Организационно-правовые механизмы охраны и использования земель

Для обеспечения рационального использования и охраны земель существенное значение имеет наличие закрепленных в законода­тельстве средств, при помощи которых достигается результативное воздействие на общественные земельные отношения.

Основными организационно-правовыми механизмами в области рационального использования и охраны земель являются:

планирование использования и охраны земель;

мониторинг земель;

распределение и перераспределение земель;

учет земель и ведение государственного земельного кадастра;

землеустройство;

государственный контроль в области использования и охраны земель;

государственная регистрация земельных участков, прав на них и сделок с ними.

Планирование использования и охраны земель вытекает из по­требности рационального и эффективного использования и охраны земель и позволяет обеспечить научно-обоснованное сочетание экологических, экономических, социальных интересов.

Планирование действий в целях обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель предполагает разра­ботку территориальных комплексных схем, программ, мероприятий в области земельных отношений. Планирование осуществляется в целях определения долгосрочной перспективы развития территории на основе социально-экономических программ и утвержденной в установленном порядке землеустроительной, градостроительной, природоохранной и иной документации.

Интенсивный характер землепользования и особая роль зем­ли как компонента природной среды определили потребность постоянного наблюдения за ее состоянием путем организации и ведения мониторинга земель. Мониторинг земель является видом мониторинга окружающей среды и предназначен для обеспечения органов государственного управления, граждан и юридических лиц сведениями о земле в целях организации ее рационального исполь­зования и охраны, осуществления других мероприятий, связанных с использованием земель.

Мониторинг земель согласно ст. 1 Кодекса о земле - система наблюдений за состоянием земель, оценки и прогноза изменений состояния земель под воздействием антропогенных и (или) при­родных факторов. Организация проведения мониторинга земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу Респуб­лики Беларусь за счет средств республиканского бюджета.

Распределение и перераспределение земель является важным организационно-правовым механизмом охраны и использования земель, в процессе осуществления которого определяется правовой режим земель. Распределение и перераспределение земель пред­ставляет собой совокупность действий государственных органов, направленных на возникновение, изменение и прекращение прав на землю.

Осуществление распределения и перераспределения земель ба­зируется на ряде важных принципов:

- предоставление земельных участков с учетом приоритетного использования земель сельскохозяйственного назначения для сель­скохозяйственных нужд;

- предоставление земельного участка конкретному лицу осуществляется соответствующими органами в пределах их компетенции те его изъятия;

- земельные участки предоставляются с обязательным указанием целей, условий пользования и в оптимальных размерах;

- собственники, пользователи и владельцы земли имеют право выбора земельного участка, который предоставляется взамен изымаемого.

Правовыми формами осуществления распределения и перераспределения земель являются предоставление и изъятие земель. Предоставление и изъятие земель взаимосвязаны и рассматриваются как стороны одного процесса перераспределения. При его осуществлении государственные органы совершают совокупность действий, направленных либо на возникновение права пользования конкретным земельным участком у конкретных лиц (и соответственно на изъятие земли у прежних пользователей или из земель запаса), либо на прекращение права пользования земельными участками (и соответственно на передачу их другим лицам или возврат в земли запаса).

Являясь самостоятельными, но в то же время взаимосвязанными юридически значимыми процессами, возникающими по поводу одного и того же объекта, предоставление и изъятие земель регламентируются одним Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом № 667.

Важным организационно-правовым механизмом в области использования и охраны земель является государственный учет з емель. Учет земель является основой для осуществления иных организационно-правовых механизмов в области использования и охраны земель, поскольку от точности знаний о наличии и состоянии земель зависит эффективность планирования, распределения перераспределения земель, контроля, охраны и использования. Государственный учет земель ведется в форме кадастров.

В соответствии со ст. 1 Кодекса о земле государственный земельный кадастр - совокупность систематизированных сведений и документов о правовом режиме, состоянии, качестве, распределении, хозяйственном и ином использовании земель, земельных участков. Вопросы содержания и ведения государственного земельного кадастра урегулированы ст. 84-88 Кодекса о земле.

Государственный земельный кадастр состоит из:

единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;

единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

реестра цен на земельные участки;

регистра стоимости земельных участков;

реестра земельных ресурсов Республики Беларусь.

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентариза­цией и кадастровой оценкой земель, земельных участков, иными землеустроительными мероприятиями, а также осуществлением государственной регистрации недвижимого имущества, прав, огра­ничений (обременении) прав на него и сделок с ним.

Государственный земельный кадастр ведется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Рациональное использование земель предполагает обеспечение такого использования, при котором учитываются географические, природно-климатические, ландшафтные и почвенные характери­стики земель, потребности в создании комфортных и безопасных условий для проживания и жизнедеятельности населения в сочета­нии с интересами экономически эффективного землепользования, сохранения целостности земельных участков и предупреждения их дробления, охраны земель и других природных объектов, предупре­ждения опасных негативных изменений в их состоянии. Одним из средств обеспечения рационального землепользования являются мероприятия по землеустройству территории.

В соответствии со ст. 1 Кодекса о земле землеустройство - комплекс мероприятий по инвентаризации земель, планированию землепользования, установлению (восстановлению) и закреплению границ объектов землеустройства, проведению других землеустрои­тельных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования и охраны земель. Как организационно-правовой механизм управления в области использования и охраны земель землеустройство включает систему мероприятий, реализация кото­рых призвана обеспечить наиболее целесообразное, научно обосно­ванное, рациональное и эффективное землепользование.

Объектами землеустройства являются земли Республики Бела­русь, земельные контуры, а также земельные участки (ст. 77 Ко­декса о земле). Содержание и порядок проведения землеустройства регламентируются ст. 78-82 Кодекса о земле.

Государственный контроль за использованием и охраной земель - деятельность государственных органов, направленная на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства об ране и использовании земель, осуществляемая в соответствии с законодательными актами (ст. 1 Кодекса о земле). Основные задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми гражданами и индивидуальными предпринимателями и юридическими ли­ли установленного порядка пользования земельными участками, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель.

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется  областными, Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами непосредственно и (или) через свои землеустроительные службы, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными государственными органами. Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 11.12.2009 № 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель». Земельные участки относятся к категории недвижимого имущества (ст. 130 ГК). В соответствии со ст. 131 ГК государственной регистрации подлежат недвижимое имущество, права на него и сделки с ним.

Государственная регистрация недвижимого имущества (земельного участка) - юридический акт признания и подтверждения государством создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества.

Государственная регистрация права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество (земельный участок) - юридический акт признания и подтверждения государством возник­новения, перехода, прекращения права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество.

Государственная регистрация сделки с недвижимым имуще­ством (земельным участком) - юридический акт признания и подтверждения государством факта совершения сделки.

Специально уполномоченным органом государственного управ­ления Республики Беларусь в области государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними является Государственный комитет по имуществу.

С государственной регистрацией законодательство Республики Беларусь связывает момент возникновения и перехода прав на зе­мельные участки, действительность сделок с ними и перехода прав на них, гарантии защиты зарегистрированных прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Вопросы государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними получили комплексное правовое ре­гулирование в Законе Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-3 «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: