практикумы
1 Философия и ценности современной цивилизации 64 20 26 18
2 Философско-методологический анализ науки 40 16 18 6
3 Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки 20 8 8 4
заключение Философия и наука на рубеже XX и XXI веков 12 8 - 4
  Итого 136 52 52 32

 

Организация самостоятельной работы магистрантов, аспирантов

Самостоятельная работа магистрантов (аспирантов) организуется преподавателями, обеспечивающими учебную дисциплину в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, магистрантов (аспирантов), разрабатываемым высшим учебным заведением.

Цель самостоятельной работы - формирование компетенций самообразования.

 

Методы (технологии) обучения

В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению магистрантов (аспирантов) в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

– технологии проблемно-модульного обучения;

– технологию учебно-исследовательской деятельности;

– проектные технологии;

– коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты и другие активные формы и методы обучения);

– методологический анализ конкретных ситуаций;

– деловая, имитационная игра, и др.

Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности магистрантов (аспирантов) профессорско-преподавательским составом могут быть использованы рейтинговая, кредитно-модульная система оценки учебной и исследовательской деятельности магистрантов (аспирантов), вариативные модели управляемой (контролируемой) самостоятельной работы, учебно-методические комплексы.

 

 

Диагностика сформированности компетенций у магистрантов (аспирантов)

1. Требования к осуществлению диагностики.

Образовательным стандартом второй ступени высшего образования по циклу социально-гуманитарных дисциплин определяется следующая процедура диагностики сформированности   компетенций у магистрантов (аспирантов);

- определение объекта диагностики;

- выявление факта учебных достижений;

- измерение степени соответствия учебных достижений требованиям образовательного стандарта;

- оценивание результатов учебных достижений, компетенций магистранта (аспиранта) с помощью шкалы оценок.

2. Шкалы оценок:

- оценка формирования компетенций ( теоретических знаний, текущих учебных достижений магистрантов (аспирантов)на семинарских занятиях по дисциплине, оценка навыков их научно-исследовательской работы (рефератов), а также кандидатская экзаменация) производится по десятибалльной шкале;

- мониторинг учебных достижений магистрантов (аспирантов)осуществляется интегративно посредством оценки текущей успеваемости и рейтинговой системой оценки учебной деятельности обучаемых.

 3. Критерии оценок.

Для оценки учебных достижений магистрантов (аспирантов)используются критерии, утверждённые Министерством образования Республики Беларусь, и разработанная на их основе кафедральная система критериев 10-бальной оценки результатов учебной деятельности и формирования компетенций обучаемых.

4. Диагностический инструментарий.

Для диагностики сформированности компетенций у магистрантов (аспирантов)при итоговом оценивании рекомендуется использовать:

- результаты текущего мониторинга знаний и учебной деятельности обучаемых;

- рецензирование научного реферата;

  - кандидатский экзамен по «Философии и методологии науки».

 

II. Содержание учебной дисциплины

(разделы, темы)

Раздел I.

ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Статус и предназначение философии в жизни общества

Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения. Проблема научности философии.

Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание.

Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии.

Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире культурного многообразия. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления.

Философское осмысление проблемы бытия

Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах.

Онтология как учение о бытии и его освещение в философии. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Онтология человеческой субъективности и культура неклассической философии.

Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи.

Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика биологического пространства и времени. Бытие человека и время.

Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

Природа как среда обитания человека. Биосфера и ноосфера. Идея коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: