Тема 7: Государственное регулирование земельных отношений.
Цель практического занятия: изучить систему государственных органов (должностных лиц), участвующих в процессе регулирования земельных правоотношений. Изучить компетенцию государственных органов и должностных лиц, осуществляющих государственное регулирование в области использования и охраны земель. Проанализировать особенности государственного регулирования отношений в области использования и охраны земель. Рассмотреть организационно-правовые механизмы охраны и использования земель.
Основные вопросы:
1. Понятие и общая характеристика государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель.
2. Система и компетенция органов государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель.
3. Организационно-правовые механизмы охраны и использования земель.
4. Экономико-правовое обеспечение охраны и использования земель.
Опорный конспект
|
|
Понятие и общая характеристика государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель
Регулирование важнейших общественных отношений, в том числе и земельных, осуществляется с помощью различных правовых институтов и норм, организационного, экономического и иных механизмов.
Основным звеном организации и регулирования земельных отношений служит государство, поскольку земля, прежде всего, является публичным достоянием, обеспечивающим благополучие населения, кроме того, земля рассматривается как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности. Поэтому ведущей формой управления в области использования и охраны земель является государственное управление.
Государственное управление землями является неотъемлемой составной частью государственного управления в целом и представляет собой урегулированную нормами права исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов по организации рационального использования, охраны земель, обеспечению соблюдения земельного законодательства всеми субъектами земельных отношений.
Цель государственного управления - обеспечение рационального использования и охраны земель.
Объектом государственного управления являются все земли Республики Беларусь, независимо от форм собственности и правовых форм использования земли. Поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, распространяется на деятельность всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли.
|
|
Ведущими принципами государственного управления землями являются:
- принцип устойчивого развития, который включает в себя предоставление широких земельных полномочий местным исполнительным комитетам;
- стабильность целевого назначения земель;
- сохранение сельскохозяйственных земель, недопущение их необоснованного перевода в иные категории и др.
Содержание государственного управления в области использования и охраны земель проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов управления, а также функций (организационно-правовых механизмов) управления.
Система и компетенция органов государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель
В соответствии со ст. 23 Кодекса о земле государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления, областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты согласно их компетенции.
Органы управления в области использования и охраны земель подразделяются на органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся:
- Президент Республики Беларусь;
- Совет Министров Республики Беларусь;
- местные исполнительные комитеты.
Являясь субъектом земельных отношений, Президент Республики Беларусь осуществляет принадлежащие ему полномочия, связанные с государственным регулированием и управлением в области использования и охраны земель. Согласно ст. 24 Кодекса о земле Президент Республики Беларусь:
определяет единую государственную политику;
устанавливает порядок изъятия и предоставления земельных участков;
устанавливает порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам;
устанавливает случаи, когда запрещается изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для размещения объектов недвижимого имущества;
устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности;
согласовывает место размещения земельных участков при необходимости их изъятия и предоставления из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (лесов первой группы) для целей, не связанных с назначением этих земель;
устанавливает случаи, когда граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица освобождаются от возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства;
осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.
Совет Министров Республики Беларусь также относится к субъектам земельных отношений и наряду с Президентом Республики Беларусь является республиканским органом государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель.
В области использования и охраны земель в соответствии со ст. 25 Кодекса о земле Совет Министров Республики Беларусь:
|
|
обеспечивает проведение единой государственной политики;
утверждает региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства областей и обеспечивает их реализацию;
утверждает перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых, в границах которых земельные участки не подлежат предоставлению в частную собственность;
устанавливает порядок организации и проведения аукционов;
устанавливает порядок выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
устанавливает порядок изменения целевого назначения земельных участков;
определяет порядок проведения кадастровой оценки земель, земельных участков;
устанавливает порядок определения размеров убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости либо землепользователями в результате нарушения ими законодательства об охране и использовании земель и (или) условий договора аренды земельного участка, а также перечень организаций, осуществляющих определение размеров таких убытков, и порядок их возмещения;
устанавливает порядок определения, размеры подлежащих возмещению потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
устанавливает порядок проведения мониторинга земель и использования его данных;
устанавливает порядок образования комиссий по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров;
устанавливает порядок определения размера платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, предоставляемых в соответствии с законодательными актами без проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, а также начальной цены предмета таких аукционов;
|
|
утверждает типовую форму договора аренды земельного участка;
в соответствии с решениями или по поручению Президента Республики Беларусь заключает договоры о приобретении земельных участков или принимает решения об изъятии и предоставлении земельных участков иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их представительствам;
осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, КоЗ, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.
Компетенция местных исполнительных комитетов в области использования и охраны земель определена в ст. 27-30 Кодекса о земле. Данные органы принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков; осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель; разрешают земельные споры и т.д.
К государственным органам специальной компетенции по управлению землями относятся те органы государства, которые специально уполномочены выполнять соответствующие управленческие функции. Специальное государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель осуществляет Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь является специально уполномоченным республиканским органом государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель. В соответствии со ст. 26 Кодекса о земле Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь в области использования и охраны земель:
проводит единую государственную политику;
устанавливает порядок проведения работ по установлению (восстановлению) и закреплению границ земельных участков;
обеспечивает разработку проектов региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц;
устанавливает порядок проведения землеустройства, организует его проведение;
устанавливает порядок информационного обеспечения и автоматизации землеустройства, в том числе средствами земельно-информационной системы;
обеспечивает проведение мониторинга земель;
обеспечивает проведение кадастровой оценки земель, земельных участков;
обеспечивает ведение государственного земельного кадастра;
устанавливает порядок ведения единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земель, земельных участков и реестра земельных ресурсов Республики Беларусь;
устанавливает содержание, порядок ведения и хранения землеустроительной, земельно-кадастровой документации;
осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и (или) через подчиненные ему организации.
К иным специально уполномоченным республиканским органам государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель можно отнести Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и др.