Экономико-правовое обеспечение охраны и использования земель

Управление и регулирование охраны и использования земель выражается в сочетании административно-правовых средств воз­действия с мерами экономического характера.

К мерам экономико-правового обеспечения охраны и исполь­зования земель относятся экономическая оценка земель; плата за предоставление прав на землю; плата за пользование земельными участками; земельный налог и арендная плата; экономическое сти­мулирование рационального использования и охраны земель.

Экономическая оценка земель обусловлена совершенствова­нием экономического механизма охраны и использования земель и непосредственно связана с ведением государственного земельного кадастра.

Кадастровая оценка земель, земельных участков представляет собой определение кадастровой стоимости земель, земельных участков на определенную дату для целей, предусмотренных зако­нодательством (ст. 1 Кодекса о земле). Кадастровая оценка земель, земельных участков подразделяется на кадастровую оценку земель, земельных участков населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов, земель, земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов (далее – кадастровая оценка земель), и кадастровую оценку сельскохозяйственных земель земельных участков, предоставленных сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского), а также для ведения подсобного сельского хозяйства (далее – кадастровая оценка сельскохозяйственных земель), и проводится по инициативе Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета.

Кадастровая оценка земель проводится не реже чем через четыре года.

Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель проводится не реже чем через десять лет. Ее результаты поддерживаются в актуальном состоянии путем ежегодной корректировки с учетом существующих состояния земель и иных условий.

Результаты кадастровой оценки земель утверждаются Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков.

Результаты кадастровой оценки сельскохозяйственных земель утверждаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.

Сведения о кадастровой стоимости земель, земельных участков, полученной при проведении кадастровой оценки земель, кадастровой оценки сельскохозяйственных земель, результаты которых утверждены в порядке, предусмотренном законодательством, включаются в регистр стоимости земель, земельных участков.

Проведение кадастровой оценки земель, кадастровой оценки сельскохозяйственных земель и поддержание ее результатов в актуальном состоянии осуществляются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Исполнителей работ по проведению кадастровой оценки земель, кадастровой оценки сельскохозяйственных земель и поддержанию ее результатов в актуальном состоянии определяет Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь из числа подчиненных ему организаций.

В соответствии со ст. 31 Кодекса о земле за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, а также за право заключения дого­воров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, взимается плата, за исключением предусмотренных законом случаев. Так, плата не взимается за равноценные земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, находившихся в частной собственности.

Как правило, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, земельные участки предоставляются из государственной собственности в частную собственность граждан Республики Бела­русь, частную собственность негосударственных юридических лиц Республики Беларусь по их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, предоставляемых по результатам аукциона.

Кадастровая стоимость земельного участка -расчетная денеж­ная сумма, отражающая ценность (полезность) земельного участка при использовании его по существующему целевому назначению и включенная в регистр стоимости земельных участков государст­венного земельного кадастра.

При предоставлении земельных участков в частную собствен­ность по результатам аукциона их стоимость определяется по ре­зультатам аукциона и не может быть ниже кадастровой стоимости.

При предоставлении земельных участков в частную собственность или в аренду для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), обслуживания приобретенного недвижимого имущества, находившегося в государственной собственности, в том числе по результатам аукционов, местные исполнительные комитеты по заявлению лица, которому предоставляется земельный участок, принимают решение о предоставлении рассрочки внесения платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность, или платы за право заключения договоров аренды земельных участков.

Рассрочка может быть предоставлена на срок, не превышающий пяти лет со дня приемки в эксплуатацию в установленном порядке законченного строительством объекта, очереди, пускового комплекса или со дня приобретения недвижимого имущества, находившегося в государственной собственности. При этом до приемки в установленном порядке в эксплуатацию законченного строительством объекта, очереди, пускового комплекса лицом, которому предоставляется земельный участок, вносится часть платы в размере, определяемом местным исполнительным комитетом, предоставляющим рассрочку.

При предоставлении земельных участков в частную собственность для иных целей местные исполнительные комитеты имеют право принять решение о предоставлении рассрочки внесения платы (ее части) за земельные участки по обоснованному заявлению гражданина Республики Беларусь, негосударственного юридического лица Республики Беларусь, но не более чем на два года.

С момента возникновения у землепользователя права собственности или права аренды на земельный участок, в отношении которого предоставлена рассрочка внесения платы, и до полного исполнения им обязательств по внесению платы за земельный участок этот участок или право аренды на него находятся в залоге у государственного органа, принявшего решение о предоставлении земельного участка или об изменении вида вещного права на земельный участок на право собственности или право аренды. Отчуждение и (или) последующий залог земельного участка или права аренды на земельный участок, приобретенный с рассрочкой внесения платы (ее части), не допускаются до полного исполнения землепользователем этого участка обязанности по внесению платы за него.

Порядок внесения платы за земельные участки или платы за право заключения договоров аренды земельных участков в случае предоставления рассрочки определяется местным исполнительным комитетом, предоставляющим земельный участок.

За право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых в аренду без проведения аукциона, вносится плата, за исключением случаев, установленных законодательством (указаны ниже). Такая плата определяется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, на основании кадастровой стоимости земельного участка, действующей на дату подачи заявления заинтересованного лица о предоставлении ему земельного участка в аренду, исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату подачи такого заявления.

Плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых в аренду по результатам аукциона, определяется по результатам аукциона и не может быть ниже начальной цены права заключения договоров аренды земельных участков, определенной на основании кадастровой стоимости земельных участков с применением коэффициентов в зависимости от срока их аренды, установленных Советом Министров Республики Беларусь для определения платы за право заключения договоров аренды земельных участков, предоставляемых без проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков.

Не взимается плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых:

государственным органам, иным государственным организациям (за исключением предоставления земельных участков для строительства автозаправочных станций) – для осуществления их задач и функций, предусмотренных законодательством;

сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям – для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства;

научным организациям, учреждениям образования – для исследовательских и (или) учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;

государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям соответствующих исполнительных комитетов, в компетенцию которых входит ведение лесного, лесопаркового хозяйства, – для ведения лесного хозяйства;

религиозным организациям – для строительства и (или) обслуживания мест погребения, культовых строений, в том числе зданий епархиальных управлений, монастырских комплексов, духовных учебных заведений;

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – для строительства и (или) обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и объектов придорожного сервиса, за исключением случаев строительства объектов придорожного сервиса в пригородных зонах г. Минска и областных центров;

гражданам – для ведения личного подсобного хозяйства (одному из членов семьи), крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов (ремесел), огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, а также отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством – для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей;

садоводческим товариществам, гражданам – для коллективного садоводства, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, если требуется предоставление им для тех же целей другого земельного участка взамен изымаемого (в том числе взамен земельного участка, в отношении которого принято решение о предстоящем изъятии, за исключением случаев, установленных законодательными актами);

гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам – при обращении за оформлением документов, удостоверяющих права на земельные участки, на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), зарегистрированные организацией по государственной регистрации квартиры в блокированных жилых домах (при соблюдении условий, установленных законодательством), незавершенные законсервированные капитальные строения, в том числе разрушенные от пожара, других стихийных бедствий и в результате порчи, принадлежащие им (доли в праве на которые принадлежат им) на праве собственности или ином законном основании (имеется договор, судебное постановление, иной документ, подтверждающий такое право или основание), за исключением случаев, когда такая плата взималась при предоставлении этих участков в аренду для строительства капитальных строений (зданий, сооружений);

собственникам имущества совместного домовладения, товариществам собственников, уполномоченным лицам по управлению недвижимым имуществом совместного домовладения – для содержания и обслуживания недвижимого имущества совместного домовладения;

инвесторам и (или) организациям, в установленном порядке созданным в Республике Беларусь этими инвесторами либо с их участием, после заключения инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь – для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом;

организациям, а также индивидуальным предпринимателям, осуществляющим сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов, – для размещения приемных пунктов вторичного сырья, объектов сортировки, обезвреживания, переработки коммунальных отходов и объектов захоронения твердых коммунальных отходов;

иным лицам в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Использование земли в Республике Беларусь является плат­ным (ст. 32 Кодекса о земле). В ст. 32 Кодекса о земле конкрети­зируется принцип платности землепользования, установленный ст. 5 Кодекса о земле в качестве основного принципа земельных отношений. Принцип платности использования земли имеет целью стимулировать рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования в разных регионах, на землях разного качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах.

Земельное законодательство Республики Беларусь в качестве форм платы за использование земли предусматривает земельный налог или арендную плату. Следует отметить, что правовая природа этих платежей различна: арендная плата - результат добровольного соглашения участников договора, налог - обязательный безуслов­ный платеж, взимаемый государством с собственников, владельцев и пользователей.

За пользование земельными участками, находящимися в частной собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, уплачивается земельный налог в со­ответствии с налоговым законодательством.

За пользование земельными участками, находящимися в аренде, уплачивается арендная плата. Размер арендной платы за пользова­ние земельными участками, находящимися в частной собственности граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Беларусь, определяется договором аренды земель­ного участка.

Порядок взимания арендной платы за земельные участки, на­ходящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за зе­мельные участки, находящиеся в государственной собственности» и Указ Президента Республики Беларусь от 13.08.2010 № 420 «Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной соб­ственности»).

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности землепользователей в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий хозяйственной и иной деятельности. Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель включает:

выделение средств из республиканского или местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине землепользо­вателей;

предоставление льготных кредитов;

поощрение за улучшение качества земель, повышение плодоро­дия почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологически чистой продукции и др.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте правовую характеристику государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель в Республике Беларусь.

2. Охарактеризуйте систему органов государственного регулиро­вания и управления в области использования и охраны земель.

3. Проанализируйте компетенцию органов государственного регулиро­вания и управления в области использования и охраны земель.

4. Проведите сравнительный анализ компетенции Президента Республики Беларусь и Совета Министров в области использования и охраны земель.

5. Охарактеризуйте планирование как основной организационно-правовой механизм охраны и использо­вания земель.

6. Охарактеризуйте мониторинг земель как основной организационно-правовой механизм охраны и использо­вания земель.

7. Охарактеризуйте распределение и перераспределение земель как основной организационно-правовой механизм охраны и использо­вания земель.

8. Охарактеризуйте учет земель и ведение государственного земельного кадастра как основные организационно-правовые механизмы охраны и использо­вания земель.

9. Охарактеризуйте землеустройство как основной организационно-правовой механизм охраны и использо­вания земель.

10. Охарактеризуйте государственный контроль как основной организационно-правовой механизм охраны и использо­вания земель.

11. Охарактеризуйте государственную регистрацию как основной организационно-правовой механизм охраны и использо­вания земель.

12. Что относится к мерам экономико-правового обеспечения охраны и использования земель.

 

 

Практические задания:

Задание 1. Составьте блок схем по вопросам:

1. Система органов государственного регулиро­вания и управления в области использования и охраны земель.

2. Организационно-правовые механизмы охраны и использо­вания земель.

3. Меры экономико-правового обеспечения охраны и использования земель.

 

Задание 2. Подготовьте презентацию на тему «Платежи за зем­лю и их виды».

Задание 3. Решите задачи.

1. В процессе проверки Гомельской областной прокуратурой было установлено, что в одном из районов области осуществлялось пре­доставление земельных участков без учета их размеров, без изъятия у прежних землепользователей и оформления прав на землю.

Могут ли данные действия быть квалифицированы как наруше­ния земельного законодательства?

Если да, то укажите нормы земельного законодательства, кото­рые были нарушены.

2. Общественный инспектор охраны природы С.С. Смирнов в ходе осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды установил, что гражданин Н.Новожилов в 2009 г. приобрел земельный участок для строительства жилого дома, но к застройке не приступил, земельный участок зарос сорняками.

Имеет ли место нарушение норм земельного законодательства?

 

3. Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь принял решение о предоставлении ООО «Трайпл» земельного участка для строительства завода по производству газированных напитков.

Охарактеризуйте полномочия Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.

Правомерно ли решение, принятое Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь?

 

4. Гражданин П.П. Павлов решил организовать кре­стьянское (фермерское) хозяйство. Решением сельского исполни­тельного комитета ему было предоставлено на праве пожизненного наследуемого владения 90 га сельскохозяйственных земель из состава земель запаса.

Охарактеризуйте правовые формы использования земли кресть­янским (фермерским) хозяйством.

Законно ли решение сельского исполнительного комитета?

 

 

Задание 4. Найдите правильный ответ.

 

1. Из перечисленных государственных органов выделите орган специальной компетенции, осуществляющий управление землями:

а) Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии;

б) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;

в) Министерство сельского хозяйства и продовольствия;

г) Министерство лесного хозяйства;

д) Государственный комитет по имуществу.

 

2. Назовите документ, удостоверяющий права на землю:

а) удостоверение прав на землю;

б) паспорт земельного участка;

в) свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации;

г) государственный акт на землю;

д) сертификат на землю.

 

3. Деятельность государственных органов, направленная на предотвращение, выявление и устранение нарушений законо­дательства об охране и использовании земель, осуществляемая в соответствии с законодательными актами, - это:

а) землеустройство;

б) мониторинг земель;

в) правовая охрана земель;

г) государственный контроль за использованием и охраной земель;

д) аудит в области использования и охраны земель.

4. Совокупность систематизированных сведений и документов о правовом режиме, состоянии, качестве, распределении, хозяйст­венном и ином использовании земель, земельных участков - это:

а) мониторинг земель;

б) учет земель;

в) земельный кадастр;

г) землеустройство;

д) инвентаризация земель.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: