Культурно-историч. и соц. предпосылки зарождения философ. мысли

Зарождение философ. мысли началось в сер. 5 тыс. до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифолог. мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание. Культурно-историч. предпосылками зарождения философии были: 1) общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности); 2) развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний. Приобретение круп. городами определенной экономической независимости; 3) атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии. Далее следуют важные моменты: 1) признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества – разума, мышления, способности логически постигать действительность; 2) познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом чел-ка был мудрец, постигающий суть бытия; 3) Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо – результат знания, зло – результат невежества).

Своеобразие философских учений в Древней Индии

Основные культурные памятники и источники зарождения др.мысли в Древней Индии были веды – сборники молитв, гимнов, жертвенных обрядов. Одна из самых первых вед носит название РИГВЕДА – гимн в честь богов. Начиная с 8 века в Индии появляются Упанишады и Брохманиды. Первые письменные источники в Индии - книги. Письменные источники сутры-изречения и афоризмы. Начиная с 6 века до н.э. в Индии сформир. множество школ и течений которые можно разделить на 2 основные части: ортодоксальное и неортодоксальное. Основные школы этого периода: 1-школы веданта, 2-школа санкхьян, 3-школа вайшемика, 4-школа ньяя, 5-школа йога. Индуизм – национальная религия Индии. Основные школы нового направления:

1) школа локаята – взгляды людей, признающих только этот мир

2) школа чачвана – представители её опирались на зачатие математики и астрономии и согласно их воззрениям все предметы и явления мира есть результат сочетания 4 начал (земля, вода, огонь, воздух).

Философия древнекитайского общества, ее школы и представители.

Основные культурные источники: книга обрядов, книга истории, книга песен, книга стихов, книга перемен. Начиная с 8-7 в. до н.э. в Китае получили развитие философ. высказывания о материальном мире, в которых утверждали, что мир вечен и представ. собой единое целое и состоит из 5 элементов: земля, вода, огонь, дерево, металл. В 7 в. до н.э. делается попытка обоснования материального единства мира и высказывались сообщения о том, что первоосновой всех вещей, является материя. В 6 в. до н.э. сформировались такие школы: школа инь-янь, школа закона, школа моизма. Моизы ставили исследование сущности бытия пространства, времени, причины в мире, любовь. 1) Школа имён разрабатывала ученья о исправлении имён. Смысл-каждое имя должно соответствовать сущности вещи. 2) Школа даосизма – основатель Дао-Дзи. Центральными вопросами этого ученья был вопрос о дао – (путь или закон). Дао - путь, который человек проходит от рождения до смерти. Сущность Дао – единство противоположностей.

Античная философия: этапы становления и развития.

Античная философия в Греции возникла в городах-государствах на рубеже VII-VIвв. до н.э. сначала на зап. побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греч. городах о-ва Сицилии, в Греции - в Афинах (5 в. до н.э) и была связана с возник. и развитием классового, рабовлад. об-ва, которое создало условия для расцвета культуры древнего мира. Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия – с 6 в. до н.э и до 6 в. н.э, когда император Юстиниан закрыл в 529г. н.э последнюю философскую школу-Платоновскую Академию. Пространство ее бытия - Греция и Рим. Этапы:

1) 5-6 в. до н.э (досократический). Проблема полит. жизни гражданина греч. полюса и проблема развития личности. Этот этап носит космоцентрическии характер и сохраняет в начале черты мифологии. Этап постижения космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

2) Сер. 5 в. до н.э, вкл. 4 в до н.э. В это время творили Сократ, Платон и Аристотель. Период расцвета греческой философской мысли - отличается от первого, развитием категориальных средств постижения бытия и богатством мыслей, появлением в рамках общефилософ. представлений научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой.

3) Конец 4 в. – 2 в. до н.э. Установилась гигимония Македонии и имел место упадок греческих городов-поллюсов. Этап характ.-ся включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских школ Платона и Аристотеля. Меняются акценты в понимании предмета философии, сужается в сфере ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

4) 1 в. до н.э. - 5-6 в. н.э. Формируется Римская философия, которая стала считатся хранительницей греческой философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: