Система и компетенция органов государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель

Тема 7: Государственное регулирование земельных отношений.

    Цель практического занятия: изучить систему государственных органов (должностных лиц), участвующих в процессе регулирования земельных правоотношений. Изучить компетенцию государственных органов и должностных лиц, осуществляющих государственное регулирование в области использования и охраны земель. Проанализировать особенности государственного регулирования отношений в области использования и охраны земель. Рассмотреть организационно-правовые механизмы охраны и использо­вания земель.

 

    Основные вопросы:

1. Понятие и общая характеристика государственного регулиро­вания и управления в области использования и охраны земель.

2. Система и компетенция органов государственного регулиро­вания и управления в области использования и охраны земель.

3. Организационно-правовые механизмы охраны и использо­вания земель.

4. Экономико-правовое обеспечение охраны и использования земель.

 

   Опорный конспект

Понятие и общая характеристика государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель

Регулирование важнейших общественных отношений, в том числе и земельных, осуществляется с помощью различных право­вых институтов и норм, организационного, экономического и иных механизмов.

Основным звеном организации и регулирования земельных отно­шений служит государство, поскольку земля, прежде всего, является публичным достоянием, обеспечивающим благополучие населения, кроме того, земля рассматривается как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространст­венная материальная основа хозяйственной и иной деятельности. Поэтому ведущей формой управления в области использования и охраны земель является государственное управление.

Государственное управление землями является неотъемлемой составной частью государственного управления в целом и пред­ставляет собой урегулированную нормами права исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов по орга­низации рационального использования, охраны земель, обеспече­нию соблюдения земельного законодательства всеми субъектами земельных отношений.

Цель государственного управления - обеспечение рационального использования и охраны земель.

Объектом государственного управления являются все земли Республики Беларусь, независимо от форм собственности и пра­вовых форм использования земли. Поэтому система государствен­ного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, распространяется на деятельность всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли.

Ведущими принципами государственного управления землями являются:

- принцип устойчивого развития, который включает в себя пре­доставление широких земельных полномочий местным исполни­тельным комитетам;

- стабильность целевого назначения земель;

- сохранение сельскохозяйственных земель, недопущение их необоснованного перевода в иные категории и др.

Содержание государственного управления в области использо­вания и охраны земель проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компе­тенцией; закреплении форм и методов управления, а также функ­ций (организационно-правовых механизмов) управления.

 

Система и компетенция органов государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель

В соответствии со ст. 23 Кодекса о земле государственное регу­лирование и управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, иные специально уполномоченные республи­канские органы государственного управления, областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты согласно их ком­петенции.

Органы управления в области использования и охраны земель подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся:

- Президент Республики Беларусь;

- Совет Министров Республики Беларусь;

- местные исполнительные комитеты.

Являясь субъектом земельных отношений, Президент Респуб­лики Беларусь осуществляет принадлежащие ему полномочия, свя­занные с государственным регулированием и управлением в облас­ти использования и охраны земель. Согласно ст. 24 Кодекса о земле Президент Республики Беларусь:

определяет единую государственную политику;

устанавливает порядок изъятия и предоставления земельных участков;

устанавливает порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам;

устанавливает случаи, когда запрещается изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для размещения объектов недвижимого имущества;

устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности;

согласовывает место размещения земельных участков при необходимости их изъятия и предоставления из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (лесов первой группы) для целей, не связанных с назначением этих земель;

устанавливает случаи, когда граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица освобождаются от возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства;

осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.

Совет Министров Республики Беларусь также относится к субъ­ектам земельных отношений и наряду с Президентом Республики Беларусь является республиканским органом государственного регу­лирования и управления в области использования и охраны земель.

В области использования и охраны земель в соответствии со ст. 25 Кодекса о земле Совет Министров Республики Беларусь:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

утверждает региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства областей и обеспечивает их реализацию;

утверждает перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, в границах которых земельные участки не подлежат предоставлению в частную собственность;

устанавливает порядок организации и проведения аукционов;

устанавливает порядок выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

устанавливает порядок изменения целевого назначения земельных участков;

определяет порядок проведения кадастровой оценки земель, земельных участков;

устанавливает порядок определения размеров убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости либо землепользователями в результате нарушения ими законодательства об охране и использовании земель и (или) условий договора аренды земельного участка, а также перечень организаций, осуществляющих определение размеров таких убытков, и порядок их возмещения;

устанавливает порядок определения, размеры подлежащих возмещению потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

устанавливает порядок проведения мониторинга земель и использования его данных;

устанавливает порядок образования комиссий по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров;

устанавливает порядок определения размера платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, предоставляемых в соответствии с законодательными актами без проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, а также начальной цены предмета таких аукционов;

утверждает типовую форму договора аренды земельного участка;

в соответствии с решениями или по поручению Президента Республики Беларусь заключает договоры о приобретении земельных участков или принимает решения об изъятии и предоставлении земельных участков иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их представительствам;

осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, КоЗ, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Компетенция местных исполнительных комитетов в области использования и охраны земель определена в ст. 27-30 Кодекса о земле. Данные органы принимают решения об изъятии и пре­доставлении земельных участков; осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель; разрешают земель­ные споры и т.д.

К государственным органам специальной компетенции по управлению землями относятся те органы государства, которые специально уполномочены выполнять соответствующие управлен­ческие функции. Специальное государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель осуществляет Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь является специально уполномоченным республиканским органом государственного регулирования и управления в области использо­вания и охраны земель. В соответствии со ст. 26 Кодекса о земле Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь в об­ласти использования и охраны земель:

проводит единую государственную политику;

устанавливает порядок проведения работ по установлению (восстановлению) и закреплению границ земельных участков;

обеспечивает разработку проектов региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц;

устанавливает порядок проведения землеустройства, организует его проведение;

устанавливает порядок информационного обеспечения и автоматизации землеустройства, в том числе средствами земельно-информационной системы;

обеспечивает проведение мониторинга земель;

обеспечивает проведение кадастровой оценки земель, земельных участков;

обеспечивает ведение государственного земельного кадастра;

устанавливает порядок ведения единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земель, земельных участков и реестра земельных ресурсов Республики Беларусь;

устанавливает содержание, порядок ведения и хранения землеустроительной, земельно-кадастровой документации;

осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и (или) через подчиненные ему организации.

К иным специально уполномоченным республиканским органам государственного регулирования и управления в области исполь­зования и охраны земель можно отнести Министерство природ­ных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства Республи­ки Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Бела­русь, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Бе­ларусь и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: