«Философия и методология науки»
Изучение дисциплины «Философия и методология науки» расчитано на 136 учебных часов, из них 104 аудиторных, распределение которых по видам занятий включает 52 лекционных и 52 семинарских часов.
Структурирование содержания учебной дисциплины осуществляется посредством выделения в нём укрупнённых дидактических единиц (разделов,модулей).
Тематический план
Учебной дисциплины «Философия и методология науки»
Разделы |
Название разделов (содержание курса) | Количество часов | |||
Всего часов по разделу | Аудиторные |
СР | |||
Лекции | Семинары и практикумы | ||||
1 | Философия и ценности современной цивилизации | 64 | 20 | 26 | 18 |
2 | Философско-методологический анализ науки | 40 | 16 | 18 | 6 |
3 | Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки | 20 | 8 | 8 | 4 |
заключение | Философия и наука на рубеже XX и XXI веков | 12 | 8 | - | 4 |
Итого | 136 | 52 | 52 | 32 |
Организация самостоятельной работы магистрантов, аспирантов
|
|
Самостоятельная работа магистрантов (аспирантов) организуется преподавателями, обеспечивающими учебную дисциплину в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, магистрантов (аспирантов), разрабатываемым высшим учебным заведением.
Цель самостоятельной работы - формирование компетенций самообразования.
Методы (технологии) обучения
В числе эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению магистрантов (аспирантов) в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:
– технологии проблемно-модульного обучения;
– технологию учебно-исследовательской деятельности;
– проектные технологии;
– коммуникативные технологии (дискуссия, учебные дебаты и другие активные формы и методы обучения);
– методологический анализ конкретных ситуаций;
– деловая, имитационная игра, и др.
Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности магистрантов (аспирантов) профессорско-преподавательским составом могут быть использованы рейтинговая, кредитно-модульная система оценки учебной и исследовательской деятельности магистрантов (аспирантов), вариативные модели управляемой (контролируемой) самостоятельной работы, учебно-методические комплексы.
Диагностика сформированности компетенций у магистрантов (аспирантов)
1. Требования к осуществлению диагностики.
Образовательным стандартом второй ступени высшего образования по циклу социально-гуманитарных дисциплин определяется следующая процедура диагностики сформированности компетенций у магистрантов (аспирантов);
|
|
- определение объекта диагностики;
- выявление факта учебных достижений;
- измерение степени соответствия учебных достижений требованиям образовательного стандарта;
- оценивание результатов учебных достижений, компетенций магистранта (аспиранта) с помощью шкалы оценок.
2. Шкалы оценок:
- оценка формирования компетенций ( теоретических знаний, текущих учебных достижений магистрантов (аспирантов)на семинарских занятиях по дисциплине, оценка навыков их научно-исследовательской работы (рефератов), а также кандидатская экзаменация) производится по десятибалльной шкале;
- мониторинг учебных достижений магистрантов (аспирантов)осуществляется интегративно посредством оценки текущей успеваемости и рейтинговой системой оценки учебной деятельности обучаемых.
3. Критерии оценок.
Для оценки учебных достижений магистрантов (аспирантов)используются критерии, утверждённые Министерством образования Республики Беларусь, и разработанная на их основе кафедральная система критериев 10-бальной оценки результатов учебной деятельности и формирования компетенций обучаемых.
4. Диагностический инструментарий.
Для диагностики сформированности компетенций у магистрантов (аспирантов)при итоговом оценивании рекомендуется использовать:
- результаты текущего мониторинга знаний и учебной деятельности обучаемых;
- рецензирование научного реферата;
- кандидатский экзамен по «Философии и методологии науки».
II. Содержание учебной дисциплины
(разделы, темы)
Раздел I.
ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Статус и предназначение философии в жизни общества
Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем. Философия как личностное знание и рационально-критическая форма мировоззрения. Проблема научности философии.
Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления. Философия и национальное самосознание.
Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии.
Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире культурного многообразия. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления.
Философское осмысление проблемы бытия
Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах.
Онтология как учение о бытии и его освещение в философии. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Онтология человеческой субъективности и культура неклассической философии.
Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи.
Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика биологического пространства и времени. Бытие человека и время.
Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
Природа как среда обитания человека. Биосфера и ноосфера. Идея коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования.