Средневековая арабоязычная философия. Философское мировоззрение Аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда, Аль-Кинди

Термин "арабо-исламская" философия достаточно условен. Под ним подразумевается философия разных народов, входивших в состав Арабского халифата, писавших не только на арабском, но и на персидском языках. И хотя философия эта далеко не всегда была религиозной, развивалась она все же в культуре, где доминировал ислам.

Характер и содержание ее определило то обстоятельство, что она возникла сразу же как средневековая, со всеми ее особенностями.

Аль-Фараби родился в 870 г. н.э. – 950 г. н.э. Философская деятельность а-Ф многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Общее количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю. А-Ф стремился постичь конструкцию мира систематически. Начало выглядит вполне традиционно - это аллах. Середина - это иерархия бытия. Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем. Конец - достижение подлинного счастья. Большое значение а-Ф придавал уяснению места человека в познании. Чувственного познания недостаточно для постижения сущности. Это возможно только посредством разума.

Ибн Сина (ок. 980-1037) — учёный-энциклопедист, поэт, родился вблизи Бухары. Писал на арабском и таджикском языках. Оставил огромное научное наследие — около 300 сочинений, среди них "Канон врачебной науки", который в течение почти пяти веков считался одним из основных медицинских руководств. Среди философских трактатов наиболее известны: "Книга исцеления", "Книга указаний и наставлений", "Книга знания".Поэзия Абу Али ибн Сина отличается глубоким философским содержанием, необыкновенной ясностью образной системы и афористичностью мысли

Ибн Рушд (1126— 1198 гг.) — арабский философ и врач; представитель арабского аристотелизма (школы Аристотеля). Жил в Андалусии и Марокко, был судьёй и придворным врачом. Автор энциклопедического труда по медицине. Его учение о вечности и несотворённости мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме легло в основу направления западно-европейской философии 13— 15 вв., получившего название аверроизм.

Аль-Кинди – основоположник арабской философии.

Творчество аль-Кинди как философа было тесно связано с учением мутазилитов – передовых мыслителей того времени.

Аль-Кинди был подлинно энциклопедическим умом сред арабов.

имели широкое хождение и в средневековой Европе

Аль-Кинди оказал влияние не только на последующее развитие философской мысли народов Ближнего Востока – его трактаты в латинском переводе

Философская, социальная и нравственно-этическая проблема в творчестве Х.А.Яссауи, Ю.Баласагуни, М.Кашгари.

Ю.Баласагуни. Поэма "Кутадгу билик" стала известный западному миру, где указывалось на необходимость расширения масштабов и углубления исследований этого памятника. Работа Юсуфа Баласагуни "Кутадгу билик" является произведением не на официальном литературном языке, каким являлся арабский язык в то время, а на родном языке тюрков, что свидетельствует о патриотизме и любви к родному языку. Выражение философии через поэзию была древней и наиболее живучей традицией идеологического развития. Махмуд Кашгари ( 1029-1101 гг). Знаменитая книга Махмуда Кашгари "Диван лугат ат-турк". В ней собран и обобщен обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. "Диван" Кашгари - памятник тюркской культуры, запечатлевший этические ценности и нормы поведения тюркских народов в XI в. В книге запечатлены элементы новой идеологии - ислама и такой его ветви как суфизм. Яссави. О Яссави говорят как основателе «тюркского» пути мистического познания в исламе. Признавая значимость его идей о единой сущности всего сущего, о близости и даже тождество процесса познания бога с самосозна­нием, о необосодимости собственного духовного опыта на пути созерцания, общения, соединения с богом, исследователи отмечают адаптацию этих идей к народному миросозерца­нию. Яссави вошел в историю духовной культуры с точки зрения участия в процессе персидско-тюрского языкового взаимовлияния, как большой мастер художественного слова, понятного и близкого простому люду.

20. Особенности философии эпохи возрождения и её основные представители. Гуманизм, антропоцентризм, натурфилисофия.

Эпоха 15-16 вв. характеризуется как эпоха возрождения античной культуры, антич­ного образа жизни и способа мышления. Откуда и идет само название Ренессанс. В центре внимания оказывается человек, а культуру за ее ориентацию на человека, его цели и потребности называют гуманитарной. В целом Возрождение во всех странах связана с переходом от деревенского типа культуры к формированию городской. Две основ­ные идеи составляют основу содержания Возрожде­ния: Идея гуманизма; Идея человеческой индивидности. Основ­ные представители эстетической мысли эпохи Возрождения:1.Поэт Данте, художник Джотто (Италия-14 в.);2.Писатель Боккаччо, поэт Пет­ранно, скульптор Донателло (Италия-15 в.);3.Леонардо Давинче, Рафаэль, Микельанжело, Рубенс (Италия-16 в.); писатели Монте и Равель, Шекспир, Томас Мор и Компонела, Сервантес. Основные представители пантеизма. 1Коперник – «Об обращениях небесных тел»;2Джордано Бруно;3Галилео Галилей;4Николай Кузанский – немецкий ученый, философ и богослов;5Филипп Парацельс – немецкий врач, алхимик и астролог. Гуманизм – человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Антропоцентризм – центральная фигура не Бог а человек. Бог начало всех вещей, а человек центр всего мира.Общество не продукт Божей воли а результат деятельности человека. Натурфилосо́фия (лат.— природа) — Попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: